«Боевой путь дизель-электрической торпедной подводной лодки «С-31» времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Подводная лодка «С-31» заложена 5 октября 1937 года под стапельным номером 347 на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве. 22 февраля 1939 года лодка была спущена на воду, 19 июня 1940 года она вступила в строй, и 25 июня 1940 года вошла в состав Черноморского флота.

Подводная лодка «С-31»
Подводная лодка «С-31»

ТТД:

Подводная лодка типа “С”, IX-бис серия

Водоизмещение (надводное/подводное): 837/1084,5 т
Размеры: длина 77,7 м, ширина 6,4 м, осадка 4,35 м
Скорость хода (надводная/подводная): 19,8/8,9 узлов
Дальность плавания: над водой 8170 миль при 9,7 узлах, под водой 140 миль при 2,9 узлах
Силовая установка: 2 дизеля по 2000 л.с., 2 электромотора по 550 л.с.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм ТА (12 торпед),1 – 100-мм, 1 – 45-мм орудия

Глубина погружения: до 100 м.
Экипаж: 46 человек.

Подводная лодка «С-31» активно участвовала в боевых действиях в годы Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Фартушный Илларион Фёдорович. Погиб 1942 году.
Фартушный Илларион Фёдорович. Погиб 1942 году.

22 июня 1941 года «С-31» встретила под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Фартушного Иллариона Федотовича в составе 2-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок в Севастополе на гарантийном ремонте.

 

Четыре боевых похода 1941 г. не принесли лодке результатов, противник не был обнаружен.

В ночь на 27 октября 1941 г. «С-31», проникнув в Каркинитский залив, артиллерийским огнем поддерживала фланг наших войск, выпустив 77 100-мм снарядов.

После проведения текущего ремонта, совмещенного с докованием, «С-31» с 30 января по 11 февраля 1942 года безрезультатно патрулировала в районе болгаро-турецкой границы. Подводная лодка находилась в 25-30 милях от берега и встреч с противником не имела.

8 мая 1942 года вместо принявшего «Л-23» И.Ф. Фартушного в командование подлодкой лодкой «С-31» вступил ее бывший старший помощник старший лейтенант Белоруков Николай Павлович.

Белоруков Николай Павлович (1.09.1914 - 12.05.1984)
Белоруков Николай Павлович (1.09.1914 – 12.05.1984)

Белоруков Николай Павлович, военачальник, контр-адмирал. Родился в г. Ветлуга Нижегородской области. С 1938-го по 1939 год проходил специальные курсы командного состава подводного плавания в Ленинграде. После окончания этих курсов в 1939 году получил назначение на должность штурмана подлодки “М-53”, затем помощника командира подводной лодки «С-31» 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота, а в мае 1942 года принял командование этой подлодкой, командуя которой, дошел до Победы. После войны, осенью 1945 года поступил в Военно-Морскую ордена Ленина академию имени К.Е. Ворошилова, после окончания которой был назначен в Главный штаб ВМФ. Награжден двумя орденами Красного Знамени, Нахимова II степени, Отечественной войны I степени, двумя Красной Звезды, медалями. В 1969 году ушёл в отставку.

Первые выходы подводной лодки с новым командиром были связаны со снабжением Севастополя.

26-28 мая 1942 г. «С-31» перешла в Новороссийск, где приняла на борт 6400 снарядов, 988 120-мм мин (всего около 39,5 тонн), 6,5 тонн мясных консервов (всего 14222 банки) и 40 мешков муки (более 3 тонн). Благополучно доставив груз в Севастополь, уже на обратном пути у Новороссийска субмарина подверглась атаке своего самолета «МБР-2», сбросившего на срочно погрузившуюся подлодку несколько глубинных бомб.

