Боевой путь 25-ой бригады подводных лодок времен Великой Отечественной войны

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Из истории старейшего в России и Военно-Морском флоте соединения дизель-электрических подводных лодок Балтийского флота

Боевой путь 25-ой бригады подводных лодок времен Великой Отечественной войны, изображение №1
В истории подводного кораблестроения дизельным подводным лодкам принадлежит особая роль. Это были первые отечественные многоцелевые лодки среднего водоизмещения. По многим техническим показателям, считаясь лучшими в своём роде, они выполняли задачи на морских коммуникациях противника, вели разведку и дальний дозор, а также выполняли минные постановок на путях следования кораблей и судов противника. Именно они являлись гордостью 25-й бригады подводных лодок Балтийского флота. Говоря о 25-й бригаде подводных лодок БФ, надо отдать должное высокой боевой подготовке, крепкой дисциплине и высокому воинскому мастерству моряков-подводников.

А. Н. Бахтин (1894 - 1931)
А. Н. Бахтин (1894 – 1931)

Старейшее в России и Военно-Морском флоте соединение подводных лодок было сформировано в Кронштадте 31 мая 1918 года во исполнение Декрета о создании Рабоче- Крестьянского Красного флота (РККФ) от 29 января 1918 года.

Соединение стало правопреемником подводных сил Балтийского моря Императорского флота России. 12 подводных лодок, совершивших ледовый переход весной 1918 года и 7 подводных лодок, находившихся в ремонте и в достройке в Петрограде (всего 19 подводных лодок), образовали первое соединение (дивизию из двух дивизионов) подводных лодок Советского Союза. Первым командиром соединения был назначен Константин Евгеньевич Введенский.

27 ноября 1918 года подводная лодка «Тур» под командованием командира военмора Николая Александровича Коля и военкома военмора Яна Наполеоновича Раевского вышла из Кронштадта в первый в истории советского флота разведывательный боевой поход к берегам противника в Ревельскую бухту, который она успешно завершила 28 ноября. В ознаменование первого боевого похода советской подводной лодки «Тур», день 28 ноября 1918 года был объявлен годовым праздником соединения подводных лодок.

Первую известную победу в соединении одержала советская подводная лодка «Пантера», потопившая 31 августа 1919 года в районе острова Сескар английский эскадренный миноносец «Виттория», построенный в 1917 году. Его потопление стало первой победой советских подводников.

18 человек из экипажа лодки Революционный Военный Совет наградил именными часами. В 1923 году А. Н. Бахтин первым из подводников был удостоен ордена Красного Знамении. Так, Александром Николаевичем Бахтиным был открыт боевой счёт советских подводников.

Подводная лодка «Пантера», 1935 год
Подводная лодка «Пантера», 1935 год

За период существования соединение лодок прошло славный боевой путь, став в те далекие годы родиной подводного флота, кузницей кадров подводников. Многие из них стали впоследствии командирами соединений и объединений подводных лодок на Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском флотах. А в годы Великой Отечественной войны часть из них стали адмиралами и в послевоенные годы занимали ответственные руководящие должности в ВМФ.

В 30-е годы соединение принимало от промышленности, испытывало и вводило в строй подводные лодки отечественной постройки, первые советские подводные лодки.

Суровый экзамен Кронштадтские подводники успешно выдержали в 1936-1937 годах, оказывая помощь республиканской Испании. Будущий командир бригады подводных лодок Н.П. ЕГИПКО стал первым подводником – Героем Советского Союза (ПЛ «С-6»).

В 1939-1940 годах, подводники соединения умелыми, храбрыми действиями, в трудных условиях зимней Балтики успешно выполняли поставленные задачи в боях с белофиннами. Командиры подводных лодок А.В. Трипольский (ПЛ «С-1»), Ф.Г. Вершинин (ПЛ «Щ-311»), А.М. Коняев (ПЛ «Щ-324») стали Героями Советского Союза.

Немало славных страниц вписано личным составом соединения в летопись героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

За весь период Великой Отечественной войны 1941-1945 годы подводные лодки соединения совершили 180 боевых походов, в том числе 169 на морские коммуникации противника. Потопили 117 морских судов общим водоизмещением 333000 тонн. Выполнили 239 торпедных атак, выстрелив 479 торпед. Выставили 278 мин, на которых подорвалось и затонуло 20 транспортов и 16 боевых кораблей. Артиллерией потопили 7 транспортов и 2 малых корабля.

В то же время за годы Великой Отечественной войны соединением было потеряно 46 подводных лодок из 84. Причем в боевых условиях погибло 38 подводных лодок (19 в 1941 г., 12 в 1942 г., 5 в 1943 г. и по одной в 1944 и 1945 гг.), а 8 подводных лодок, находившихся в ремонте (6 из них в Лиепае), были взорваны своими экипажами.

За образцовое выполнение заданий командования 8 подводных лодок («Щ-323», «Щ-320», «Щ-406», «Щ-307», «Щ-310», «Лембит», «С-13», «К-52») были награждены орденом Красного Знамени. Три лодки («Л-3», «Щ-303», «Щ-309») преобразованы в Гвардейские. Шесть командиров подводных лодок (С.Н. Богорад, М.С.Калинин, В.К.Коновалов, С.П.Лисин, Е.Я.Осипов, И.В.Травкин) удостоены звания Героя Советского Союза, подводникам бригады вручено 2190 орденов и 983 медали. В 1990 году звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно Александру Ивановичу Маринеско (ПЛ «С-13»). В 1995 году звание Героя Российской Федерации было присвоено посмертно Алексею Михайловичу Матиясевичу (ПЛ «Лембит»).

В послевоенные годы боевая слава подводников приумножалась ратным трудом новых поколений. Они явились инициаторами патриотических начинаний в борьбе за высокую боевую готовность, крепкую воинскую дисциплину, высокое воинское мастерство.

В 1975 году соединение ПЛ было награждено вторым орденом Боевого Красного Знамени, а также неоднократно награждалось переходящими и памятными знаменами.

В 1966 году соединение было сформировано как 25 бригада подводных лодок Ленинградской ВМБ. В 1990 году в бригаду ремонтирующихся подводных лодок.

1 сентября 2001 года 25-я бригада подводных лодок расформирована и сведена в 123-й дивизион ПЛ БФ.

Боевой путь 25-ой бригады подводных лодок времен Великой Отечественной войны, изображение №4
 

Соединение и сегодня в строю. Именно в этой старейшей части подводников России проводятся мероприятия по подготовке экипажей новейших субмарин, построенных на Адмиралтейских верфях в СПб. Одна из них названа «Кронштадт».

Подводные лодки «Ростов на Дону», «Колпино» и другие, ранее швартовавшиеся к причалам старейшего кронштадтского соединения, не раз наносили удары из подводного положения крылатыми ракетами «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство» в Сирии. Целями стали пункты управления, узлы связи, склады с вооружением боевиков. И в нашей базе в Тартусе, часто швартуются лодки, боевой путь которых начался из кронштадтской Купеческой гавани.