Знаковыми памятными датами первого месяца года выступают 18 января – День прорыва блокады Ленинграда и 27 января – День полного снятия блокады с города на Неве. Вспомним о тех героических и трагических днях великого прошлого нашей Родины.
Великая Отечественная война, начавшаяся нападением фашисткой Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года, на первых этапах складывалась трагически. За две недели немецко-фашистские войска оккупировали Прибалтику, 9 июля пал Псков, 8 сентября германская армия вышла к окраинам Ленинграда. С севера к городу подошла финская армия, Ленинград оказался в блокадном кольце. Положение стало чрезвычайно тяжелым. Южное кольцо блокады проходило в непосредственной черте города, северный фронт проходил в 40-50 километрах, с запада город был защищен Кронштадтом. Связь с «Большой землей» была возможна только на востоке – через Ладогу, путь через которую находился под огневым воздействием фашистов. Началась 900-дневная блокада города на Неве. Общая численность осажденных составила порядка 4-5 миллионов человек, но их точное количество неизвестно до сих пор.
Жизнь большого города была полностью перестроена на военный лад.
На южных рубежах, в городской черте были построены баррикады и опорные пункты обороны, десятки тысяч ленинградцев ушли добровольцами на фронт, записавшись в Народное ополчение и пополнив ряды частей Рабоче-крестьянской красной армии.
Все ленинградские заводы, фабрики и мастерские перешли на производство военной и оборонной продукции, стали выпускать различные виды стрелкового и артиллерийского оружия и боеприпасов к ним. На Кировском заводе ремонтировалась бронетехника, на довоенных запасах производились новые танки и бронеавтомобили, было построено несколько бронепоездов. На заводе им. Калинина организовали выпуск легендарных «Катюш» и реактивных снарядов к ним, ленинградские корабелы, занимались ремонтом боевых повреждений кораблей и судов Балтийского флота, достроили несколько боевых кораблей и подводных лодок. Не отставали от них и другие заводы города.
К началу блокады Ленинград имел обычный, довоенный запас продовольствия. Однако 8 сентября 1941 года фашистская авиация разбомбила Бадаевские склады, на которых хранились основные запасы продуктов. К середине сентября запасы продовольствия составляли по хлебу и мясопродуктам на 30 суток, по сахару и кондитерским изделиям на 60 суток. Трагедия усугублялась тем, что помимо жителей в городе скопилось большое количество беженцев, ранее покинувших оккупированные территории.
Уже в начале октября жители блокадного Ленинграда почувствовали нехватку продовольствия, а в ноябре в городе начался настоящий голод. Суточный расход хлеба неумолимо сокращался. Если до сентября ежедневная выпечка хлеба составляла 2100 тонн, то в середине сентября выпечка хлеба составляла 1300 тонн, в середине ноябре – 622 тонны, в середине декабря – 560 тонн. Пропорционально этому и сокращался отпуск хлеба. К примеру, детям до 12 лет было положено 400 грамм хлеба в июле-сентябре 1941 года, 300 грамм в сентябре, 200 грамм – октябре и 125-150 грамм в ноябре. Настоящим новогодним подарком для детей стало увеличение норм отпуска хлеба до 200 грамм в декабре 1941 года.
С наступлением холодов Ленинград ощутил и нехватку топлива. К началу блокады имелись запасы дров на 18 суток, нефтепродуктов на 20 суток, угля на 80 суток. С середины октября прекратилась поставка горячей воды в жилые массивы, отопление в квартирах поддерживалось на уровне 100 С.
С началом зимы в городе прекратилось отопление жилых домов и работа канализации, подача электроэнергии составляла всего 15 % от доблокадного уровня, в городе повсеместно прекращал работу электротранспорт – трамваи и троллейбусы. В эксплуатации оставались только трамвайные пути, ведущие непосредственно к фронту.
Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали буржуйки, небольшие и «пузатые» железные печки, отапливаемые домашней мебелью, книгами, полами. На дрова разбирали деревянные дома, добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев.
Основной линией снабжения блокадного Ленинграда стала «Дорога жизни» – водная магистраль летом-осенью, и ледовая трасса – зимой. Уже осенью 1941 года водным транспортом в блокадный город было перевезено 45 тысяч тонн продовольствия, 15 тысяч тонн боеприпасов, 20 тысяч бойцов и командиров. На Большую землю было эвакуировано 30 тысяч человек. По замёрзшему Ладожскому озеру за девять дней конца ноября начала декабря автомобилями было перевезено 800 тонн муки, а с 22 декабря поставки хлеба стали регулярными – 700-800 тонн муки в день. Все транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.
