Боевой путь дизель-электрической торпедной подводной лодки «Щ-406» времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

размещено в: Статьи | 0

«Щ-406» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка принадлежит к серии X-бис проекта Щ — «Щука».

Заложена 31 декабря 1938 года на заводе № 194 имени Марти в Ленинграде, спущена на воду 17 декабря 1939 года, 
7 июня 1941 года лодка вступила в строй. 28 июня 1941 года официально вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Максимова Владимира Васильевича в составе Учебной бригады ПЛ в Кронштадте, где завершала программу испытаний.

11 июля 1941 года подводная лодка перешла в Таллин, откуда 13 июля, всего через 15 дней после вступления в состав флота, направилась в район Карлскрона – остров Борнхольм. Патрулирование указанного района не принесло результата. Большую часть времени подводная лодка находилась на глубине 20-25 м достаточно далеко от берега, лишь изредка подвсплывая под перископ. Единственная встреча с противником произошла при возвращении в базу, когда в ночь на 2 августа 1941 года в проливе Соэловяйн, «Щ-406» обнаружила германскую «U-144». Подводные лодки уклонились друг от друга погружением, и утром 2 августа «Щ-406» благополучно прибыла в Триги. 5 августа подводная лодка перешла в Кронштадт. Здесь «Щ-406» ждала смена командира. Новым командиром «Щ-406» назначен бывший старпом капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга, капитан 2 ранга) Осипов Евгений Яковлевич.

С 26 октября 1941 года подводная лодка находилась в Кронштадте в готовности к походу. 9 ноября лодка получила приказ перейти в Ленинград. Переход осуществлялся в непростой ледовой обстановке в обеспечении ледокола. В ночь на 10 ноября лодка отправилась в путь и  шла в полной темноте, так как днем Морской канал простреливался немецкой артиллерией из района Петергоф – Стрельна. В пути «Щ-406», шедшая последней в конвое, отстала. Ледовая крошка забилась в машинный кингстон системы охлаждения дизелей и смерзлась там. Пока устраняли неисправность, стало светать, корабль стоял в центре канала, лед плотно окружил подводную лодку, полностью затянув пробитый фарватер. С трудом освободившись из ледового плена «Щ-406» продолжила путь. К счастью, немецкая артиллерия молчала.

В 1942 году лодка в составе первого эшелона подводных лодок вышла  на коммуникации противника. 14 июня подводная лодка перешла в Кронштадт, а вечером 21 июня на Лавенсари. В ночь на 24 июня вышла на позицию в район Стокгольма. Форсируя Финский залив, в ночь на 25 июня при уклонении от сторожевых кораблей противника «Щ-406» несколько раз ударялась о грунт, повредив в носовой части легкий корпус, а затем в районе банки Калбодагрунд подверглась атаке самолета. Бомбы взорвались неподалеку. На подводной лодке вышло из строя управление вертикальными и горизонтальными рулями, и нарушилась изоляция аккумуляторной батареи, повреждены перископы. Впрочем, один из перископов быстро исправил штурманский электрик старшина 2 статьи Лапшонков. Для устранения повреждений субмарина была вынуждена лечь на грунт. Наконец, 28 июня 1942 года подводная лодка завершила форсирование Финского залива и спустя двое суток заняла указанный район. «Щ-406» получила приказ включить в зону своих действий район Норчепингской бухты (позиция № 4, действовала там с 4 по 8 июля).

Утром 6 июля в 5 милях севернее маяка Хевринге Осипов провел свою первую торпедную атаку по транспорту из состава конвоя. Через 2,5 минуты на подводной лодке слышали два взрыва и посчитали судно потопленным. Был атакован транспорт из конвоя под эскортом шведских кораблей. Торпеды взорвались, ударившись о скалу Геддан. Сторожевой корабль «Капарен» так же безуспешно сбросил на большом удалении от подводной лодки девять глубинных бомб.

