Боевая подготовка русских подводников перед первой мировой войной. Часть 2

размещено в: Новости | 0

Из истории Подводных сил России

Осенью 1907 года подводные лодки «Судак» и «Лосось» были перевезены железной дорогой в Севастополь, где составили Отряд подводного плавания Черноморского флота. Начальником отряда стал кап.2. р. М.Н. Белкин 1-й, для обеспечения деятельности подводных лодок отряду был придан транспорт «Пендерклия», ставший плавбазой. На следующий год отряд пополнился тремя подводными лодками типа «Карп», так же перевезенными железной дорогой.

Члены экипажа подводной лодки «Лосось», 1910-е гг.
Члены экипажа подводной лодки «Лосось», 1910-е гг.
Подводная лодка «Судак» в Севастополе, 1910-е гг.
Члены экипажа подводной лодки «Лосось», 1910-е гг.
 
Подводная лодка «Карп» в Севастополе, 1909 г.
Подводная лодка «Карп» в Севастополе, 1909 г.

В 1908 году резко обострились отношения с Османской империей. По планам ожидаемой войны, Черноморскому флоту надлежало поддерживать господство на море линейными кораблями и другими надводными силами. Подводным лодкам в будущей войне отводилась роль прибрежной обороны главной базы флота – Севастополя.

Активная учебно-боевая подготовка подплава Черноморского флота началась в кампанию 1908 года. В течение этого и следующего годов лодки совершали практические плавания вдоль крымских берегов к Балаклаве и Ялте, совершали походы к Каркинитскому заливу и Днепро-Бугскому лиману. Во время походов лодки отрабатывали учебные атаки в надводном и подводном положении, днем и ночью, обозначая результат всплытием и проводя торпедные стрельбы по буксируемым щитам. 29 мая 1909 года во время учебной атаки трагически погибла «Камбала». По итогам кампании 1909 года в среднем каждая лодка наплавала 653 мили, совершила 16 походов и выполнила 44 погружения.

Подводная лодка «Камбала». На втором плане линейный корабль «Ростислав»
Подводная лодка «Камбала». На втором плане линейный корабль «Ростислав»

Во время маневров Черноморского флота, проводимых в мае 1909 года, подводные лодки атаковали «неприятеля», стоявшего на рейде р. Бельбек – линейные корабли «Ростислав», «Пантелеймон» и «Три святителя», и крейсер «Память Меркурия», добившись попадания торпедой в крейсер.

Эскадра Черноморского флота в походе, 1910-е гг.
Эскадра Черноморского флота в походе, 1910-е гг.

Иным боевым приемом, осваиваемым Черноморским флотом, стали опыты с радиосвязью, участие в которых приняли и подводные лодки.

13-14 сентября 1910 года Дивизион ПЛ в составе подводных лодок «Судак», «Лосось», «Карась» и «Карп» в обеспечении транспорта «Днепр» приняли участие в маневрах Черноморского флота. Развернутые южнее м. Херсонес – на пути эскадры «противника», лодки отрабатывали задачи прибрежной обороны главной базы флота. В учениях отличилась ПЛ «Карп», сумевшая успешно «атаковать» линейный корабль «Синоп».

В кампании 1912 года подводные лодки совершали плавания в Балаклаву, Евпаторию и Ялту, участвовали в учениях Черноморского флота. Одним из эпизодов стали учения по обнаружению ПЛ аэропланами. Шедший в надводном положении «Судак» был сразу же обнаружен, идущий под перископом «Карп» был обнаружен по оставляемому буруну, и только «Лосось», лежавший на грунте на глубине 45 футов, остался незамеченным.

В кампанию 1913 года дивизион ПЛ в полном составе совершил поход в Евпаторию, затем «Карп» и «Карась» ходили в Алупку и Балаклаву. 9 августа дивизион приняли участие в императорском смотре Черноморского флота, по результатам которого Николай II поблагодарил команды и «изъявил монаршее благоволение» командиру дивизиона и командирам подводных лодок.