Важную роль в снабжении Ленинграда жидким топливом сыграл трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера, по которому за всю блокаду было передано 40 тысяч тонн различного горючего. С лета 1942 года началось снабжение Ленинграда электроэнергией по подводному кабелю, запитанному от Волховской ГЭС.
Доставка грузов также производилась и авиацией. В перевозках было задействовано 60 транспортных самолетов, для их приема были созданы новые аэродромы – Комендантский и Смольное.
В марте 1942 года помощь продовольствием осажденному городу оказали новгородские и псковские партизаны, прорвавшиеся в блокадный Ленинград с оккупированных территорий.
Обратным потоком на Большую землю вывозились жители блокадного Ленинграда и, в первую очередь дети и женщины. Только в первый, самый трудный период с сентября 1941 по апрель 1942 года было вывезено около 659 тысяч человек. С мая по октябрь 1942 года вывезли еще 403 тысячи человек, а к исходу осени 1942 года эвакуация была завершена. Всего было эвакуировано 1,5 млн. человек. Эвакуированных ленинградцев добродушно и гостеприимно встретили все народы Советского Союза. Многие из них поселились в Сибири и в Средней Азии, где постепенно восстанавливали свое здоровье.
В осажденном городе, несмотря на голод и холод была организована и активно осуществлялась культурная жизнь. Еще в первую, самую тяжелейшую блокадную зиму, в городе работало несколько театров, Государственная Публичная библиотека и Библиотека Академии наук СССР. Ежедневными были передачи Ленинградского радио, летом 1942 года возобновили работу Ленинградский театр музыкальной комедии и другие театры и городская филармония. В первый блокадный год в Ленинграде была исполнена «Героическая симфония» Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады, символом мужества и стойкости ленинградцев. Всю блокаду в Ленинграде были открыты храмы для верующих.
Важным элементом культурной жизни блокадного Ленинграда стали футбольные матчи. Первый матч, между командами «Динамо» и Балтийского флота, прошел в мае 1942 года, в июле состоялось еще два матча. На следующий, 1942 год было проведено первенство Ленинграда по футболу, в котором приняло участие 20 команд.
Война не отменяет любовь. В осажденном городе продолжали играть свадьбы и рождались дети. С начала блокады и до конца 1941 года в Ленинграде зарегистрировали 2 223 брака, в 1942 году – 3 395 браков, в 1943 году – 8 201 барков. В 1942 году в блокадном Ленинграде родилось 13 444 ребенка, в 1943 году – 7 323 ребенка.
С начала блокады в Ленинграде находилось около 400 тысяч детей. Многие из них были эвакуированы в первые годы блокады, оставшиеся переносили трудности блокадной жизни наравне со взрослыми. С января до весны 1942 года в городе было открыто 85 детских домов, принявших 30 тыс. детей, оставшихся без родителей.
В блокадном Ленинграде продолжали работать школы, принявшие в октябре-ноябре порядка 90 тыс. учеников младших классов. Ученики старших классов, юноши и девушки становились рабочими на заводах, заменяя отцов и матерей, ушедших на фронт, дежурили на крышах домов во время налетов вражеской авиации. Многие из подростков ушли на фронт, став сыновьями полков.
Попытки прорыва блокады Ленинграда предпринимались Красной армией еще в 1941 и 1042 годах, но заканчивались неудачами. Фронт под Ленинградом стабилизировался, советские войска оборонявшие город, оттягивали на себя немецко-фашистские войска от Москвы в 1941 году, Севастополя и Сталинграда в 1942 году.
Первый успех был достигнут 18 января 1943 года, проведением стратегической операции «Искра», когда одновременным наступлением от Ленинграда и Волхова был освобожден Шлиссельбург и очищен от немецких войск южный берег Ладоги. Данная операция сняла угрозу прямого огневого воздействия на стратегическую Дорогу жизни. В последующие дни по освобожденной территории была проложена железная и автомобильная дороги, связавшая неприступный Ленинград с «Большой землей» и получившая имя «Дорога Победы».
Окончательно, блокада Ленинграда была снята год спустя, 27 января 1944 года, проведением стратегической Ленинградско-Новгородской наступательной операции, осуществленной силами трех фронтов – Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. Немецко-фашистские войска были отброшены от стен Ленинграда, освобожден Новгород Великий, враг стал откатываться в Прибалтику и Восточную Пруссию.
До Великой Победы оставалось еще 102 дня боев и сражений.