«Знакомство с экспонатами музея.
Подводная лодка проекта “Голланд-27В” (“Тип 13”)»

       В первые десятилетия XX века принципиальные основы тактики применения подводных лодок ещё не были сформированы, различные идеи подтверждались или опровергались опытным путём. Одним из таких экспериментальных направлений конструкторской мысли, бесперспективность которого была доказана практикой, стал проект «Голланд-27В» («Тип 13»), предполагавший создание малых подводных лодок, которые должны были использоваться для обороны морских крепостей. Несмотря на отсутствие значимых достижений в ходе боевого применения субмарин этого типа, судьба одной из них уже много лет привлекает исследователей, пытающихся отыскать место её крушения.
Проект реконструкции Кронштадтской морской крепости, начавшейся в 1908 году, предполагал обеспечение обороны проходов в минных заграждениях при помощи малых немореходных подводных лодок, по сути являвшихся подвижными торпедными станциями. Идея создания таких субмарин принадлежала Военному министерству Российской Империи, в то время как представители Морского министерства относились к ней скептически, обоснованно считая более перспективной разработку полноценных подводных лодок. В 1910 году было принято решение о строительстве шести подобных лодок и плавбазы для них.
После рассмотрения нескольких вариантов, оптимальным был признан проект американского изобретателя Джона Филипа Голланда, предложенный Невским заводом Санкт-Петербурга, который получил наименование «Голланд-27B» (по документам Морского министерства – «Тип 13»). Лодки данного проекта представляли собой однокорпусные дизель-электрические субмарины небольшого размера (длина около 20 метров; экипаж от 4 до 6 человек).
При создании подводных лодок этого типа был применён ряд прогрессивных конструкторских решений:
- для надводного хода использовался дизельный двигатель, эксплуатация которого значительно безопаснее бензинового;
- вместо широко распространённых в то время кислотных аккумуляторных батарей были применены более компактные и безопасные никелево-щелочные аккумуляторы системы Эдисона;
- вооружение состояло из двух 457-мм носовых трубчатых торпедных аппаратов, которые пришли на смену внешним аппаратам системы Джевецкого.
Однако, при наличии ряда преимуществ, лодки проекта «Голланд-27B» имели технические недостатки, серьёзно ограничивавшие их боевое использование:
- ограниченность радиуса действия (в надводном положении – 150 миль, в подводном – 18);
- низкая скорость (максимальная скорость в надводном положении –
8 узлов, в подводном – 6);
- плохая мореходность;
- ненадёжность основных систем;
- при стрельбе торпедами субмарину подбрасывало вверх.

Всего построено 3 лодки такого типа, названные «№ 1», «№ 2» и «№ 3», которые были спущены на воду в 1914 году, уже после начала Первой Мировой войны. Первоначально все субмарины проекта несли боевую службу на Балтийском море, где из них был сформирован Дивизион подводных лодок особого назначения. Дивизион базировался в Балтийском Порту (в настоящее время – город Палдиски в Эстонии) и вёл наблюдение за вверенным районом на случай попыток прорыва кораблей противника.
Летом 1915 года было принято решение о расформировании Особого дивизиона, и перебазировании подводных лодок № 1 и № 2 на Белое море для содействия в обороне порта Архангельска. До Петрограда субмарины дошли своим ходом, затем доставлены до Вологды по железной дороге, откуда на баржах прибыли в Белое море к 04 августа 1915 года.

Осенью того же года обе лодки решено было передислоцировать в Кольский залив Баренцева моря для обороны города Александровск (в настоящее время – город Полярный Мурманской области). Субмарины, следуя на буксире парохода «Сергей Витте», используемого ими в качестве плавучей базы, 11 октября 1915 года начали переход в Кольский залив, сопровождаемые вспомогательным крейсером «Василий Великий». 15 октября, уже после прохода кораблями горла Белого моря, начался сильный шторм, в результате которого лодку № 2 выбросило на берег, а лодка № 1 была отбуксирована крейсером «Василий Великий» обратно в Архангельск.

Весной следующего 1916 года подводная лодка № 2 была обнаружена в прибрежной полосе Кольского полуострова недалеко от мыса Святой Нос, расположенного на границе Баренцева и Белого морей. Повреждения, полученные ею, и труднодоступность района аварии делали нецелесообразными подъём и восстановление субмарины. С неё были сняты наиболее ценные механизмы, а сама подлодка оставлена в месте крушения.
Летом 1916 года лодку № 1 всё-таки удалось перебазировать в Баренцево море на ледокольном пароходе «Айсланд» («Семён Челюскин»), где она вошла в состав формируемой Флотилии Северного Ледовитого океана. Низкие боевые характеристики привели к тому, что подлодка фактически не покидала территории порта, а её использование ограничивалось подготовкой моряков-подводников. В апреле 1917 года субмарина затонула в базе во время шторма, через несколько месяцев поднята, но в строй больше не возвращалась.
В августе того же года она была исключена из состава флота, а в 1920 году транспортирована в Архангельск, где разделана на металл.
Судьба подводной лодки № 3 складывалась несколько иначе – после расформирования в июле 1915 года Дивизиона подводных лодок особого назначения Балтийского флота, она участвовала в обороне Моонзундского архипелага. В феврале 1916 года субмарина, командиром которой был назначен выдающийся русский подводник Иван Иванович Ризнич, была по железной дороге переброшена на Черноморский флот и вошла в состав Дунайской речной флотилии. Лодка № 3, действовавшая против австро-венгерских сил, стала первой в мире подводной лодкой, несшей боевую службу в речных условиях. В 1918 году в неисправном состоянии она была интернирована Румынией, а затем захвачена венгерской армией. Субмарина в строй не возвращалась, и через несколько лет была разделана на металл на территории Венгрии.
Зигзаги боевого пути подводных лодок «Голланд-27В», построенных по не самому удачному проекту, отражают всю сложность, многогранность и неоднозначность русской истории начала XX века.

 

                                              Макет подводной лодки проекта Holland 27B из экспозиции Музея

 

Интересно, что история лодки № 2, погибшей раньше других лодок подобного типа, ещё не закончена. Эта субмарина с места аварии не вывозилась, а район её крушения вплоть до настоящего времени целенаправленно не обследовался. Так как подлодка не затонула, а была выброшена штормом на берег в труднодоступном районе Кольского полуострова, сохраняется надежда найти значительные фрагменты её прочного корпуса, или даже весь корпус.
В настоящее время Музеем истории подводных сил России проводится исследовательская работа по уточнению места гибели указанной лодки.
В случае успеха поисков – она станет первой российской подводной лодкой дореволюционной постройки, обнаруженной не на дне моря.