Спустившись южнее к маяку Херадшер днем 7 июля с дистанции 8 кбт «Щ-406» вновь атаковала конвой. Через 1 минуту после пуска торпеды на подводной лодке был услышан взрыв большой силы. На субмарине посчитали цель пораженной. На исходе 8 июля «Щ-406» в 9 милях восточнее маяка Сандсенкан лодка атаковала одиночное судно. Торпеда поразила германскую шхуну «Фидес» (545 брт), которое удержалось на плаву только благодаря находившемуся на борту грузу леса. 16 июля 1942 года  «Щ-406» перешла для действий в Аландское море. Днем 22 июля в 13 милях западнее Мариенхамна «Щ-406» выпустила две торпеды по транспорту из состава конвоя. Услышав после пуска торпед два сильных взрыва на «Щ-406» посчитали транспорт потопленным. В действительности торпеды прошли вблизи шведского судна «Беле». Сопровождавшие конвой эсминцы «Норчёпинг», «Карлскрона» и сторожевик «Капарен», наводимые гидросамолетом, безрезультатно сбросили на подводную лодку 56 глубинных бомб. Спустя три дня в 8 милях северо-восточнее маяка Симпнесклуб  «Щ-406» выпустила две торпеды по транспорту из состава конвоя. На подводной лодке слышали два взрыва, но эскорт не преследовал лодку. На подводной лодке подходили к концу топливо и продовольствие.  28 июля «Щ-406» начала возвращение в базу и 30 июля приступила к форсированию Финского залива. 1 августа глубинная бомба с финского катера чуть было не погубила субмарину: повреждены носовая дифферентная цистерна и цистерна быстрого погружения. В ночь на 3 августа 1942 года подводная лодка прибыла в Нарвский залив для встречи с катерами, которые должны были сопровождать возвращавшиеся с позиций подводные лодки «Щ-406» и «Щ-303» до базы. В ночь на 9 августа «Щ-406» ошвартовалась в Кронштадте. Командование высоко оценило второй поход «Щ-406», засчитав на счет подводной лодки уничтожение 5 судов противника общим водоизмещением более 29.000 тонн.

После межпоходового ремонта «Щ-406» снова вышла в море в ночь на 21 октября 1942 года. В это время на вражеских коммуникациях развертывался третий эшелон подводных лодок КБФ. В условленной точке эскорт оставил лодку, и она, погрузившись, направилась в северную часть Данцигской бухты. К началу суток 24 октября «Щ-406» без особых происшествий завершила форсирование Финского залива и 26 октября заняла указанный район у маяка Брюстерорт. Уже вечером этого же дня подводной лодке представилась возможность атаковать. Из надводного положения «Щ-406» выпустила две торпеды по одиночному судну водоизмещением в 12000 тонн. Одна торпеда затонула, задев за срез торпедного аппарата, другая попала в правый борт транспорта. На подводной лодке зафиксировали сильный взрыв и крен судна. Желая окончательно добить судно, через семь минут подводная лодка повторила атаку. Две выпущенные торпеды прошли мимо.  Во многих источниках жертвой этой атаки называют пароход «Меркатор» (4.660 брт), однако это судно по ошибке потоплено немецкой подводной лодкой «U-31» 1 декабря 1939 года в Бискайском заливе. Продолжая патрулирование района, подводная лодка переместилась к маяку Стило, где днем 28 октября атаковала одиночно идущее судно. Торпеда прошла мимо. Вечером того же дня «Щ-406» обнаружила судно, оцененное командиром в 8.000 тонн, шедшее без охранения. По нему был дан залп из двух торпед, но они прошли мимо. Подводная лодка начала преследование цели, и около полуночи повторила атаку, но торпеду сбило с курса. Через полчаса была выпущена еще одна торпеда, которая попала в цель. Судно разломилось на две части и затонуло. Приблизившись к месту гибели транспорта (54°58′ с.ш./17°26′ в.д.), «Щ-406» подобрала из воды 7 человек. От них командир подводной лодки узнал, что на этот раз жертвой атаки субмарины стало шведское судно «Бенгт Стуре» (872 брт), которое доставило в Данциг железную руду и возвращалось в Швецию с грузом угля. Капитан парохода Стурре Хедберг, первый штурман Ион-Арне Вальтер, второй штурман Пер-Ивар-Альфред Каппели, механик Густав Руслинд, матрос Нильс Фрик, кок Эскиль Телин и буфетчица Кетти-Мария фон Хамм взяты на борт подводной лодки. Остальные члены экипажа потопленного судна (8 человек) погибли.  Последнюю оставшуюся торпеду «Щ-406» использовала для атаки, которая произошла вечером 1 ноября 1942 года в 8 милях севернее маяка Риксгафт. Финский пароход «Агнесс» в 2.983 брт с грузом кокса пошел ко дну. Вместе с судном погибли 4 человека. Оставшись без торпед «Щ-406» начала возвращение в базу. Происшествий, за исключением двух случаев касания минрепов при прохождении минного заграждения «Зееигель», не было. 7 ноября «Щ-406» прибыла на Лавенсари, где передала пленных шведов коменданту Островного района.  Вечером 10 ноября 1942 года «Щ-406» прибыла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки.

