«Атака века»

размещено в: Новости, Новости музея | 0

30 января, Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско (далее – Музей) провел торжественное комплексное мероприятие, посвященное «Атаке века». Это мероприятие состояло из  митинга на Богословском кладбище, урока мужества и «круглого стола».  На этих мероприятиях присутствовали: Герой Советского Союза, летчик-космонавт Арцебарский Анатолий Павлович; ветераны-подводники ВМФ, капитан 1 ранга в отставке Кулиш Виктор Петрович, в прошлом командир атомной подводной лодки, начальник штаба дивизии атомных подводных лодок ТОФ; капитан 1 ранга в отставке Баранов Геннадий Николаевич, в прошлом командир атомной подводной лодки проекта 705 СФ; капитан 1 ранга в отставке Казанин Владимир Иванович, в прошлом командир атомной подводной лодки проекта 667Б ТОФ; капитан 1 ранга в отставке Плишкин Александр Федорович в прошлом командир атомной подводной лодки проекта 670 ТОФ; председатель Сосновоборского клуба моряков-подводников, капитан 1 ранга в отставке Денисов Николай Александрович, генерал-майор в отставке Мареев Виктор Иванович, военнослужащие обучающихся экипажей Учебного центра ВУНЦ ВМФ «ВМА», учащиеся ГБОУ лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга, сотрудники Музея во главе с директором, капитаном 1 ранга запаса Харьковым Андреем Владимировичем.

На митинге в своем вступительном слове директор Музея, капитан 1 ранга запаса Андрей Владимирович Харьков сказал, что значимость подвига знаменитого подводника и по прошествии  74-х лет не подлежит сомнению. «Торпедирование лайнера «Вильгельм Густлофф», осуществленное 30 января 1945 года экипажем советской подводной лодки «С-13», «Атакой века» нарекли сперва отнюдь не на родине – в СССР, а на Западе. Этот «плавучий символ» фашистской Германии, некогда «Освященный» лично Гитлером, ушел на дно, утянув за собой несколько тысяч пассажиров, среди которых был весь цвет германского подводного флота. На этом поход «С-13» не закончился, и спустя десять дней последовала новая победа – подлодка потопила военный транспорт «Штойбен». Так, зимний поход А.И. Маринеско стал самым выдающимся боевым рейдом в истории советского подводного флота». Среди выступающих были: капитан 1 ранга в отставке Кулиш Виктор Петрович,  капитан 1 ранга в отставке Баранов Геннадий Николаевич и другие.

Далее, в стенах нашего Музея был проведен урок мужества для учащихся ГБОУ лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга. После тематической экскурсии старшеклассникам был показан фильм о легендарном командире подводной лодке С-13, Герое Советского Союза, капитане 3 ранга Александре Ивановиче Маринеско. Сотрудники Музея детально рассказали старшеклассникам о тактических приемах, которые предпринял А.И. Маринеско в 1945 году при потоплении одного из самых больших немецких лайнеров «Вильгельм Густлофф».

Почетные гости Музея: ветераны ВМФ РФ и моряки-подводники, собравшиеся в этот знаменательный день в Музее, рассказали учащимся о значении этого подвига в истории Военно-Морского флота не только нашей страны, но и всего мира. «Атака века» сыграла огромную роль в ускорении морального и физического разгрома гитлеровской Германии.

Затем был проведен «Круглый стол», посвященный «Атаке века». В работе «Круглого стола» приняли участие: Герой Советского Союза, летчик-космонавт Арцебарский Анатолий Павлович и ветераны-подводники ВМФ, присутствующие на митинге. В своем выступлении директор Музея сказал, что вечером 30 января, получив очередную радиограмму штаба флота, где говорилось о начинающейся эвакуации гитлеровцев, Александр Иванович принял отчаянно смелое решение: идти прямиком к Данцигской гавани и караулить врага на выходе из нее.

«Густлоф» вышел из Готенхафена без должного сопровождения и раньше запланированного срока, не дождавшись кораблей охранения, поскольку надо было срочно перебросить немецких подводников из уже окруженной Восточной Пруссии. Немцы знали, что этот район особенно опасен для кораблей. Роковую роль сыграли прожектора и габаритные огни, включенные на «Густлофе» после того, как было получено сообщение о движении навстречу к нему отряда немецких тральщиков – именно по этим огням Маринеско и обнаружил лайнер. И, наконец, в свой последний рейс корабль ушел не как госпитальное судно, а как военный транспорт, окрашенный в серый цвет и оснащенный зенитными орудиями.

