Из истории Подводных сил России
Осенью 1907 года подводные лодки «Судак» и «Лосось» были перевезены железной дорогой в Севастополь, где составили Отряд подводного плавания Черноморского флота. Начальником отряда стал кап.2. р. М.Н. Белкин 1-й, для обеспечения деятельности подводных лодок отряду был придан транспорт «Пендерклия», ставший плавбазой. На следующий год отряд пополнился тремя подводными лодками типа «Карп», так же перевезенными железной дорогой.
В 1908 году резко обострились отношения с Османской империей. По планам ожидаемой войны, Черноморскому флоту надлежало поддерживать господство на море линейными кораблями и другими надводными силами. Подводным лодкам в будущей войне отводилась роль прибрежной обороны главной базы флота – Севастополя.
Активная учебно-боевая подготовка подплава Черноморского флота началась в кампанию 1908 года. В течение этого и следующего годов лодки совершали практические плавания вдоль крымских берегов к Балаклаве и Ялте, совершали походы к Каркинитскому заливу и Днепро-Бугскому лиману. Во время походов лодки отрабатывали учебные атаки в надводном и подводном положении, днем и ночью, обозначая результат всплытием и проводя торпедные стрельбы по буксируемым щитам. 29 мая 1909 года во время учебной атаки трагически погибла «Камбала». По итогам кампании 1909 года в среднем каждая лодка наплавала 653 мили, совершила 16 походов и выполнила 44 погружения.
Во время маневров Черноморского флота, проводимых в мае 1909 года, подводные лодки атаковали «неприятеля», стоявшего на рейде р. Бельбек – линейные корабли «Ростислав», «Пантелеймон» и «Три святителя», и крейсер «Память Меркурия», добившись попадания торпедой в крейсер.
Иным боевым приемом, осваиваемым Черноморским флотом, стали опыты с радиосвязью, участие в которых приняли и подводные лодки.
13-14 сентября 1910 года Дивизион ПЛ в составе подводных лодок «Судак», «Лосось», «Карась» и «Карп» в обеспечении транспорта «Днепр» приняли участие в маневрах Черноморского флота. Развернутые южнее м. Херсонес – на пути эскадры «противника», лодки отрабатывали задачи прибрежной обороны главной базы флота. В учениях отличилась ПЛ «Карп», сумевшая успешно «атаковать» линейный корабль «Синоп».
В кампании 1912 года подводные лодки совершали плавания в Балаклаву, Евпаторию и Ялту, участвовали в учениях Черноморского флота. Одним из эпизодов стали учения по обнаружению ПЛ аэропланами. Шедший в надводном положении «Судак» был сразу же обнаружен, идущий под перископом «Карп» был обнаружен по оставляемому буруну, и только «Лосось», лежавший на грунте на глубине 45 футов, остался незамеченным.
В кампанию 1913 года дивизион ПЛ в полном составе совершил поход в Евпаторию, затем «Карп» и «Карась» ходили в Алупку и Балаклаву. 9 августа дивизион приняли участие в императорском смотре Черноморского флота, по результатам которого Николай II поблагодарил команды и «изъявил монаршее благоволение» командиру дивизиона и командирам подводных лодок.
В апреле 1914 года, в ожидании поступления строящихся подводных лодок, на Черноморском флоте была сформирована Бригада ПЛ, основу которой составили «Судак», «Лосось», «Карась» и «Карп».
После поражения в Русско-японской войне, Сибирская флотилия, сформированная из «остатков» двух тихоокеанских эскадр, представляла собой «обозначенные силы». Каких-либо значимых оперативно-стратегических задач перед Сибирской флотилией не стояло, корабли должны были оказывать содействие в обороне русских крепостей и портов на Дальнем Востоке и, в первую очередь – Владивостокской крепости. В состав флотилии входили 13 подводных лодок, объединенных в отряд подводного плавания.
Весь 1906 год подводные лодки провели в резерве, что было обусловлено сокращением команд и офицеров. Боевая подготовка началась в 1907 году, с прибытием по Владивосток первых выпусков УОПП. Лодки отряда приступили к формированию и слаживанию команд, совершая плавания к близлежащим бухтам о-ва Русский, не выполняя торпедных стрельб и не участвуя в маневрах флотилии. В конце ноября 1907 года «Щука» выполнила первое, в истории отечественного флота, подледное плавание в проливе Босфор Восточный.
Начиная с кампании 1908 года, местом постоянной боевой подготовки стала бух. Разбойник, расположенная в 30-ти милях на юго-восток от Владивостока, в зал. Стрелок. В сентябре этого года, после отработки команд, задач надводного и плавания, лодки приняли участия в маневрах Сибирской флотилии. Распределившись по позициям, лодки «атаковали» крейсер «Аскольд», входивший в зал. Стрелок. Первым успешную атаку выполнил «Скат», вплыв от крейсера в полукабельтове. Затем успешно «атаковали противника» подводные лодки «Бычок», «Дельфин» и «Щука». Три подводные лодки из-за погодных условий не смогли занять позиции для стрельбы. В окончании этой кампании, с 15 по 21 декабря «Кефаль» ходила по замерзающему внутреннему рейду Владивостока, изучая условия плавания подводной лодки в зимнем море.