Подводная лодка «Карп» на императорском смотре Черноморского флота, 1913 год
Подводная лодка «Карп» на императорском смотре Черноморского флота, 1913 год

В апреле 1914 года, в ожидании поступления строящихся подводных лодок, на Черноморском флоте была сформирована Бригада ПЛ, основу которой составили «Судак», «Лосось», «Карась» и «Карп».

После поражения в Русско-японской войне, Сибирская флотилия, сформированная из «остатков» двух тихоокеанских эскадр, представляла собой «обозначенные силы». Каких-либо значимых оперативно-стратегических задач перед Сибирской флотилией не стояло, корабли должны были оказывать содействие в обороне русских крепостей и портов на Дальнем Востоке и, в первую очередь – Владивостокской крепости. В состав флотилии входили 13 подводных лодок, объединенных в отряд подводного плавания.

Подводные лодки Сибирской флотилии, 1910-е гг.
Подводные лодки Сибирской флотилии, 1910-е гг.

Весь 1906 год подводные лодки провели в резерве, что было обусловлено сокращением команд и офицеров. Боевая подготовка началась в 1907 году, с прибытием по Владивосток первых выпусков УОПП. Лодки отряда приступили к формированию и слаживанию команд, совершая плавания к близлежащим бухтам о-ва Русский, не выполняя торпедных стрельб и не участвуя в маневрах флотилии. В конце ноября 1907 года «Щука» выполнила первое, в истории отечественного флота, подледное плавание в проливе Босфор Восточный.

Члены экипажа подводной лодки «Щука», 1910 г.
Члены экипажа подводной лодки «Щука», 1910 г.

Начиная с кампании 1908 года, местом постоянной боевой подготовки стала бух. Разбойник, расположенная в 30-ти милях на юго-восток от Владивостока, в зал. Стрелок. В сентябре этого года, после отработки команд, задач надводного и плавания, лодки приняли участия в маневрах Сибирской флотилии. Распределившись по позициям, лодки «атаковали» крейсер «Аскольд», входивший в зал. Стрелок. Первым успешную атаку выполнил «Скат», вплыв от крейсера в полукабельтове. Затем успешно «атаковали противника» подводные лодки «Бычок», «Дельфин» и «Щука». Три подводные лодки из-за погодных условий не смогли занять позиции для стрельбы. В окончании этой кампании, с 15 по 21 декабря «Кефаль» ходила по замерзающему внутреннему рейду Владивостока, изучая условия плавания подводной лодки в зимнем море.

В последующие годы боевая подготовка подводных лодок Сибирской флотилии стала регулярной и проводилась с марта по октябрь каждого года. Иным районом боевой подготовки выступал Славянский залив, расположенный в 20-ти милях на юго-запад от Владивостока.

Начиная с 1911 года боевая подготовка расширилась торпедными стрельбами, осуществляемыми на дистанции 2-4 каб., по неподвижной или подвижной цели. Так, в этом году «Налим» выпустил 30 торпед, из которых в цель попало 17, «Осетр» – 20 торпед при попадании 14, «Касатка» – 26 и 23, соответственно. Результаты были признаны хорошими, однако современники отмечали, что стрельбы проводились в простых условиях.

По результатам учений было сделано заключение – «Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии»[2] в состоянии вести оборону приморских проливов и заливов.

Подводя итоги боевой подготовки подводных лодок в годы, предшествующие Первой Мировой войне, можно заключить: в Русском ВМФ были созданы подводные силы, способные участвовать в активной обороне своих берегов на всех театрах боевых действий.

* * *

Однако просчеты, допущенные в организации и осуществлении кораблестроительных программ, привели к тому, что начало Первой Мировой Русский ВМФ встретил, располагая только подводными лодками старых конструкций.

Так, к июлю 1914 года подводные силы Русского ВМФ составляли 22 подводные лодки, входящих в состав Балтийского и Черноморского флотов, и Сибирской флотилии.

