Иван Григорьевич Бубнов: у истоков российского подводного флота – 1 часть

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Сегодня мы начинаем серию публикаций о выдающемся конструкторе, пионере русского подводного кораблестроения, генерал-майоре И.Г. Бубнове. Текущая статья будет посвящена началу его жизненного пути и созданию подлодки «Дельфин» – первой субмарины, официально включенной в состав российского флота.

 

Иван Григорьевич Бубнов родился 18 (06 по ст.ст.) января 1872 года в нижегородской купеческой семье. Он с детства проявлял способности к математике и физике, до 1887 года обучался во Владимирском реальном училище в Нижнем Новгороде, а затем – в Техническом училище Морского ведомства (Кронштадт), которое в 1891 году с отличием окончил. С 1891 до 1893 года И.Г. Бубнов служил в должности младшего судостроителя на верфи Новое Адмиралтейство, где принимал участие в постройке броненосца «Полтава».

Затем Иван Григорьевич поступил на кораблестроительное отделение Николаевской морской академии в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он занимался разработкой способов по успокоению боковой качки судна и проводил исследования динамики спуска корабля на воду со стапеля. Тогда же он создал первое в мире устройство, измеряющее деформацию, и разработал не имеющий аналогов проект океанского быстроходного крейсера. В 1896 году И.Г. Бубнов окончил обучение, и его имя было занесено на мраморную доску почёта лучших выпускников. Он остался в Академии преподавать строительную механику корабля, фактически заложив основы науки о прочности корпуса судов.

В 1900 году Иван Григорьевич назначен старшим помощником заведующего Опытовым судостроительным бассейном и, одновременно с этим, возглавил Комиссию по проектированию и постройке полуподводных судов при Морском техническом комитете Морского министерства. Перед комиссией была поставлена задача по созданию погружающегося корабля, который планировалось использовать для береговой обороны (в тот период полуподводные лодки считались более перспективным вооружением, чем подводные). Над проектом, помимо И.Г. Бубнова, работали и другие выдающиеся конструкторы того времени – Иван Семёнович Горюнов и Михаил Николаевич Беклемишев. Разработка «Миноносца № 113» (подводного миноносца водоизмещением 113 тонн) шла в условиях особой секретности. К маю 1901 года Комиссией был спроектирован не погружающийся корабль, а полноценная подводная лодка, строительство которой началось в июле того же года.

 

Подводная лодка «Дельфин»

Подлодка создавалась на Балтийском заводе Санкт-Петербурга под руководством Строительной комиссии, возглавляемой И.Г. Бубновым. Её экипаж сформирован в феврале 1902 года и, первоначально, состоял из командира, одного офицера и восьми матросов. В сентябре того же года субмарина получила наименование «Миноносец № 150» и была официально зачислена в списки судов, став первой подводной лодкой, включенной в состав российского флота. Командование ею принял М.Н. Беклемишев, вошедший в историю как первый командир-подводник России.

Субмарина представляла собой небольшую однокорпусную бензин-электрическую лодку, длиной около 20 метров. Надводный ход обеспечивался шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 300 л.с., подводный – электромотором мощностью 120 л.с. Максимальная глубина погружения – до 50 метров. Максимальная скорость, которую лодка могла развить в надводном положении – 9 узлов (миль в час), в подводном – 7 узлов. Её вооружение состояло из внешних торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого, оснащённых двумя торпедами.

Подлодка была спущена на воду в мае 1903 года, в августе её осмотрел Император Николай II, а в октябре были завершены ходовые испытания корабля. С мая 1904 года субмарина стала называться «Дельфин». Во время учебного погружения, проходившего 16 июня того же года, из-за неправильных действий команды был несвоевременно закрыт рубочный люк и лодка затонула. В ходе аварии погибли двадцать четыре нижних чина и лейтенант Анатолий Нилович Черкасов, который исполнял обязанности командира и отказался покидать тонущий корабль, несмотря на то, что мог спастись. Впоследствии лодка была поднята и отремонтирована, погибшие подводники похоронены на Смоленском Православном кладбище.

В ноябре 1904 года субмарина направлена по железной дороге на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне. «Дельфин» прибыл к месту назначения в конце декабря 1904 года, а в состав Отдельного отряда миноносцев, базирующегося во Владивостоке, включен с января 1905 года. Субмарина несла боевую службу до окончания Русско-японской, содействуя обороне Владивостокского порта, но столкновений с неприятельскими кораблями не имела.

Во время Первой Мировой войны принято решение о перебазировании «Дельфина» на Север, и в мае 1916 года по железной дороге он был направлен в Котлас, затем – на баржах по Северной Двине до Архангельска. В августе того же года пароход отбуксировал субмарину из Белого моря в Баренцево, к новому месту базирования в Александровске (сейчас – город Полярный Мурманской области). С октября 1916 года «Дельфин» вошёл в состав Дивизиона особого назначения Флотилии Северного Ледовитого океана, в феврале следующего года включен в Отряд судов охраны Кольского залива.

В апреле 1917 года лодка, находясь в базе, была сильно повреждена штормом, и в августе того же года исключена из состава флота. В 1920-х годах «Дельфин» некоторое время использовался в качестве судоподъёмного понтона, а в 1932 году первый корабль российских подводных сил разделан на металл.

 

Источники и литература:

  1. Миноносец № 113, миноносец № 150, подводная лодка «Дельфин». Тип «Дельфин» // Интернет-портал «Штурм Глубины».
  2. Отец «русской системы» // Военное обозрение.
    https://topwar.ru/77858-otec-russkoy-sistemy.html
  3. Таубин А. Русские учёные и инженеры. Выпуск 3 – БУБНОВ Иван Григорьевич (1872–1919) // Проза.ру.
    https://proza.ru/2018/12/21/1064

 

Фотографии

  1. Иван Григорьевич Бубнов. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0d/Bubnov.png
  2. Подлодка «Дельфин» во время испытаний (1903 год). Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f0/Submarine_Dolphin.jpg
  3. Подлодка «Дельфин» (Балтийское море, 1904 год). Источник фото: https://ic.pics.livejournal.com/vita_life777/48889071/798199/798199_1000.jpg