В марте 2021 года подводным силам России исполнилось 115 лет.
Традиционно, значимые даты принято отмечать с позиций успехов и достижений, побед и подвигов. Сегодня, в День памяти погибших подводников, вспомним всех тех, кто отдал свои жизни в период становления и развития подводного плавания, выполняя боевые походы в годы войны и находясь на боевом посту в мирное время.
Известно, что первые опыты с подводным плаванием начались в России еще в эпоху Петра I, строительством «потаенного судна» Е. Никонова, затем продолжились в первой половине – середине XIX века созданием подводных лодок конструкций К.А. Шильдера, В. Бауэра и И.Ф. Александровского. Первичное становление подводного плавания и отсутствие какого-либо опыта неизбежно влекло за собой за собой аварийные происшествия. Широко известно, что первое погружение «потаенного судна» было неудачным, по отсутствию опыта эксплуатации был затоплен «Зеетойфель» В. Бауэра. Однако, промыслом Божьим, погибших не было.
Первые боевые подводные лодки русского флота – «Дельфин» и «Сом» вступили в строй в 1904 году. Одновременно с их строительством формировались и первые экипажи, которые принимая корабли, одновременно и приобретали первичный опыт подводного плавания. Именно недостаток опыта обусловил и первые потери подплава: 16 апреля 1904 года при отработке учебных задач затонула подводная лодка «Дельфин», унеся с собой 25 моряков – подводников, 25 сентября 1909 года погибла подводная лодка «Камбала» и 20 членов ее экипажа .
Первой боевой потерей Русского флота стала балтийская подводная лодка «Акула», пропавшая без вести в ноябре 1915 года, выполняя свой 17-й боевой поход. Вместе с кораблем погибло 35 моряков. Второй боевой потерей стал «Сом», столкнувшаяся со шведским судном во время патрулирования в мае 1915 года. Первой черноморской потерей стал «Морж», пропавший без вести у турецкого побережья в мае 1917 года. Всего же за годы Первой Мировой войны Русский ВМФ потерял 9 подводных лодок, вместе с которыми погибло 279 подводников.
В новую, советскую эпоху, подводные лодки стали одной из основных боевых сил Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ): начиная с 1927 года и до начала Великой Отечественной войны, всего было построено 210 подводных лодок.
Столь существенный количественный прирост подплава, интенсивные освоение новой техники и боевая подготовка, неизбежно влекли за собой аварийные происшествия и случаи крушений. Так, 22.05.1931 г. крушение подводной лодки «Рабочий» унесло жизни 45 моряков, гибель подводной лодки «Б-3» (25.06.1935 г.) унесла жизни 55 подводников, провал за предельную глубину стал причиной гибели 13.11.1940 г. «Д-1» и 55 членов ее экипажа. Первой боевой потерей советского подплава стала «С-2», погибшая во время Советско-финской войны в январе 1940 года, вместе 50 членами экипажа. Всего, начиная с 1918 г. и по 22.06.1941 г. было потеряно 6 подводных лодок РККФ. Вместе со своими кораблями погибло 177 подводников.
Подводные силы Советского ВМФ внесли существенный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Несмотря на жесткие условия блокады в Финском заливе, подводники-балтийцы выполнили успешные боевые походы, оказавшие существенное влияние на ход войны. Первыми боевыми потерями Краснознаменного Балтфлота стали «М-78», погибшая 23.06.1941 г. и «С-3», погибшая при прорыве из осажденной Либавы 24.06.1941 г. Всего за годы войны балтийскими подводниками было потоплено и повреждено 70 судов и кораблей противника. Платой за успех стала потеря в боевых походах 38 подводных лодок и 1484 подводников.
Подводные лодки Черноморского флота приняли участие в боевых действиях, начиная с первого дня Великой Отечественной войны. Наряду с противодействием противнику на морских коммуникациях, подплав Черноморского флота решал и специфичные боевые задачи, выполнив в 1942 году 69 транспортных походов, доставляя в осажденный Севастополь различные грузы. Всего за годы войны подводники – черноморцы потопили 55 судов и кораблей противника. Из боевых походов не вернулись 28 подводных лодок и 955 подводников – черноморцев.
