размещено в: Статьи | 0

Подводники, ставшие Героями Советского Союза в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

(к 75-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне) 

Часть 5

Мы продолжаем повествование о подводниках Северного флота, удостоенных звания Героя Советского Союза в период Великой Отечественной войны. Начало в предыдущей публикации. Следующие статьи будут посвящены подводникам Балтийского флота.

 

Сергей Прокофьевич Лисин

(26.07.1909 – 05.01.1992)

Сергей Прокофьевич Лисин

С.П. Лисин родился 26 июля 1909 года в городе Саратове. С 1931 года он служит на флоте, в 1936 году оканчивает Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (Ленинград), в 1938 – командный отдел Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова (Ленинград). В 1936–1937 годах Сергей Прокофьевич был командиром штурманской боевой части (БЧ-1) подлодки Щ-313 (позже присвоен номер Щ-301; тип Щ – «Щука», серия X). В 1938 году он участвовал в Гражданской войне в Испании, занимая должность помощника командира на субмаринах республиканского флота.

По возвращении из Испании С.П. Лисин в ноябре 1938 года назначен командиром подлодки С-7 Балтийского флота (тип С – «Средняя», серия IX-бис) и в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. 02 июля 1942 года субмарина вышла в свой четвёртый боевой поход, прославивший командира и экипаж: 09 июля она торпедами уничтожила транспорт «Маргарета» (водоизмещение – 1 272 брутто-регистровых тонны), 11 июля – транспорт «Лулео» (более 5 600 брт), 27 июля – повредила и вынудила выброситься на отмель германское судно «Эллен Ларсен» (почти 2 000 брт), а 30 июля – пустила ко дну транспорт «Кате» (более 1 500 брт). В том же походе 05 августа потоплен артиллерией финский транспорт «Похьянлахти» (почти 700 брт), кроме того, в плен попали капитан этого судна и один из матросов, захвачена документация.

Во время пятого боевого похода С-7 была торпедирована финской субмариной и затонула, вместе с лодкой погибли 42 члена экипажа. Выжили и попали в плен только четыре советских подводника, включая С.П. Лисина, которые в момент атаки находились на мостике. 23 октября 1942 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с захватчиками и, проявленные при этом, отвагу и героизм Сергей Прокофьевич Лисин, к тому времени уже находившийся в финском плену, был удостоен звания Героя Советского Союза. Его освободили только в 1944 году, когда Финляндия вышла из войны.

Сергей Прокофьевич после Великой Отечественной проходил военную службу на различных административно-командных должностях, занимался преподавательской деятельностью, выйдя в отставку в звании капитана 1-го ранга. Он был награждён двумя орденами Ленина, один из которых вручен одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза, а также орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени и Красной Звезды.

 

Евгений Яковлевич Осипов

(25.12.1913 – 1943)

Евгений Яковлевич Осипов

Е.Я. Осипов родился 25 декабря 1913 года в городе Санкт-Петербурге. С 1931 года он служит на флоте, в 1936 – оканчивает Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, в 1940 – два курса Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова, с 1936 по 1940 год – занимает различные командные должности на подводных лодках.

В мае 1941 года Евгений Яковлевич становится помощником командира подводного минного заградителя Л-21 (тип Л – «Ленинец», серия XIII-бис), который тогда достраивался на Балтике, и в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года он назначен командиром подлодки Щ-406 (тип Щ, серия X-бис). В зимнем блокадном Ленинграде Е.Я. Осипов за короткий срок сумел организовать ремонт механизмов лодки и подготовить её к выходу в море.

В июне 1942 года, в сложных условиях «белых» ночей и сильного противодействия сил противолодочной обороны врага, Евгений Яковлевич, форсировав минные поля, одним из первых вышел в боевой поход с целью нарушения морских коммуникаций противника. При следовании в район боевых действий Щ-406 подверглась атаке вражеского бомбардировщика. Разрывы бомб вывели из строя электроуправление рулями, но экипаж самоотверженно устранил повреждения в подводном положении и продолжил выполнение боевой задачи. 8 июля субмарина нанесла сильные повреждения германскому судну «Фидес» (более 500 брт).

23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и, проявленные при этом отвагу и героизм, Щ-406 награждена орденом Красного Знамени, а её командиру Евгению Яковлевичу Осипову было присвоено звание Героя Советского Союза. В следующем походе, начавшемся 21 октября 1942 года, подлодка одерживает новые победы, уничтожив торпедами вражеские транспорты «Бенгт Стуре» (почти 900 брт) и «Агнес» (почти 3 000 брт), доставлявшие стратегически важное сырье.

29 мая 1942 года Щ-406 вышла в очередной боевой поход и пропала без вести (позже было установлено, что она подорвалась на минном заграждении). Вместе с лодкой погиб весь её экипаж – 40 человек, включая командира. Помимо ордена Ленина, врученного одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза, капитан 3-го ранга Е.Я. Осипов во время войны был также награжден орденом Отечественной войны I степени.

 

Михаил Степанович Калинин

(23.02.1918 – 05.07.1978)

Михаил Степанович Калинин

М.С. Калинин родился 23 февраля 1918 года на территории современной Московской области. С 1934 года он служит на флоте, в 1938 году оканчивает Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, после чего занимает различные должности на кораблях Балтийского флота. В апреле 1939 года Михаил Степанович получает назначение командиром штурманского сектора субмарины Щ-305 (тип Щ, серия V-бис), участвует в Советско-финляндской войне.

С июня 1940 года М.С. Калинин назначен командиром БЧ-1 подлодки Щ-303 (тип Щ, серия III) и в этой должности встречает начало Великой Отечественной войны. В составе экипажа этой субмарины он участвовал в двух боевых походах. Щ-303 выходила в Балтийское море для действий на коммуникациях врага в сложных навигационных условиях, преодолевая сплошные минные заграждения, подвергаясь систематическому воздействию противолодочных кораблей и авиации противника. В одном из этих походов лодка нанесла тяжелые повреждения германскому транспорту «Альдебаран» (почти 8 000 брт). В январе 1942 года Михаил Степанович становится помощником командира Щ-303, а 1 марта 1943 год за активные действия на коммуникациях противника подлодка была удостоена гвардейского звания. В успех корабля свой вклад внёс и М.С. Калинин, обеспечивавший её скрытное плавание и своевременный уход на глубину, а также рассчитывавший данные для торпедной стрельбы.

По окончании Высших специальных курсов командного состава Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова, Михаил Степанович в октябре 1943 года был назначен помощником командира лодки С-4 (тип С, серия IX-бис). В январе 1944 года он назначается командиром субмарины Щ-307 (тип Щ, серия V-бис-2), которая в сложных условиях зимнего плавания совершила два боевых похода. Лодка находилась под его командованием до 1946 года.

6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и, проявленные при этом, героизм и мужество Михаилу Степановичу Калинину присвоено звание Героя Советского Союза, а подлодка Щ-307 награждена орденом Красного Знамени. После окончания войны М.С. Калинин продолжал военную службу на различных административно-командных должностях, занимался преподавательской деятельностью, выйдя в отставку в звании капитана 1-го ранга. Он был награждён двумя орденами Ленина, один из которых вручен одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза, двумя орденами Красного Знамени, а также орденами Ушакова II степени, Отечественной войны I степени и Красной Звезды.