“Фрагменты истории морской гвардии Отечества.” Часть 3

размещено в: Статьи | 0

Русская гвардия родилась в пламени орудийных вспышек, в густом пороховом дыму боев. Пламя выстрелов — оранжевое, а пороховой дым — черный. Таковы и традиционные цвета матросских лент на бескозырках в Гвардейском экипаже и лент на военно-морских флагах нынешних гвардейских кораблей.

Последний бой крейсера «Варяг»

С 1870 г. трехцветный Гвардейский вымпел был заменен на белый и просуществовал до 1917 г. Он развевался на мачтах яхт «Царевна», «Марево», «Штандарт», «Полярная звезда», «Стрела» и «Александрия». Под этим вымпелом героически сражались и погибали в Цусимском бою эскадренный броненосец «Император Александр III» и крейсер «Адмирал Нахимов». Последними кораблями, носившими Георгиевский вымпел, были крейсеры «Олег» и «Светлана», два эсминца и императорская яхта «Штандарт».

Во время Русско–японской войны 28 августа 1904 г. гвардейцами была укомплектована и одна из первых боевых русских подводных лодок «Фельдмаршал граф Шереметев».

Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» была заложена на Балтийском заводе в С.–Петербурге в первой половине 1904 г., строитель корабельный инженер И.Г. Бубнов. Спущена на воду 8 августа того же года.

Подводная лодка имела водоизмещение надводное 140 т, подводное — 177 т, длину 33,5 м, ширину 3,35 м, осадку 3,4 м, мощность двигателей: надводного хода 100 л.с., подводного хода — 100 л.с.; скорость хода: надводного — 8,5 уз., подводного — 5,5 уз.; глубина погружения 30 м; вооружение — 4 торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого.

После пробного погружения в октябре 1904 г. лодка на транспортере 4 ноября была отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла 12 декабря 1904 г. 1 мая 1905 г. она была подготовлена к плаванию. Под командованием лейтенанта Заботкина экипаж отрабатывал элементы подводного плавания, осваивал район плавания. Но в боевых действиях подводная лодка не принимала участия. В августе 1905 г. подписанием Портсмутского мира завершилась Русско–японская война. Несмотря на то, что русские подводные лодки не имели боевых столкновений с японскими кораблями, они свой долг выполнили, являясь важным средством сдерживания японских кораблей.

13 октября 1905 г. гвардейцы сдали лодку морякам Сибирской флотилии.

В 1915 г. лодка была перевезена в Балтийское море. Она участвовала в Первой мировой войне, базируясь в Мариэхамне и Або.

Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» на марше 1904 г.

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов первые гвардейские части сухопутных войск были утверждены в середине сентября 1941 года. Гвардейские звания присваивались соединениям и частям, особо отличившимся в боях за Советскую родину. Гвардейские корабли получили такой статус несколько позже — 3 апреля 1942 года.

Приказом НК ВМФ СССР от 19 июня 1942 г. № 142 «Об установлении Гвардейского и Гвардейского Краснознаменного военно-морского флага, особого нагрудного знака и особой ленты» для военнослужащих кораблей и частей ВМФ, удостоенных почетного наименования «гвардейские» на полотнище которых между голубой полоской и изображением красной звезды, серпа и молота, помещена традиционная для Вооруженных Сил нашего Отечества оранжево-черная гвардейская лента. В том же месяце торжественное вручение и подъем Гвардейского Военно-морского флага состоялись на первых гвардейских кораблях.