Штормовая зимняя Балтика встретила огромными валами, тяжело переваливавшимися через узкий корпус лодки и сыпавшими мириады колючих брызг, снежными зарядами, налетавшими внезапно и плотно — не зги не видать. Море 3-4 балла, ветер 10-12 м/сек, температура воздуха минус 18. Обнаружив неприятеля и развив невозможные для «эски» 18 узлов и рискуя сорвать дизели, настигал Маринеско уходящую цель. Это было отчаянное  решение и  он верил в победу.

Прозвучала команда «Аппараты, пли!». Три стремительных полоски от форштевня «эски» рванулись к высоченному борту лайнера. До его погружения в пучину оставалось не больше 15 минут…

Александр Иванович и его товарищи все это время, даже не опасаясь приближавшихся вражеских кораблей охранения и не прячась в морских глубинах, с мостика наблюдали за агонией «Густлова». В 4 часа 31 января С-13 оторвалась от преследования, подзарядила аккумуляторные батареи и пополнила запасы воздуха высокого давления, затем прошла к северу от Штольпе-Банк и легла на грунт на глубине 80 метров, где экипаж вновь зарядил торпедные аппараты.

Экипаж постепенно успокаивался после скинутых на них 240 глубинных бомб.

Через 10 дней, действуя столь же дерзко и продуманно, Александр Иванович потопил еще и германский военный транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 15 000 тонн, на борту которого находилось 3600 солдат и офицеров вермахта и несколько тонн боеприпасов.

Главную цель охраняли шесть новейших эсминцев типа «Карл Гальстер». Штурман сказал, что две чуть наклонные трубы — это характерные надстройки для легкого крейсера типа «Эмден».

Лодка продолжала сближаться с конвоем, затем пересекла его курс за кормой и вышла по правому борту.

Скорость конвоя была приблизительно 15 узлов, а лодка в подводном положении такой скорости набрать не могла. Командир решил, что атаковать нужно только в надводном положении и на самом полном ходу.

Лодка шла параллельным курсом, и уже через небольшое время можно было ложиться на боевой курс. Но вдруг ближний эсминец круто повернул на подводную лодку.

— Неужели идет на таран? Надо немедленно уклониться. — Право на борт! Старпом, пересчитай на стрельбу кормой, — приказал командир. Это означало, что командир не отказывался от атаки, а только менял тактику. Это было умное и смелое решение. Лодка скользнула в туман.

Командир решил атаковать цель на отходе.

Тем временем с мощным гулом мимо проскочил эсминец, не заметив низко сидящую в волнах лодку, и на полном ходу промчался в хвост конвоя.

— Аппараты, пли! Обе торпеды вышли к цели.

— Полный вперед! Лодка направилась вдаль от конвоя. Расколов тьму ночи, громыхнул взрыв в районе мостика корабля, затем второй взрыв громыхнул возле второй дымовой трубы. Над кораблем взвилась огромная туча черного дыма, затем стена огня охватила весь корабль.

Корабль горел, а миноносцы, как манекены, продолжали идти прежним курсом. На какое-то время они растерялись. Потом они разом развернулись и бросились к горящему судну. Но тут раздались еще три взрыва.

Со всех сторон, включив прожекторы, к тонущему судну спешили корабли охраны. Застучали автоматические пушки, но их трассы шли в разных направлениях, значит, на миноносцах не понимали, откуда пришла смерть.

Миноносцы так и не обнаружили подводную лодку. Лодка ушла на глубину и легла на грунт. Позже оказалось, что затонувший корабль был военным транспортом «Генерал фон Штойбен».

Выступили все ветераны-подводники и отметили, что уникальностъ А.И. Маринеско в том, что его личность не оставляет никого равнодушным. Он стал человеком-легендой и останется ею… 

Герой Советского Союза, летчик-космонавт Арцебарский Анатолий Павлович в заключительном слове сказал: «Боевой поход моряков-подводников  сложнее и опаснее, чем полет в космос».

Мы помним! Мы гордимся!