Первая часть статьи: http://музеймаринеско.рф/fragmenty-morskoj-gvardii-otechestva-chast-1/
В море жизнь охраняемых лиц полностью зависела от профессионализма офицеров, слаженности работы экипажа корабля. В условиях разбушевавшейся стихии у морского офицера-командира не было времени ждать указаний от высшего руководства.
Поэтому со времен Екатерины II в морскую гвардию направлялись наиболее подготовленные боевые офицеры российского флота, проявившие не только личные смелость и мужество в сражениях, но и доказавшие свое умение командовать судами в дальних походах, в сложных гидрометеорологических условиях.
Значимы заслуги офицеров Морского Гвардейского экипажа в развитии мореплавания и наук о Земле, кругосветных путешествиях и географических открытиях.
Морской Гвардейский экипаж не остался в стороне и от внедрения в российском флоте подводных лодок. Офицеры и нижние чины Гвардейского экипажа обслуживали построенное в 1834 г. на Александровском литейном и механическом заводе в Санкт-Петербурге первое в России цельнометаллическое судно — подводную лодку.
Лодка водоизмещением 16 тонн была спроектирована выдающимся русским военным инженером генерал-адъютантом К.А. Шильдером (1785-1854). Командирами на подводной лодке были мичман Гвардейского экипажа Р.Н. Жмелев (с 1838 г.) и лейтенант Адамопуло.
Ее железный корпус был увенчан двумя башенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни выходила вертикальная «оптическая труба» — прообраз современного перископа, через крышу кормовой — вентиляционная труба.
Обязанности членов экипажа распределялись следующим образом: один — на руле, четверо — на гребках, двое при кранах и насосах, один — при гальванической батарее, один — в резерве. Все нижние чины, попеременно сменяясь, качали четыре «гребка» (двигатель), по принципу действия, напоминающие утиные лапки. При холостом ходе вперед, они складывались для уменьшения сопротивления, а при рабочем движении назад, раскрылись. «Мощности» мускульного двигателя не всегда хватало для преодоления течения в подводном положении и силы ветра — в надводном. Десятый член экипажа — офицер (командир) находился в кормовой башне и. наблюдая оттуда через иллюминаторы и перископ за поверхностью моря, отдавал необходимые команды. Скорость лодки достигала всего 0,4 узла. Вооружение лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне, на конце длинного бушприта. Вонзила гарпун с миной в борт вражеского корабля, подводная лодка давала задний ход. И, отойдя на безопасное расстояние, взрывала мину с помощью электрического запала, разработанного академиком Б.С. Якоби.
Кроме того, на каждом борту лодки были установлены станки из трех 4,5-метровых металлических труб для запуска 4-х дюймовых (102 мм) пороховых ракет системы Конгрева. Все 6 ракет были надежно изолированы от воды пробками, прикрытыми резиновыми колпачками. Воспламенение ракет проводилось с помощью электрозапалов от специальных батарей. Лодка могла вести одиночный и залповый ракетный огонь. Кучность стрельбы была соизмерима с имевшимися тогда на кораблях гладкоствольными орудиями. При попадании зажигательные ракеты вызывали пожар на деревянном корабле.
29 августа 1834 года на секретных испытаниях подводной миноноски присутствовал император Николай I. Испытания проходили на Неве в 40 верстах вверх по течению от города. Лодка маневрировала под водой и оставалась в погруженном состоянии при помощи тяжелых металлических гирь-якорей. С первых же минут испытатели убедились в невозможности управления лодкой изнутри. Однако быстро был найден оригинальный выход из положения. Экипаж оставался внутри лодки, а командир (сам генерал Шильдер) «находился вне оной на палубе, погруженный в воду по грудь в одежде из непроницаемой водою ткани», в ботинках со свинцовыми подошвами. Указания рулевому он давал через переговорную трубу.
Шильдер совершил на своей лодке еще несколько удачных погружений и маневров на Кронштадском рейде, а 24 июня 1838 года на северном рейде Кронштадта даже взорвал плавучую мишень десятикилограммовой пороховой миной. Только волей случая и благодаря мастерству моряков лодка избежала гибели.
«… По приближении к судну мина, находившаяся на носу лодки, притиснута была к судну удачно, самая же лодка течением была увлечена почти под киль судна, но… плывший сзади катер взял оную на буксир».
Были, также, впервые в мире проведены запуски из-под воды пороховых ракет.
Работы над шильдеровской подводной лодкой были прекращены осенью 1841 года. Вся информация о подводной лодке Шильдера была засекречена и поэтому свыше 100 лет не была известна историкам.
И, хотя, подводная лодка Шильдера не была поставлена на вооружение русского военно-морского флота, опыт, полученный при ее проектировании, строительстве и испытаниях, был использован судостроителями в дальнейшем.