В последующие годы боевая подготовка подводных лодок Сибирской флотилии стала регулярной и проводилась с марта по октябрь каждого года. Иным районом боевой подготовки выступал Славянский залив, расположенный в 20-ти милях на юго-запад от Владивостока.
Начиная с 1911 года боевая подготовка расширилась торпедными стрельбами, осуществляемыми на дистанции 2-4 каб., по неподвижной или подвижной цели. Так, в этом году «Налим» выпустил 30 торпед, из которых в цель попало 17, «Осетр» – 20 торпед при попадании 14, «Касатка» – 26 и 23, соответственно. Результаты были признаны хорошими, однако современники отмечали, что стрельбы проводились в простых условиях.
По результатам учений было сделано заключение – «Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии»[2] в состоянии вести оборону приморских проливов и заливов.
Подводя итоги боевой подготовки подводных лодок в годы, предшествующие Первой Мировой войне, можно заключить: в Русском ВМФ были созданы подводные силы, способные участвовать в активной обороне своих берегов на всех театрах боевых действий.
* * *
Однако просчеты, допущенные в организации и осуществлении кораблестроительных программ, привели к тому, что начало Первой Мировой Русский ВМФ встретил, располагая только подводными лодками старых конструкций.
Так, к июлю 1914 года подводные силы Русского ВМФ составляли 22 подводные лодки, входящих в состав Балтийского и Черноморского флотов, и Сибирской флотилии.
Подводные силы Балтийского флота состояли из Бригады подводных лодок и Учебного отряда подводного плавания. Бригада подводных лодок базировалась на Ревель и включала:
– 1-й дивизион в составе подводных лодок «Акула», «Минога», «Макрель» и «Окунь», транспорта «Хабаровск» и миноносца «Послушный»;
– 2-й дивизион в составе подводных лодок «Аллигатор», «Дракон», «Кайман» и «Крокодил», транспорта «Европа» и миноносца «Молодецкий».
В состав Учебного отряда подводного плавания, размещенного в Либаве, входили «Белуга», «Стерлядь» и «Пескарь».
Бригада ПЛ Черноморского флота состояла из одного дивизиона в составе четырех ПЛ – «Судака», «Лосося», «Карпа» и «Карася», с базированием на Севастополь. Второй дивизион находился в стадии формирования из строящихся и проходящих испытания подводных лодок.
Дивизион ПЛ Сибирской флотилии образовали 7 подводных лодок – «Дельфин», «Сом», «Щука», «Касатка», «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметев», с базированием во Владивостоке.
Распределение подводных лодок Русского ВМФ по соединениям представлено в таблице.
Все экипажи подводных лодок были подготовленными, отработавшими курс боевой подготовки, имевшими опыт надводного и подводного плавания, участия в маневрах.
Из всего корабельного состава 14 подводных лодок были вооружены торпедами времен Русско-японской войны, с небольшими дальностью хода и могуществом боевой части. Существенные нарекания вызывала работа торпедных аппаратов Джевецкого, составлявших 55% от всех торпедно-пусковых устройств подводных лодок.
Средства радиосвязи отсутствовали на 21 подводной лодке, что делало подводные силы слабоуправляемыми в динамике боевых действий.
Корабельный состав подводных сил составляли лодки 7 проектов, 5 из которых были созданы до Русско-японской войны. Из 22 подводных лодок, 7 были построены до 1906 года и имели существенный износ механизмов. Общераспространенным недостатком энергетики ПЛ была невысокая надежность работы дизель-моторов и опасность в повседневной эксплуатации бензомоторов. Низкая мореходность «Дельфина» и 7 подводных лодок типа «Сом» ограничивала их способность к самостоятельному плаванию на волнении более 3-4 баллов.
Из всего корабельного состава 17 подводных лодок были малыми, предназначенными для прибрежной обороны.
Пять подводных лодок были большими, предназначенными для оперирования в морских районах. Однако четыре из них (типа «Кайман») имели конструктивные недостатки, существенно ограничивающие их боевые возможности.
Подводной лодкой, годной к осуществлению боевых операций в открытом море, была одна «Акула».
* * * *
В течение 1906-1914 гг. в России была создана школа подготовки кадров подводного плавания, сформирована система регулярной учебной и боевой подготовки подводных сил. Используя железную дорогу, русский военно-морской флот выполнил межтеатровый маневр, доставив подводные лодки из Балтики в Севастополь и создав основу Подводных сил Черноморского флота. Проведенные маневры показали готовность подводных лодок к обороне прибрежных вод государства на всех морских театрах. С запозданием начав строительство новых подводных лодок, Россия не успела ввести их в строй до начала Первой Мировой войны, в которую вступила, имея только одну подводную лодку, годную для операций в открытом море.
Использованные источники:
- Ковалев Э.А. Рыцари глубин: хроника зари российского подплава. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. – 445 с.
2. Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море. – М.-Л.: Госвоениздат, 1926. – 272 с.
3. Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. – Л.: Судпромгиз, 1963. – 384 с.
4. Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://deepstorm.ru/
5. Царьков А.Ю. «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте. Морская коллекция. – 2009. – № 4(115). – 32 с.