К 95-летию начала Советского подводного кораблестроения
В отечественной военно-морской истории «декабристы» – это обобщенное название первой серии подводных лодок Советского ВМФ, к строительству которых приступили 95 лет назад.
По окончании Гражданской войны и постепенного восстановления народного хозяйства Советской России, актуальным стал вопрос о защите государства с морских направлений. Одним из средств морской обороны являлись подводные лодки. К разработке проекта новой подводной лодки приступили в 1926 году, в специально созданном для этого Техбюро № 4, под руководством Б.М. Малинина. Проектирование подводных лодок осуществлялось практически с «чистого листа», так как к началу работ инженерно-конструкторские кадры царского времени не сохранились, а конструкторская документация русских подводных лодок во многом была утрачена.
5 марта 1927 года на Балтийском заводе состоялась одновременная закладка первых трех корпусов подводных лодок по созданному проекту, получившему наименование «Тип «Д» серии I». Именно в этот день состоялось рождение советского подводного кораблестроения. Строителем подводных лодок на Балтийском заводе был К.Ф. Терлецкий, в прошлом один из первых русских офицеров-подводников. Несколько позже, 14 марта 1927 года в Николаеве заложили еще три подводные лодки этого типа – для Черного моря, строительство которых осуществлялось под руководством Г.Н. Спицына. Для постройки первых корпусов использовали высококачественную сталь из дореволюционных запасов, двигатели и некоторые механизмы приобрели за границей, с одновременным освоением их производства на советских заводах.
Недостаток опыта проектирования подводных лодок обусловил проблемы, выявленные в процессе испытания первых «корпусов» – «Декабриста» на Балтике и «Революционера» на Черном море в 1930 году. При проведении пробных погружений подводные лодки получали существенный крен, угрожавший их безопасности. Группа конструкторов во главе с Б.М. Малининым была обвинена «во вредительстве» и осуждена. Однако в течение последующего года, с устранением проектной ошибки инженеры-конструкторы были реабилитированы. И впоследствии Б.М. Малинин стал главным конструктором проектов советских подводных лодок типа «Ленинец» и «Щука», за разработку которых был награжден орденом Трудового Красного знамени и удостоен Сталинской премии.
В итоге государственные испытания прошли успешно, новые подводные лодки обладали хорошими мореходными и маневренными качествами, высокой прочностью и мощным вооружением, и не уступали современным иностранным аналогам.
В течение 1930-1931 гг. Рабоче-Крестьянский Красный флот получил пополнение из шести подводных лодок этого проекта. Новые подводные лодки получили имена в традициях начала Советской эпохи – «Декабрист» (с 1933 г. введено литерное обозначение – Д-1, с использованием первоначального имени в обиходе), «Народоволец» (Д-2), «Красногвардеец» (Д-3), «Революционер» (Д-4), «Спартаковец» (Д-5) и «Якобинец» (Д-6).
Построенные в Ленинграде, подводные лодки Д-1, Д-2 и Д-3 в 1933 году перешли Беломоро-Балтийским каналом в Мурманск, составив основу подводных сил Северной военной флотилии, будущего Краснознаменного Северного флота. Построенные в Николаеве Д-4, Д-5 и Д-6 обновили подплав Морских сил Черного моря.
Новые подводные лодки активно занимались боевой подготовкой, выполняли дальние походы. В 1935 году в тяжелых метеоусловиях Д-1 и Д-2 выполнили поход к Новой земле, а затем приняли участие в тактических учениях. На следующий год эти лодки совершили автономное плавание в Карское море. В 1937 году Д-2 и Д-3 совершили высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя 3 673 мили. Черноморские подводные лодки Д-4 и Д-5 в составе отряда советских кораблей в октябре 1933 года посетили Стамбул. В 1935 году Д-6 выполнила «стахановский поход» – длительное автономное плавание, по итогам которого командир подводной лодки и шесть членов ее экипажа были награждены орденом Ленина.
Первым участие в боевых действиях принял «Декабрист», выполнив три боевых похода в дни Советско-финской войны, неся дозорную и разведывательную службу в районе Нордкапа – Вардё. Однако случая приметь оружие не представилось. В ноябре 1940 года из-за аварийного происшествия эта подводная лодка погибла.
«Декабристы» приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Североморская Д-3 «Красногвардеец» совершила 8 боевых походов, потопив, по официальным данным, 8 транспортов противника и повредив одно судно. «Красногвардеец» стал первым кораблем Советского ВМФ, удостоенным Гвардейского звания и ставшим Краснознаменным. Война застала Д-2 в Ленинграде на ремонте, по окончании которого подводная лодка выполнила 4 похода, уничтожила одно судно противника и повредила другое. С 1941 по 1943 гг. черноморская Д-4 выполнила 16 боевых походов, потопив один вражеский транспорт и шесть раз доставив боеприпасы в осажденный Севастополь. В ноябре 1943 года Д-4 пропала без вести. За этот же период Д-5 совершила 16 боевых походов, в том числе три в осажденный Севастополь. В 1943 году Д-5 была поставлена на капитальный ремонт, а в 1946 году была выведена из боевого состава, став опытовым кораблем. Д-6 встретила войну в Севастополе, находясь на ремонте, где была взорвана экипажем при оставлении города советскими войсками.
До наших дней сохранилась подводная лодка Д-2 «Народоволец». Выведенная из боевого состава, Д-2 долгое время использовалась как учебно-тренировочное судно, готовя новые кадры для подводного флота. В 1987 году начался восстановительный ремонт и в 1994 году Д-2 была открыта как филиал Центрального военно-морского музея. В современности «Народоволец» – это не только сохранившийся образец военно-морской техники почти столетней давности, но и памятник мастерства ленинградских корабелов и мужества советских моряков – подводников.