В начале 80-х годов в ленинградской школе № 189 сформировалась группа юных следопытов «Поиск», которая свой неформальный интерес направила на изучение истории подводных сил Балтийского флота: знакомство с ветеранами-подводниками, сбор документов, поездки к историческим местам, уход за могилами моряков, проведение памятных акций. На помощь школьникам пришли ветераны, которые всегда были рядом, опекая школьный музей. Активисты Объединенного совета ветеранов-подводников ВМФ обратились к главам администрации Калининского и Центрального районов с просьбой о содействии в создании музея истории подводного флота России. Титаническая организационная работа завершилась подписанием Губернатором Санкт-Петербурга распоряжения о создании государственного учреждения «Музея подводных сил России им. А.И. Маринеско» на территории Калининского района.

Судьба легендарного командира подводной лодки С-13 Александра Ивановича Маринеско заставляет задуматься о причудливости жизненных коллизий неординарного человека, как только начинают «свидетельствовать» исторические документы: фотографии из семейного альбома, фрагменты вахтенного журнала, выписки из служебных характеристик, автобиография, личное дело, боевые награды, печатные издания, личные вещи. Яркая личность, прирожденный моряк, профессионал-подводник, о нем говорили много на Балтийском флоте и экипажи  подводных лодок, и начальство. И те, и другие часто по-разному расставляли акценты в своих оценках. На счету экипажа Маринеско одна из самых громких побед советских подводников на море, реально приблизившая день Победы – потопление символа нацистской Германии лайнера «Вильгельм Густлофф». В чем природа конфликта командира и начальства, почему опытный моряк не смог найти свое места в мирной жизни,  почему его заслуги перед Отечеством были оценены только спустя многие годы после смерти – ищите ответы в мемориальном отсеке Героя Советского Союза А.И. Маринеско, имя которого носит музей.

Историю подплава XVIII – XIX веков принято называть периодом проб и ошибок. Этот первоначальный этап освещают портреты конструкторов, часто опережавших свое время, схемы, художественные полотна, детально отражающие первые шаги отечественного подводного кораблестроения, начиная с потаенного судна посессионного крестьянина петровского времени Ефима Никонова и до многочисленных образцов опытных подводных лодок Стефана Джевецкого.

Война во все века стимулировала развитие и испытание нового оружия, в том числе и подводного. Конструкторы – создатели русского типа боевой подводной лодки, первые боевые командиры, первые победы и потери представлены в материалах отсека, посвященного Российским императорским подводным силам периода русско-японской и I мировой войн. Гражданская война в Испании, советско-финская зимняя кампания и Великая Отечественная война – череда суровых испытаний для экипажей подводников. Каждый поход мог стать последним, но, несмотря на это, подводники самоотверженно выполняли ежедневную титаническую работу. Далеко не всем довелось встречать день Победы, 3 636 подводников навечно остались в море. Их имена хранит Книга Памяти.

Новый этап в освоении подводных глубин  – новое музейное пространство. Мечта конструкторов подводных кораблей всех времен и народов осуществилась - создан единый двигатель, работающий на ядерном топливе, который кардинально раздвинул пределы пребывания человека под водой. Модель первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинский Комсомол» является доминантой этого зала, а сам корабль – символом новой эры. Профессия моряка-подводника – профессия настоящих мужчин, несущих службу в экстремальных условиях многомесячной замкнутости и повышенной напряженности. Чем они живут, эти рыцари подводных глубин, какие обычаи и традиции они продолжают, как расписано их автономное плавание, как они справляются с авариями и как адаптируются на берегу? Эти вопросы не останутся без ответа. Средства спасения представлены в музее предметами, которые любознательный посетитель может исследовать: индивидуальный дыхательный аппарат, аварийно-спасательный плот, таблица перестукивания, аварийный пищевой паек, переносная радиостанция, элементы гидрокостюма и многое другое, что предметно рассказывает о действиях экипажа в нештатных ситуациях.

Есть в организованном музейном пространстве вещи, которые формируют особое личностное отношение к историческим событиям, давним и современным. Заставляют сопереживать, вызывают сильный эмоциональный всплеск  фотографии умных, сильных и вечно молодых моряков подводных лодок К-129, К-8, К-278 «Комсомолец», К-219, К-141 «Курск», разделивших судьбы своих погибших кораблей. Здесь их личные вещи, форма одежды, аттестаты, дипломы, свидетельства о квалификации, награды, бережно сохраненные их матерями и женами.

Непосредственное, контактное общение посетителя с историей происходит на открытой музейной площадке, позволяющей исследовать все, что здесь находится: рубку дизельной подводной лодки 641 проекта, торпеды и мины, пушку, люки, предметы флотского назначения: якоря, кнехты и буи. Но, главное, что позволит пережить незабываемые эмоции, это наблюдение в перископ окрестной жизни микрорайона, представляя себя при этом, просоленным морскими ветрами, бывалым подводником. Фотография у командирского перископа позволит на долгое время сохранить воспоминания о путешествии «по волнам» истории подводного плавания.

Место музею выбрано не случайно на Кондратьевском проспекте, дом 83, корп.1 вблизи от Богословского кладбища. Волею судеб на нём нашли свой вечный покой Герои Советского Союза А.И.Маринеско, Н.А.Лунин и ещё многие прославленные моряки-подводники.

Могила А.И. Маринеско