Третий транспортный рейс (7-10 июня) подводной лодки «С-31» сопровождался доставкой в Севастополь, кроме боеприпасов (2300 шт. 76,2-мм зенитных снарядов), еще и бензина (15 тонн), а так же эвакуацией на Большую землю раненных военнослужащих и гражданского населения (всего 20 человек). Утром 9 июня, при выходе из Севастопольской бухты в 40 м от кормы подлодки упал тяжелый артиллерийский снаряд. Взрыв кратковременно вывел из строя освещение на корабле и повредил антенну.

Следующим транспортным рейсом «С-31» доставила в Севастополь трех сотрудников НКВД и 55130 кг боеприпасов: 122-мм и 76,2-мм зенитные снаряды (соответственно 954 и 612 шт.), 612 82-мм мин и 1.200.000 пистолетных патронов. Обратным рейсом «С-31» доставила в Новороссийск 21 раненого военнослужащего.

Последний, пятый транспортный рейс подводной лодки состоялся 18 – 21 июня. Субмарина доставила в Севастополь 38780 кг боеприпасов (164 и 1896 85-мм и 76,2-мм зенитных снарядов и 167050 винтовочных патронов), 30 тонн бензина и одного сотрудника НКВД, вывезя в Туапсе 20 человек, включая четырех раненных военнослужащих и трех гражданских. На обратном пути днем 20 июня «С-31» обнаружила перископ одной из итальянских сверхмалых подводных лодок (вероятно, «CB-6»), от атаки которой уклонилась, пользуясь более высокой скоростью надводного хода.

Всего за пять походов в осажденный Севастополь «С-31» доставила туда 204,5 т боезапаса, 20,1 т продовольствия, 45 т бензина, вывезя на Большую землю 43 военнослужащих и 18 гражданских лиц.

Следующий боевой поход «С-31» был связан с обеспечением набеговой операции советских торпедных катеров на Ялту. Субмарина должна была провести разведку Двуякорной бухты, после чего она должна была отойти от брега на 10 миль и ночью, в назначенное время, в течение часа прожектором освещать мористую часть горизонта, наводя торпедные катера.

Днем 22 сентября у Ялты «С-31» выпустила две торпеды по десантной барже на буксире тральщика под охраной трех торпедных катеров. Через минуту после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали взрыв, что дало основание командиру субмарины доложить об успешной атаке. Противник отрицает потерю корабля в этом районе в этот день, вероятно, безуспешно атакована БДБ «F-359», в ответ, сопровождавший торпедный катер сопровождения сбросил в предполагаемом нахождении подводной лодки 6 глубинных бомб.

Вечером 27 сентября субмарина с дистанции 51 кбт обстреляла из 100-мм орудия Ялтинский порт, выпустив за 5 минут 22 снаряда, в результате чего, в порту возник пожар. Уже через две минуты после открытия огня, попав под ответный огонь неприятельской береговой артиллерии, подводная лодка вскоре была вынуждена погрузиться.

Осенью 1942 года подводная лодка провела ряд учений по высадке десанта. Отрабатывались задачи по размещению в отсеках корабля пятидесяти человек с оружием, выходу бойцов через люк центрального поста на палубу и посадку их на два резиновых понтона, но до реальной высадки людей на побережье противника дело так и не дошло.

В январе 1943 года подводная лодка встала на текущий ремонт, который продлился 6 месяцев. После вступления в строй «С-31» было представлено время на проведение боевой подготовки.

21 июля 1943 года «С-31» вышла для патрулирования района у мыса Тарханкут. Утром 28 июля она из-за большого курсового угла не смогла атаковать конвой десантных барж, но уже днем в точке 45°09,3′ с.ш./ 32°47,2′ в.д. с дистанции 10 кбт выпустила две торпеды по десантной барже под охраной сторожевого катера. Вскоре подводники зафиксирован глухой взрыв; цель посчитали пораженной. Продолжив патрулирование, «С-31» утром 30 июля отказалась от атаки одиночного транспорта, командир субмарины посчитал его судном-ловушкой; и оказался прав. Обнаружив подводную лодку, большой охотник начал преследование субмарины, за полтора часа сбросив на нее 29 глубинных бомб. 15 августа 1943 года «С-31» благополучно вернулась в Поти.