К концу апреля 1943 года корабль был подготовлен к боевому походу. В ночь на 1 мая «Щ-406» совместно с «Щ-323» начала переход в Кронштадт. У выхода огражденной части Морского канала на «Щ-406», которая шла головной, вышел из строя гирокомпас. Подводные лодки поменялись местами. Вскоре «Щ-323» подорвалась на неконтактной мине и затонула. «Щ-406» прибыла в Кронштадт. В ночь на 25 мая субмарина перешла на Лавенсари для выхода на позицию, расположенную в северной части Данцигской бухты.

28 мая 1943 года Краснознамённая ПЛ “Щ-406” вышла в очередной боевой поход, в течение всего выхода командир ПЛ Осипов Е.Я. на связь не выходил, и подлодка в базу не вернулась…

В начале мая 2017 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы», примерно в миле севернее острова Большой Тютерс в точке с координатами: 59 52,95’/27 10,90’ на глубине 59 м обнаружен остов советской субмарины X-бис серии. В ходе дальнейшего обследования объекта, было установлено, что корпус подлодки имеет характерные элементы противоминной защиты, что указывает, что найдена именно «Щ-406».

«Щ-406» погибла утром 29 мая 1943 года на линии мин заграждения «Зееигель-13», которое было выставлено в июле 1942 (120 мин «EMB» с углублением 20 и 25 м и 410 «UMA» с углублением 10 и 20 м). Немецкий корабельный дозор наблюдал взрывы трех мин (один из них зафиксирован 09.55 по Берлину), после чего на поверхности воды обнаружен слой масла.

Фатальным для «Щ-406» стал взрыв противолодочной мины «UMA», минреп которой был зацеплен правым носовым горизонтальным рулем субмарины, который притянул мину к борту. Часть экипажа подлодки в кормовых отсеках и центральном посту пережили взрыв. Попытка подводников выйти из кормового аварийного люка не удалась; получилось лишь приоткрыть его на несколько сантиметров. Рубочный люк они сумели открыть, что свидетельствует о том, что через него удалось провести эвакуацию. По крайней мере, подлодку сумел покинуть один человек. Согласно финским данным 6 июня 1943 года у побережья острова Ристисаари в районе Котки (примерно 28 миль к северо-западу от места гибели субмарины) было обнаружено тело советского подводника в гидрокостюме и дыхательном аппарате. Он был похоронен там же, на острове. Вероятнее всего это был один из 40 членов экипажа «Щ-406».

Из 5 заявленных побед подтверждаются данными противника почти все – потоплены 3 транспорта общим водоизмещением 3974 тонн, ещё 2 судна получили повреждения,  результаты ещё трёх атак не установлены. 

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года капитан-лейтенанту Осипову Евгению Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. Подводная лодка “Щ-406” была награждена орденом Красного Знамени, а её экипаж награждён орденами и медалями.