56 лет назад атомная подводная лодка “К-27” установила рекорд по подводному плаванию

размещено в: Статьи | 0

В свой дальний поход К-27 отправилась 21 апреля 1964-го. Экипаж отрабатывал эксплуатацию всех узлов и агрегатов лодки на предельных режимах и в разных климатических условиях. К-27 проследовала из Арктики в экваториальные районы Атлантического океана, где температура воды местами достигала 27 градусов. Системы охлаждения реактора работали на износ — от жара отсеки лодки прогревались до 45 градусов.

С 21 апреля по 11 июня 1964 года длился первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении атомной подводной лодки К-27.

Автономка длилась более 50 суток, лодка преодолела почти 12,5 тысячи морских миль, что по тем временам было абсолютным мировым рекордом пребывания человека под водой.

Задача похода – испытание субмарины на предельных режимах для выявления ее возможностей, проверка систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. А еще необходимо было определить оптимальные режимы действия энергетической установки. Поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.

К-27 – это единственная подлодка, построенная по проекту 645 ЖМТ – с жидким металлом в качестве теплоносителя. Ее заложили 15 июня 1958 года, а спустили на воду 1 апреля 1962 года. Сдали лодку 30 октября 1963 года.

На вооружении субмарины стояли четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 миллиметра. Впервые в мировой практике на подлодках проекта 645 для торпедных аппаратов было использовано устройство быстрого заряжания. Для каждого торпедного аппарата оно имело индивидуальные механизмы подачи торпед, которые позволяли заряжать одновременно.

21 апреля экипаж К-27 под командованием И.И. Гуляева отправился в первый поход. На борту также находились члены правительственной комиссии – вице-адмирал Г.Н. Холостяков, контр-адмирал И.Д. Дорофеев,заводские специалисты – главный конструктор лодки А. К. Назаров и конструктор СКБ-143 Г.Д. Морозкин. Именно они отвечали за сдачу в эксплуатацию подводной лодки и силовой энергетической установки. У специалистов была и другая задача – в случае внештатных и аварийных ситуаций помочь экипажу в их ликвидации.

И такая ситуация произошла – случилась авария с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. Тут же произошло падение вакуума. Необходимо было срочно устранять ЧП. За это взялся командир дивизиона капитан 3 ранга А.В. Шпаков. Ему пришлось разрезать трубку, в которой застыл расплавленный металл, вручную почистить. А уже потом ее заварили. Работу выполняли с особой тщательностью и аккуратностью, ведь неисправность устраняли рядом с активной зоной реактора.

В экваториальных водах на советской атомной подводной лодке проверили систему охлаждения реактора. Температура забортной воды составляла от плюс 25 до 27 градусов, а температура в реакторном и турбогенераторных отсеках достигала 60 градусов. В других отсеках она была в районе 45-ти при стопроцентной влажности. И, тем не менее, в таких сложных условиях система охлаждения реактора справилась. Хотя, как отмечают эксперты, работала на пределе возможностей. За этот первый поход К-27 установила мировой рекорд по дальности подводного плавания – 51 сутки. Лодка прошла в подводном положении более 12 тысяч миль.

За успешное испытание новой техники командиру атомной подводной лодки К-27, капитану 1 ранга Ивану Ивановичу Гуляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Использованные материалы:

  • https://rg.ru/2019/04/21/reg-szfo/55-let-nazad-apl-k-27-ustanovila-rekord-po-podvodnomu-plavaniiu.html
  • https://ria.ru/20180524/1521191140.html
  • http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2375
  • Фонды Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско