Георгиевские награды в российских подводных силах. Часть 2

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Мы продолжаем серию публикаций, посвящённую Георгиевским наградам в российских подводных силах, начатую статьёй о подводниках Черноморского флота времён Первой Мировой войны (http://музеймаринеско.рф/georgievskie-nagrady-v-rossijskix-podvodnyx-silax-chast-1/). В этой публикации будет продолжен рассказ о героях-черноморцах, удостоенных Георгиевских наград за свою службу на субмаринах.

 

Георгиевские кавалеры – подводники Черноморского флота. Часть 2

 

Подводная лодка “Краб”

Первый в мире подводный минный заградитель «Краб» вошёл в состав Черноморского флота в июне 1915 года. Постановка мин субмариной, впервые в истории, была произведена 27 июня 1915 года в хорошо охраняемом проливе Босфор. На минном заграждении, выставленном «Крабом», в июле того же года подорвалась канонерская лодка турецкого флота «Иси Рейс», которая получила серьёзные повреждения и до конца войны не вернулась в строй. За успешное выполнение боевой задачи были награждены: Георгиевским оружием – командир подлодки Лев Константинович Феншоу и один из офицеров субмарины; Георгиевским крестом 3-й степени – 1 человек; 4-й степени – 7 человек; Георгиевскими медалями – 10 человек.

В сентябре 1915 года командование «Крабом» принял Михаил Васильевич Паруцкий, а следующую успешную минную постановку подлодка осуществила в июле 1916 года. По итогам этого боевого похода награждены: орденом Святого Георгия 4-й степени – командир субмарины М.В. Паруцкий; Георгиевским оружием – командующий Бригадой подводных лодок Чёрного моря, находившийся на борту лодки, Вячеслав Евгеньевич Клочковский и один из офицеров; Георгиевскими крестами 3-й степени – 3 человека, 4-й степени – 7 человек, Георгиевскими медалями – 16 человек.

Всего за время Первой Мировой войны «Краб» совершил несколько боевых походов и произвёл три удачные постановки мин, заложив основы действий подводных минных заградителей.

 

Подводная лодка “Тюлень”

Лодка «Тюлень», относившаяся к типу «Морж», вступила в строй в марте 1915 года. Под командованием Петра Сергеевича Бачманова, в течение июня – августа этого года, ею было уничтожено 17 судов противника, перевозивших различные грузы. В сентябре 1915 года командиром субмарины назначен Михаил Александрович Китицын, ставший одним из самых известных русских подводников Первой Мировой войны.

Боевой счёт 1916 года лодка открыла в феврале потоплением неприятельской шхуны. С марта по июль того же года «Тюлень» уничтожил 25 судов противника, повредил и заставил выброситься на берег турецкий пароход «Дутор», водоизмещением свыше 4 000 тонн, кроме того, экипажем субмарины был захвачен и отбуксирован в Севастополь барк «Балджи». В августе 1916 года командир подлодки М.А. Китицын награждён Георгиевским оружием.

Следующим боевым заданием, которое лодка с честью выполнила в августе 1916 года, стала разведка в болгарском порту Варна (с 1915 года Болгария вступила в войну против государств Антанты). «Тюлень» дважды скрытно заходил в Варненский залив и подолгу находился там в подводном положении. Члены экипажа вели наблюдение через перископ, нанося на карту очертания берега и позиции батарей. Начальник разведывательного отдела Штаба Черноморского флота Алексей Аркадьевич Нищенков, лично принимавший участие в операции, был удостоен Георгиевского оружия.

В сентябре 1916 года подлодка уничтожает неприятельский парусник и атакует крупный германо-турецкий транспорт «Родосто» (водоизмещение – почти 4 000 тонн), вооружённый двумя орудиями. В ходе продолжительной артиллерийской дуэли «Тюлень» нанёс повреждения вражескому судну и вынудил его экипаж сдаться в плен. «Родосто» был захвачен в качестве приза и приведён в Севастополь. Это стало первым и единственным в истории российского подводного флота случаем, когда субмарина действием своих пушек пленила судно, которое превосходило её по мощи артиллерии. За этот подвиг командиру лодки М.А. Китицыну был вручен орден Святого Георгия 4-й степени.

Субмарина продолжила воевать до окончания боевых действий на Чёрном море. Всего в 1915–1917 годах её экипаж уничтожил – не менее 55, сильно повредил – 1 и захватил в качестве приза – 4 судна противника. По количеству подтверждённых побед «Тюлень» стал самой результативной подводной лодкой за всю историю российского флота.

Согласно имеющимся данным, которые могут быть неполными, Георгиевских наград были удостоены, помимо командира, следующие члены экипажа субмарины:

– Георгиевского оружия – офицеры Герман Максимович Краузе, Михаил Евгеньевич Крафт Второй, Алексей Георгиевич Максимов, Александр Евграфович Маслов Второй;
– Георгиевских крестов 4-й степени – 6 человек;
– Георгиевских медалей – 10 человек.

 

Подводная лодка “Морж”

Лодка «Морж», относившаяся к одноименному типу субмарин российского флота, вступила в строй в апреле 1915 года. За июнь – сентябрь этого года субмарина уничтожила 10 судов противника различного водоизмещения. Владимир Владимирович Погорецкий, командовавший лодкой в тот период, за боевые успехи был награждён Георгиевским оружием.

Осенью 1915 года командиром «Моржа» стал Альфред Степанович Гадон. Счёт подтверждённых побед 1916 года подлодка открыла в марте уничтожением турецкого буксира «Дарыджа». В апреле ею был добит крупный пароход «Дутор», ранее повреждённый торпедами подлодки «Тюлень», и потоплен бриг, пытавшийся перегрузить уголь из его трюмов. В ходе дальнейшей службы экипаж «Моржа» уничтожил ещё 9 судов противника, а также захватил в качестве приза турецкий барк «Бельгюзар» с грузом керосина на борту (позже барк вошёл в состав Транспортной флотилии Черноморского флота России). Свой последний боевой поход субмарина начала в апреле 1917 года, ещё 4 турецких судна были потоплены ею в конце этого месяца, и с начала мая о ней ничего неизвестно. Причины гибели лодки до сих пор установить не удалось, возможно, что она подорвалась на мине, была атакована авиацией или береговой артиллерией противника, также не исключена авария из-за технических неисправностей. Вместе с подлодкой пропали 42 члена её экипажа.

Всего за 1915–1917 годы «Морж» уничтожил не менее 26 и захватил в качестве приза 1 судно противника. Гибель этой подлодки стала единственной потерей российских подводных сил на Чёрном море во время Первой Мировой войны.

Подводники-черноморцы добились в годы Первой Мировой выдающихся успехов, сковав действия неприятельского флота и значительно осложнив его снабжение. Результативность субмарин Черноморского флота в этот период до сих пор осталась непревзойдённой по количеству подтверждённых побед.

 

Источники и литература:

1. Алексеев И.В., Гончаров А.С., Заблоцкий В.П. Подводные лодки типа «Морж» // Морская компания (от Балакина и Дашьяна). – 2006. – № 3.
2. Днестрянский И. Русские подводные лодки на Чёрном море в мировых войнах // Проза.ру.
https://proza.ru/2016/08/03/814
3. Захар В., Воробьев В. (Севастополь) Георгиевские кавалеры подплава Чёрного моря // Военно-исторический Интернет-портал «Military Крым».
https://mil.sevhome.ru/voenistor/crimpmw/cherflotpmw/v-zahar-v-vorobev-sevastopol-georgievskie-kavalery-podplava-chernogo-morja/
4. Штурм Глубины.
http://deepstorm.ru

Фотографии

1. Подводный минзаг «Краб» на судоверфи (город Николаев).
Источник фото:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2a/Russian_submarine_Krab_2.png
2. Подлодка «Тюлень» в Севастополе (1915 год).
Источник фото:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/19/Tyulen%271915Sevastopol.jpg/800px-Tyulen%271915Sevastopol.jpg
3. Моряки на палубе подлодки «Тюлень» после всплытия (1915 год).
Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/1353728508_24.jpg
4. Подлодка «Тюлень» буксирует в Севастополь захваченный турецкий парусник (1917 год).
Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/1353728513_27.jpg
5. Подлодка «Морж» в Севастополе (1915 год).
Источник фото:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Morzh%26ImperatorPyotrVelikiy1915Sevastopol.jpg
6. Подлодка «Морж» атакует торпедами турецкий транспорт «Эдирне» (июнь 1915 года).
Источник фото:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/da/Sinking_Edirne.jpg
7. Подлодка «Морж» буксирует захваченный турецкий барк «Бельгюзар» (июнь 1916 года).
Источник фото: http://www.deepstorm.ru