Подводные силы Балтийского флота состояли из Бригады подводных лодок и Учебного отряда подводного плавания. Бригада подводных лодок базировалась на Ревель и включала:

– 1-й дивизион в составе подводных лодок «Акула», «Минога», «Макрель» и «Окунь», транспорта «Хабаровск» и миноносца «Послушный»;

– 2-й дивизион в составе подводных лодок «Аллигатор», «Дракон», «Кайман» и «Крокодил», транспорта «Европа» и миноносца «Молодецкий».

В состав Учебного отряда подводного плавания, размещенного в Либаве, входили «Белуга», «Стерлядь» и «Пескарь».

Бригада ПЛ Черноморского флота состояла из одного дивизиона в составе четырех ПЛ – «Судака», «Лосося», «Карпа» и «Карася», с базированием на Севастополь. Второй дивизион находился в стадии формирования из строящихся и проходящих испытания подводных лодок.

Дивизион ПЛ Сибирской флотилии образовали 7 подводных лодок – «Дельфин», «Сом», «Щука», «Касатка», «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметев», с базированием во Владивостоке.

Распределение подводных лодок Русского ВМФ по соединениям представлено в таблице.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА РУССКИХ ПОДВОДНИКОВ ПЕРЕД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ, изображение №9
 

Все экипажи подводных лодок были подготовленными, отработавшими курс боевой подготовки, имевшими опыт надводного и подводного плавания, участия в маневрах.

Из всего корабельного состава 14 подводных лодок были вооружены торпедами времен Русско-японской войны, с небольшими дальностью хода и могуществом боевой части. Существенные нарекания вызывала работа торпедных аппаратов Джевецкого, составлявших 55% от всех торпедно-пусковых устройств подводных лодок.

Средства радиосвязи отсутствовали на 21 подводной лодке, что делало подводные силы слабоуправляемыми в динамике боевых действий.

Корабельный состав подводных сил составляли лодки 7 проектов, 5 из которых были созданы до Русско-японской войны. Из 22 подводных лодок, 7 были построены до 1906 года и имели существенный износ механизмов. Общераспространенным недостатком энергетики ПЛ была невысокая надежность работы дизель-моторов и опасность в повседневной эксплуатации бензомоторов. Низкая мореходность «Дельфина» и 7 подводных лодок типа «Сом» ограничивала их способность к самостоятельному плаванию на волнении более 3-4 баллов.

Из всего корабельного состава 17 подводных лодок были малыми, предназначенными для прибрежной обороны.

Пять подводных лодок были большими, предназначенными для оперирования в морских районах. Однако четыре из них (типа «Кайман») имели конструктивные недостатки, существенно ограничивающие их боевые возможности.

Подводной лодкой, годной к осуществлению боевых операций в открытом море, была одна «Акула».

* * * *

В течение 1906-1914 гг. в России была создана школа подготовки кадров подводного плавания, сформирована система регулярной учебной и боевой подготовки подводных сил. Используя железную дорогу, русский военно-морской флот выполнил межтеатровый маневр, доставив подводные лодки из Балтики в Севастополь и создав основу Подводных сил Черноморского флота. Проведенные маневры показали готовность подводных лодок к обороне прибрежных вод государства на всех морских театрах. С запозданием начав строительство новых подводных лодок, Россия не успела ввести их в строй до начала Первой Мировой войны, в которую вступила, имея только одну подводную лодку, годную для операций в открытом море.


Использованные источники:

  1. Ковалев Э.А. Рыцари глубин: хроника зари российского подплава. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. – 445 с.

2. Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море. – М.-Л.: Госвоениздат, 1926. – 272 с.

3. Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. – Л.: Судпромгиз, 1963. – 384 с.

4. Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://deepstorm.ru/

5. Царьков А.Ю. «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте. Морская коллекция. – 2009. – № 4(115). – 32 с.

 
 

Музей истории подводных сил им. А.И. Маринеско

28 янв в 15:09
Редактировать