115 лет Подводным силам России: основные вехи истории

размещено в: Новости | 0

13 (6 ст. ст.) марта 1906 года императорским указом в составе  российского флота было признано существование отдельного класса кораблей – подводных лодок. Эта дата стала днем рождения Подводных сил России, официально отмечалась до 1917 года и восстановлена приказом Главкома ВМФ России в 1996 году как «День моряка-подводника».

19 марта 2021 года Подводным силам России исполняется 115 лет.

Первые попытки создания подводной лодки относятся к 1718-1721 гг., к строительству и испытанию «потаенного судна» крестьянином Е. Никоновым. И хотя  со смертью Петра I, практической реализации данный проект не получил, но он заложил первоосновы подводного кораблестроения в России.  В последующие годы поступило достаточно много предложений в сфере подводного плавания. Рассмотрим основные из них, закончившиеся практической реализацией. В их числе подводные лодки (ПЛ), построенные  по проектам  генерала К. А. Шильдера (1834), германского изобретателя В. Бауэра (1856), русского изобретателя И.Ф. Александровского (1864). Наибольших успехов добился инженер С.К. Джевецкий, создавший в металле несколько проектов подводных лодок (1870-е – 1880-е), по одному из которых было построено и принято на вооружение русских приморских крепостей 50 малых ПЛ. Однако, несмотря на достигнутые успехи, технический уровень  данных подводных лодок не позволял их признать полноценными боевыми кораблями.

С началом XX века, в России было создано первое конструкторское бюро (1900, ныне – Центральное проектно-конструкторское бюро морской техники «Рубин»), с целью создания полноценного проекта боевой подводной лодки. Группа инженеров во главе с И.Г. Бубновым, используя современные заделы кораблестроения, двигателестроения и электротехники, создали проект и построили на Балтийском заводе первую боевую подводную лодку – «Миноносец №   113», в будущем – «Дельфин» (1904). В последующем, на базе этого проекта была создана более совершенная серия подводных лодок типа «Касатка».

Начавшаяся Русско-японская война обусловила потребность в усилении Русского ВМФ на Дальнем Востоке. Для этого в США и Германии  были приобретены готовые подводные лодки («Сом», «Осетр»), по их образцам заказаны новые ПЛ, с достройкой в России.  Готовые корабли по железной дороге перевезли во Владивосток, где они образовали первое боевое соединение – «Отдельный отряд миноносцев Владивостокского отряда крейсеров». Поступающие подводные лодки, собирались во владивостокских мастерских, формировали экипажи и проводили курс боевой подготовки и приступали к патрулированию в водах Японского моря.

Во время одного из таких патрулирований подводная лодка «Сом» обнаружила два японских миноносца и начала сближение с ними, для атаки. Увидев атакующую лодку, японцы обстреляли ее и уклонились от боя, уйдя в море (1905). Данный случай стал первым боевым эпизодом в славной истории Подводных сил России. Таким образом, присутствие подводных лодок во Владивостоке, парировало угрозу японской экспансии против русских территорий на Дальнем Востоке  

В 1910-е гг. в России был обобщен имеемый опыт подводного плавания, для подготовки кадров был сформирован Учебный отряд подводного плавания (1907), в дополнении к дальневосточному, были созданы соединения подводных лодок на Балтике (1907) и Черном море (1908).  На отечественных заводах приступили к строительству новых подводных лодок, созданных по проектам русских («Минога» и «Акула», «Барс» и «Морж») и иностранных («Нарвал») инженеров, которые составили основу подводного флота Русского ВМФ в годы Первой Мировой войны.

В Первую Мировую войну подводные силы (1914-1917) сыграли значимую роль. Так, подводные лодки Балтийского флота стали сдерживающим фактором в отражении вторжения германского флота в Рижский залив в 1915 году, создали угрозу немецкому судоходству в Балтийском море, что негативно сказалось на экономике Германии. На Черном море, подводные лодки принимали посильное участие в блокаже германо-турецких кораблей в Босфоре, активно воздействовали на турецкие морские коммуникации, что приводило к энергетическим кризисам в северных районах  Турции.  Сибирская флотилия приняла участие в Первой Мировой войне, отправив по Транссибирской магистрали подводные лодки на воюющие Балтийский и Черноморский флоты. В 1915 г. для защиты арктических акваторий Россия начала формировать Флотилию Северного Ледовитого океана,  составным компонентом которой стали и подводные лодки, перевезенные по железной дороге из Владивостока и Петербурга.