Подводники – североморцы противодействовали вражеским сообщениям в Баренцевом море, защищали ленд-лизовские конвои и свои коммуникации в Советской Арктике. Результатами их боевых действий стали 60 кораблей и судов противника, потопленные в водах студеных морей. Навечно в море остались 22 подводных лодки и 895 подводников – североморцев.
Выполнив трансокеанский переход, четыре подводные лодки Тихоокеанского флота поступили на Северный флот, в войне в Арктике и на Черном море приняли участие экипажи тихоокеанских подводных лодок. В годы войны тихоокеанский подплав осуществлял боевое дежурство, предупреждая нападение недружественной Японии. С началом Советско-японской войны, длившейся две недели, подводники-тихоокеанцы выполнили 12 боевых походов и потопили 4 вражеских суда. С 1941 по 1945 гг. Тихоокеанский флот потерял 5 подводных лодок, «М-49» и «М-63» пропали без вести во время патрулирования на боевых позициях летом 1941 года, «Щ-138» погибла в базе – из-за взрыва торпед, «Л-16» потоплена в Тихом океане неизвестной подводной лодкой и «Л-19» попрала без вести в августе 1945 года, выполняя боевой поход. При выполнении воинского долга погибло 199 подводников – тихоокеанцев.
Трагедии и потери подплава продолжались и в послевоенные годы.
В 1953 году пропала без вести «С-117» (ранее – «Щ-117»), унеся с собой жизни 52 моряков. На Балтике в 1956 году из-за столкновения с эсминцем погибла «М-200» (28 чел.), в 1956 году из-за пожара и последовавшей разгерметизации прочного корпуса затонула «М-256». В 1959 году в штормовых условиях Охотского моря села на камни и затонула «М-252» (7 моряков), в 1961 году в Баренцевом море пропала без вести «С-80» (68 погибших, найдена и поднята семь лет спустя).
Напряженные боевая подготовка и боевая служба советских подводных сил в годы «Холодной войны» сопровождалась своими трагедиями.
Так, в 1968 году, выполняя боевой поход в Тихом океане, пропала без вести «К-129» (100 чел.). Шесть лет спустя носовая часть лодки была тайно поднята США, обнаруженные останки советских подводников были с почестями похоронены в море. В 1970 году во время учений «Океан» из-за пожара и разгерметизации прочного корпуса погибла атомная торпедная подводная лодка «К-8» (52 чел.), в 1986 году затонул атомная ракетная подводная лодка «К-219» (4 чел.).
Трагедиями нашей современности стали гибель атомных лодок «Комсомолец» (42 погибших) в 1989 году и «Курс» (118 погибших) в 2000 году.
«Замыкающей» список погибших подводных лодок, стала «К-159» (9 погибших) выведенная из состава флота и затонувшая в 2003 году при букировке на утилизацию.
Всего за свою 115-летнюю историю российский подплав потерял 149 подводных лодок. Вместе со своими кораблями погибло 4 759 моряков – подводников. Полагаем, что эта скорбная величина будет несколько большей в силу пропусков и неточностей в учетных документах.
За скобками нашего повествования остались моряки-подводники, погибшие в аварийных ситуациях, не сопровождавшиеся крушением подводной лодки. Так, по данным сайта «Штурм глубины» (http://deepstorm.ru/), с 1904 по 2019 годы из-за частных аварийных происшествий погибло 462 подводника.
Масштабными трагедиями стали гибель 20 подводников – членов экипажа и сдаточной команды АПЛ «Нерпа» в 2008 году, и 14 подводников – гидронавтов во время пожара на АПЛ «АС-31» 1 июля 2019 году.
* * * * * *
Вечная память павшим героям!