Блокада прорвана!

размещено в: Статьи | 0

В великой битве прорвана блокада,

Нам светит негасимая заря —

Стал праздником навек для Ленинграда

День восемнадцатого января.

В. Шефнер

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов – одно из самых трагических событий в истории нашего государства. В России нет ни одной семьи, кого бы ни затронули боль и ужас тех лет. Для многих из нас одной из самых известных и страшных страниц той войны стала блокада Ленинграда, длившая 872 дня: с 08 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Нам известны те ужасы, которые переживали жители и защитники города: суровые зимы, отсутствие воды и тепла в домах, блокадные 125 граммов хлеба, артобстрелы… Попытки деблокировать город предпринимались неоднократно, однако долгое время оставались безуспешными.

В конце 1942 – начале 1943 года общая ситуация на полях сражений стала меняться. Это чувствовали и в городе на Неве. Принимая во внимание стратегическое наступление советских войск и накопленные ресурсы, в конце ноября 1942 года была разработана новая операция по прорыву блокады, получившая кодовое наименование «Искра».

Участком для наступления был выбран Шлиссельбургско-синявинский выступ, отличавшийся мощными укреплениями противника: разветвленная система инженерных сооружений, противотанковые и противопехотные рвы, минные поля, мощные дзоты, деревоземляные валы. Кроме того, говоря о трудностях, стоит учитывать и рельеф местности – фашисты занимали высоты, господствующие над торфяно-болотистой равниной. Операция предполагала участие войск Ленинградского и Волховского фронтов, части сил Балтийского флота и авиации дальнего действия. Координация действий поручалась Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову. Срок начала наступления был поставлен на 01 января 1943 года.

Весь декабрь войска готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, укрепили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях (по одному на роту). С помощью аэрофотосъемки были уточнены карты, и вместе с фотосхемами были переданы командирам всех частей.

Особое внимание уделялось обучению соединений. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону противника. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов врага, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции и вести наступательный бой в лесу. Несмотря на достаточно хорошую готовность армии, сроки начала операции были отложены в связи с крайне неблагоприятными метеоусловиями.

Наступление началось 12 января. Ночью сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва, а утром одновременно с обоих фронтов началась мощная артиллерийская подготовка, продолжавшаяся почти 2,5 часа. Как только смолкла артиллерия, начались прицельные авиаудары, затем вслед за ними вперед пошли штурмовые группы для создания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. Именно спланированный одновременный и примерно равносильный удар ряд войск двух фронтов навстречу друг другу ряд историков называет ключевым отличием от других предпринимавшихся попыткок деблокирования, благоприятно повлиявшим на дальнейший успех.

И движимы единым чувством братским,

Беря с боями каждый метр земли,

Шли волховцы на помощь ленинградцам —

И ленинградцы им навстречу шли.

В. Шефнер

Блокада прорвана!, изображение №6

Несмотря на предпринятую советским командованием подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление, что существенно осложняло продвижение войск.

Но остановить советских бойцов фашистам не удалось. Утром 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий Посёлок №5 с запада, соединившись с частями 18-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии. В районе Рабочего Посёлка №1 соединились части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта с частями 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера.

Георгий Константинович Жуков вспоминал: «Я увидел, с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!»

Несмотря на то, что дальнейшего развития наступление практически не получило, благодаря успешным действиям Красной армии был освобожден сухопутный коридор вдоль южного берега Ладожского озера, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. 07 февраля 1943 года в Ленинград пришел первый поезд с «Большой земли». Нормы снабжения города продовольствием стали постепенно выравниваться по отношению к другим городам Советского Союза, увеличилось и количество поступавших боеприпасов и вооружения.

Блокада прорвана!, изображение №13

Впереди оставалось еще больше года до победного ленинградского салюта…