Первой боевой операцией Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) стал «Ледовый поход» как стратегическое перебазирование главных сил Балтийского флота из Гельсингфорса (ныне Хельсинки) в Кронштадт (февраль 1918), во время которого были спасены от захвата  германскими войсками были спасены 12 подводных лодок. Подводные лодки РККФ приняли активное участие в Гражданской войне. Так, переведенная на Каспий подводная лодка «Макрель», первой из советских ПЛ выполнила атаку вражеских кораблей, сорвав захват интервентами форта Александровский (май 1918). Балтийская подводная лодка «Пантера», под командованием А.Н. Бахтина, атаковала и потопила английский эсминец «Виторриа» в Копорском заливе (август 1919), открыв боевой счет советских подводников. Гражданская война  и экономическая разруха нанесли существенный урон подводным силам. На Балтике осталось несколько боеспособных подводных лодок, подводные силы на Черном море были полностью уничтожены интервентами и белогвардейцами, на Дальнем Востоке и Севере не осталось дееспособных военно-морских сил в целом.

В Морских силах  Советской России подводные лодки занимали ключевую роль, являясь одним из основных инструментов обороны морских рубежей. Под руководством инженера Б.М. Малинина был разработан первый советский проект подводной лодки типа «Декабрист», к постройке которого приступили в 1927 г. Всего же, начиная с этого года и до начала Великой Отечественной войны было на верфях в Ленинграде, Николаеве и Горьком было построено 210  подводных лодок, из которых: типа «Д (Декабрист)» – 6 ед., типа «Щ (Щука)» – 84 ед., типа «М (Малютка)» – 78 ед.,  типа «Л (Ленинец)» – 19  ед., типа «К (крейсерская)» – 6 ед., типа «С (средняя)» – 17 ед. Часть подводных лодок секциями перевозилась железной дорогой на Дальний Восток, где собирались и входили в состав Тихоокеанского флота.

Одновременно с эти формировались экипажи, которые принимали корабли и, проходя курс боевой подготовки, вливались в состав ВМФ СССР. Характерной чертой того времени стали «стахановские походы» – походы советских подводных лодок, на сроки, существенно превышающие проектную автономность.  Первый рекорд продолжительности плавания установила тихоокеанская «Щ-117», проведя в море с 11 января по 26 февраля 1936 года 40 суток, пройдя 2 022 миль, в т.ч. 315 миль под водой.  Стахановские походы повторили «Щ-122» и «Щ-123», рекорд принадлежит подводной лодке «Щ-113», проведшей в море 102 дня. В августе – октябре 1940 г. подводная лодка «Щ-423» первой в Советском ВМФ выполнила межтеатровый маневр, перейдя Северным морским путем с Северного флота на Тихоокеанский флот. В итоге, к началу Великой Отечественной войны, Подводные силы Советского ВМФ представляли собой грозную силу, в состав которой входило 209  подводных лодок, в том числе: на Балтийском  флоте – 65 подводных лодок, на Черноморском флоте – 44 подводных лодки, на Северном флоте  – 15 подводных лодок, на Тихоокеанском флоте – 85 подводных лодок.   

В Великой Отечественной войне Военно-морской флот СССР сыграл оперативно-стратегическую роль, содействуя победам Красной Армии на прибрежных фронтах.  Подводные силы Балтийского флота обеспечили оборону морских подходов к Кронштадту и Ленинграду, прорвавшись в 1941, 1942, 1944 и 1945 гг. в центральную и южную Балтику   препятствовал транспортным и военным перевозкам, а в последние годы и эвакуации войск противника. Подводные лодки  Черноморского флота, противодействуя противнику на коммуникациях, выполнили 69 транспортных походов, доставляя в  осажденный Севастополь различные грузы (1942). Подводники – североморцы противодействовали вражеским сообщениям в Баренцевом море, защищали ленд-лизовские конвои и свои коммуникации в советской Арктике. Выполнив трансокеанский переход четыре подводные лодки Тихоокеанского флота поступили на Северный флот (1942), в войне в Арктике и на Черном море приняли участие экипажи тихоокеанских подводных лодок. Каспийская военная флотилия обеспечивала испытания новых подводных лодок, построенных в Горьком.

За годы Великой Отечественной войны погибло 102 подводных лодки, из которых:  на Балтике – 46 подводных лодок,  на Черном море – 28 подводных лодок,  в Северном Ледовитом океане – 23 подводных лодок,   на Тихом океане – 5 подводных лодок. За годы Великой Отечественной войны гвардейскими кораблями стали 12 подводных лодок, краснознаменными – 25 подводных лодок, гвардейскими и краснознаменными – 4 подводные лодки. 23 морякам – подводникам было присвоено звание Героя Советского Союза, в т.ч. двум посмертно.

Советский Союз, вовлеченный в Холодную войну,  дал адекватный ответ на угрозы со стороны капиталистических государств. В 1947-1955 гг. в Порт-Артуре (Китай) базировалось соединение подводных лодок, ставших сдерживающим фактором в Корейской войне. В конце 1950 – начале 1960 гг. советские подводные  лодки базировались в Албании, формируя угрозу американским авианосцам в Средиземном море, выполнили поход в Индонезию, оказав силовую поддержку этому молодому государству, освободившемуся от голландских колонизаторов.  Важную роль подводные лодки сыграли в Кубинском кризисе 1962 года, выполнив попытку прорыва морской блокады Кубы, единственного союзника СССР в западном полушарии.