17 октября 1943 года юго-западнее Евпатории «С-31» произвела торпедную атаку по конвою десантных барж противника и добилась успеха. Через 35 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксирован взрыв. Вражеские корабли не преследовали субмарину, и она покинула район атаки, жертвой которой по ряду источников стала десантная баржа «F-418».

9 декабря 1943 года «С-31» вновь сумела отличиться, выпустив 4 торпеды по конвою десантных барж. Одна из торпед, идущая по поверхности угодила в борт десантной баржи «F-580», вместе с ней отправив на дно несколько полевых орудий и 20 тонн боеприпасов; вместе с кораблем погибло 12 человек. Противник ограничился сбросом на безопасном удалении от субмарины четырех глубинных бомб. Подводная лодка продолжила патрулирование и прибыла в базу только утром 28 декабря.

К началу операции по освобождению Крыма «С-31» в январе – феврале 1944 года прошла капитальный ремонт и докование.

В течение мая – августа 1944 года «С-31» провела ряд ремонтов, промежутки между которыми были заполнены выходами на боевую подготовку. 3 августа 1944 года подводная лодка приняла участие в черноморском испытании электрических торпед «ЭТ-80».

Летом 1944 года в ходе визита на Потийскую военно-морскую базу «С-31» посетил нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, его сопровождали командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, член Военного совета вице-адмирал П.И. Азаров и командир бригады ПЛ капитан 1 ранга С.Е. Чурсин.

Последний боевой поход «С-31» провела у берегов Болгарии в районе Бургаса. Несмотря на то, что патрулирование постоянно сопровождали мелкие поломки, командование оставило подводную лодку на позиции сверх запланированного срока. Только вечером 12 сентября 1944 года «С-31» направилась в Поти; к этому времени война на Черном море закончилась.

До конца войны подводная лодка находилась на консервации, ожидая высвобождения мощностей черноморских судоремонтных предприятий. 14 марта 1955 года «С-31» была выведена из боевого состава, переформирована в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-23» и поставлена на прикол. 14 марта 1975 года корпус субмарины сдан на слом и вскоре разобран на металл в Севастополе.

Всего за период участия в Великой Отечественной войне «С-31» совершила 21 боевой поход, в том числе, 5 сложнейших и опаснейших походов (303 суток) было совершено в осажденный Севастополь, 8 торпедных атак, в результате которых потоплен 1 корабль и, возможно, потоплены еще 2 судна и 2 корабля.

«Боевой путь дизель-электрической торпедной подводной лодки «С-31» времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.», изображение №4
 

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года подводная лодка “С-31” была награждена орденом Красного Знамени.

Подводные лодки типа С «Средняя» на черноморском театре военных действий совершили большое число боевых походов, участвовали в снабжении осаждённого Севастополя, проводили артиллерийские стрельбы по немецким пехотным позициям. За годы Великой Отечественной войне пл «С-31» стала Краснознамённой, а «С-33» – Гвардейской.

Из 30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа «С» IX-бис серии по подтверждённым обеими воюющими сторонами данным потопили 19 судов общим тоннажем 78 942 брт, 7 боевых кораблей, в том числе одну подводную лодку, повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. Было потеряно 15 субмарин этого типа (50%), в том числе все три лодки серии IX. Погибшие лодки не поднимались, не восстанавливались и до сих пор находятся на дне, причём некоторые не обнаружены до сих пор. Почти все выжившие лодки проекта были в разное время списаны и разделаны на металл. Единственной полностью сохранившейся лодкой проекта осталась знаменитая С-56, установленная на набережной Владивостока в качестве памятника и музея. За боевые заслуги 2 подводным лодкам типа С, «Средняя» присвоены Гвардейские звания и 6 награждены орденом Красного Знамени, «С-56» была удостоена обеих наград.