“Фрагменты морской гвардии Отечества”. Часть 1

размещено в: Новости | 0

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи нашей страны. И сегодня, спустя 76 лет после Великой Победы, интерес исследователей к этому событию остается высоким.

Значимость данной темы определяется на наш взгляд необходимостью воспитания у современной молодежи непротиворечивого взгляда на ключевые события истории нашей страны.

Приближающаяся юбилейная дата в создании Российской гвардии помогла нам оперативно собрать архивы историй о Гвардейском экипаже, Морской гвардии и данных об гвардейских кораблях и подводных лодках, о подводниках – гвардейцах, понять мотивы, ценности, чувства, что подталкивали простых советских людей совершать поистине героические поступки.

Первая часть повествования будет посвящена краткой истории создания, становления Гвардейского экипажа, далее мы коснемся основных страниц Морской гвардии Отечества, более предметно рассмотрим этап Великой Отечественной войны, когда была воссоздана Гвардия советского Военно-Морского флота.

Во второй, третьей и четвертой части повествования мы проследим боевой путь гвардейских подводных лодок Северного, Балтийского и Черноморского флотов, попытаемся оценить их вклад в победу над врагом, кратко расскажем о биографиях командиров и членах их экипажей.

Гвардия – это понятие не надуманное. Оно родилось и выкристаллизовалось из человеческой психологии, из неумирающего стремления к индивидуальности, к отличию.

Гвардия Великой Отечественной среди моряков и моряков-подводников – это плеяда героев, имена которых никогда не померкнут.

2 сентября в нашей стране отмечается, как День Российской гвардии и был учреждён Указом Президента Российской Федерации №2032 от 22 декабря 2000 года в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы.

18 сентября 2021 года отмечается 80 лет со дня рождения советской Гвардии. Это были первые  гвардейские части, которые проявили мужество, отвагу, бесстрашие в боях против гитлеровских войск во время Великой Отечественной войны. Позже звание «гвардейский» было присвоено и другим воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям РККА и ВМФ Вооруженных Сил СССР.

Гвардией (от итальянского guardia – охрана, стража) традиционно называли отборную, привилегированную, лучше других обученную и экипированную часть войск. Она рождалась в виде вооружённых отрядов, состоящих непосредственно при монархах, часто выполняющих функции его личной стражи. На эту часть войск возлагались наиболее сложные задачи и в ходе военных действий.

Отличная выучка, высокий профессионализм и твердое следование полковым традициям были отличительными признаками русской гвардии с момента ее возникновения на рубеже XVII–XVIII веков вплоть до участия в Гражданской войне и пребывания в эмиграции в ХХ веке.

Петр Великий – основатель гвардии

Обычно рождение русской морской гвардии связывают с императорским указом от 16 февраля 1810 г., которым был учрежден Гвардейский флотский экипаж как самостоятельная морская часть гвардии. В состав его вошли команды придворных гребцов и придворных яхт. Это обстоятельство дает право относить появление русской морской гвардии к более отдаленной эпохе — к царствованию Петра Великого, когда была сформирована Придворная гребецкая команда.

Императорским указом 1810 г. экипаж был причислен к гвардии и состоял из команды общей численностью 410 человек. Ему было пожаловано знамя сухопутного гвардейского образца, увеличено жалованье и изменена форма: летняя такая же, как у личного состава флота, и зимняя пехотная, похожая на форму сухопутных полков гвардии. Для пополнения в гвардейский флотский экипаж были взяты лучшие офицеры и нижние чины из флота. Офицерский состав переводился сюда за отличие по службе, так как при издании Положения об экипаже было принято, чтобы люди назначались туда как бы в награду. При выборе офицеров и нижних чинов для службы окончательное решение по каждому кандидату принимал государь.

В войне 1812 г. Гвардейский флотский экипаж участвовал в сражениях при Бородине и Красном, а при переходе русских войск в контрнаступление обеспечивал переправы через реку Протву.

За доблесть и подвиги, проявленные в сражении 17–18 августа 1813 г. у Кульм (ныне Хлумец, Чехия), экипаж был удостоен высокой боевой награды — Георгиевского знамени с надписью: «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 г. при Кульме». Вместе с армией экипаж прошел путь от Бородина до Парижа.

Картина «Морское сражение при Наварине (2 октября 1827)» создана 1846 году. Художник Айвазовский Иван Константинович.

Первым кораблем Гвардейского экипажа России стал 74-х пушечный парусный линейный корабль «Азов», которым командовал капитан 1 ранга М.П. Лазарев, в будущем известный флотоводец. Он участвовал 8 октября 1827 г. в знаменитом Наваринском сражении. Самая высокая награда за успешные боевые действия в этой битве и была пожалована именно «Азову» — кораблю вручили Георгиевский адмиральский флаг (как кормовой флаг) и Георгиевский вымпел. «В честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов», — так было сказано в императорском указе.

Почти через два года, 14 мая 1829 г., за беспредельную доблесть, проявленную экипажем, кормового Георгиевского флага и вымпела был удостоен знаменитый бриг «Меркурий». После Крымской войны (26.11.1856 года) все экипажи Черноморского флота (с 29-го по 45-й) были награждены георгиевскими знаменными флагами с надписью: «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.». Так создавалась боевая слава, и закладывались традиции российской гвардии.

Георгиевская лента для матросов

Гвардейский экипаж внес большой вклад в развитие не только россий­ского Военно-Морского Флота, мореплава­ния, но и науки и техники. Комплектование Экипажа офицерами все­гда находилось в ведении первых лиц государ­ства. Ни один род войск не требовал от офицера-гвардейца такого объема знаний, профес­сионального опыта, выдающихся личных ка­честв, способностей выполнять огромное ко­личество самых разноплановых задач.

Далее >>>