1950-1960-е гг. – это время коренного обновления отечественных подводных сил. Так, в эти годы получила массовое применение атомная энергетика (1959), сделавшая подводными лодки из «ныряющих» в истинно подводные корабли. На вооружение подплава  поступили баллистические ракеты (1961), сначала средней (1967), а затем и межконтинентальной (1972) дальности, что сделало подводные лодки полноправными участниками ядерного сдерживания. Вооруженные крылатыми ракетами (1959), подводные лодки стали  прямой угрозой американским авианосцам – основным инструментам агрессии США в Мире. Оснащение подводных лодок торпедами с ядерным зарядом  (1963) резко увеличило их противолодочный и противокорабельный боевой потенциал. Начина с середины 1960 гг. Подводные силы стали обязательным участником океанских походов Советского ВМФ.

Подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами, выполняли систематическое боевое патрулирование, в готовности по приказу нанести ответный, ракетно-ядерный удар. В силу недостаточной дальности стрельбы, в 1960 и первой половине 1970 гг.  ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛСН) были вынуждены выполнять походы в непосредственную близость к вражеским берегам, совершая патрулирование у восточных и западных берегов американского континента. Это формировало существенную угрозу нашим ракетоносцам со стороны американских ПЛ. И только с середины 1970-х гг., с поступлением на вооружение межконтинентальных ракет,  боевое патрулирование РПЛСН стало осуществляться в защищенных районах – в водах Баренцева и Охотского морей. Венцом ракетно-ядерного сдерживания стала серия тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения типа «Акула», поступивших в состав Советского флота с 1981 г., и способных по своим качествам, оперировать во всей акватории Северного Ледовитого океана.  

Важная роль в предупреждении ракетно-ядерного удара по территории СССР удара с американских подводных лодок принадлежит противолодочным подводным лодкам Советского ВМФ. Имея в своей массовой основе корабли проекта «671 – 671РТ – 671РТМ», советские подводники успешно провели ряд успешных противолодочных операций, наиболее известные из которых поход тихоокеанской «К-492» к Бангору (1982), операции «Апорт» (1985) и «Артрина» (1987), выполненные североморскими подводниками.

Противоавианосная задача Советского ВМФ решалась Морской авиацией и подводными лодками вооруженными крылатыми ракетами. Первоначально для этого подводные  силы оснащались дизель-электрическими (пр. 665, 651) и атомными (пр. 675) подводными лодками, вооруженными крылатыми ракетами с надводным стартом (начало 1960), а затем атомными подводными лодками (пр. 670 и 949), оснащенными крылатыми ракетами с подводным стартом (1967).

Подводные лодки являлись обязательным компонентом Оперативных эскадр (ОпЭск) – соединений разнородных сил Советского ВМФ, размещенных в передовых районах Мирового океана для решения комплексных задач по защите интересов Советского Союза. Подводные лодки включались в состав 5-й ОпЭск в Средиземном море, 8-й ОпЭск в Индийском океане, 17-й ОпЭск во Вьетнаме.

Подводные силы Советского ВМФ сыграли важную роль в сдерживании агрессии против своей страны. По оценке профессора Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, капитана 1 ранга В.Г. Крамаренко «… За период с 1965 по 2000 год отечественными подводными лодками совершено около 3 800 походов на боевую службу. Из них: около трети (порядка 1 300 походов) выполнено главным видом ударных сил ВМФ – РПЛСН; около четверти (порядка 900 походов) – многоцелевыми атомными подводными лодками, и более 40% (1600 походов) – дизель-электрическими подводными лодками. Если считать, что каждая длилась 90 суток, то получится, что экипажи субмарин провели в море 950 лет…».

По оценкам западных экспертов в 2014 году российский подводный флот представлял собой в количественном отношении значимую силу, составляя 57 ед., в числе которых 10  ракетных подводных лодок  стратегического назначения, 1 многоцелевая подводная лодка, 26 атомных ракетных и торпедных подводных лодок, и 20 дизель-электрических подводных лодок.  Однако надо признать, что большинство этих кораблей построено еще в советское время и к современности полностью выслужило свои сроки.

Поэтому в современности реализуется программа модернизации Подводных сил Российского ВМФ, в результате которой в состав флота войдут 8 атомных ракетных крейсеров стратегического назначения типа «Борей», 7 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Ясень», 12 дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» и 3 дизель-электрических подводных лодки типа «Лада», пройдут модернизацию многие корабли 1990-х гг. постройки.

Это делает очевидным вывод: история Российского подводного флота не окончена, история продолжается.