«История создания и боевой путь подводной лодки С–13 – дизель-электрическая торпедная лодка времён Великой Отечественной войны»
К 79-летию со дня вступления пл в строй
С-13 (серии IX-бис, «История создания и боевой путь подводной лодки С–13 – дизель-электрическая торпедная лодка времён Великой Отечественной войны») — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён «История создания и боевой путь подводной лодки С–13 – дизель-электрическая торпедная лодка времён Великой Отечественной войны» Единственная подводная лодка серии «С», дожившая до Победы на Балтике. По суммарному тоннажу потопленных судов во время Второй Мировой войны ей принадлежит первое место в Советском Военно-Морском Флоте.
Лодка была заложена 19 октября 1938 года в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», спущена на воду 25 апреля 1939 года, вступила в строй 31 июля 1941 года.
Технические характеристики:
Тип корабля: Средняя подводная лодка
Скорость:
– надводная: 19,5 узлов
– подводная: 8,7 узлаРабочая глубина погружения: 80 м
Предельная глубина погружения: 100 м
Водоизмещение:
– надводное 837 т– подводное 1090 т
Длина наибольшая: 77,7 м
Ширина корпуса: 6,4 м
Средняя осадка: 4 м
Силовая установкадизель-электрическая:
– два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
– два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
– АБ: 2 группы по 124 элементаВооружение:
Артиллерия: 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно – минное вооружение: 6×533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО: 1×45/46 полуавтомат 21-К
Автономность плавания: 30 суток
Экипаж: 42 человека
11 июня 1941 года подводная лодка С-13 начала переход на Балтику в Ленинград. 22 июня 1941 года корабль встретил под командованием старшего лейтенанта Маланченко Петра Петровича в составе учебной бригады ПЛ. Начало войны застало С-13 в городе Вознесенье.
25 июня1941 года субмарина прибыла в Ленинград. До 31 июля 1941 года подводная лодка проходила ходовые испытания. 14 августа 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского Флота. 6 сентября 1941 года
С-13 включена в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ. Подводную лодку предполагалось перебазировать на Север, для чего в первую половину сентября 1941 года С-13 прошла докование. Лодка была готова к переходу. Когда немцы блокировали Ленинград с суши, субмарина осталась на Балтике.
13 -15 сентября 1941 года лодка выведена из дока и перешла в Кронштадт.
29 сентября – перешла в Ленинград. Организационный период. Личный состав занимался боевой подготовкой.
С декабря 1941 по февраль 1942 года – судоремонт.
Февраль-апрель 1942 года – боевая подготовка. Сдача вступительной задачи по КПЛ -41.
С мая по август 1942 года экипаж лодки отрабатывал задачи № 1 и 2 КПЛ-41 и отработку организации службы на реке Нева.
7 июня 1942 года поднят Военно-Морской флаг.
27 августа 1942 года лодка перешла из Ленинграда в Кронштадт.
27 августа – 2 сентября 1942 года – прием топлива и размагничивание.
В свой первый боевой поход на позицию в Ботническом заливе С-13 вышла только 2 сентября 1942 года. Обеспечивать поход в море вышел командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Юнаков Евгений Гаврилович. До точки погружения С-13 сопровождали тральщики и сторожевые катера. В 2 час. 30 мин. эскорт оставил лодку, и она продолжила движение самостоятельно. Вечером 3 сентября у маяка Хельсинки произошла первая встреча с врагом. При подъеме перископа подводная лодка дважды обнаруживалась сторожевым катером противника, который сбросил на нее 7 глубинных бомб. В ночь на 8 сентября 1942 года С-13 завершила форсирование Финского залива. Днем 11 сентября 1942 года подводная лодка была в Ботническом заливе. Противник не ожидал действий советских субмарин в этом районе, поэтому возможность открыть счет представилась уже на исходе текущих суток, когда С-13 обнаружила финский пароход «Гера» (1.379 брт) с грузом угля для Финляндии. Первая торпеда прошла мимо, и тогда подводная лодка открыла артиллерийский огонь (выпущено тринадцать 100-мм снарядов). Транспорт застопорил ход и, получив еще торпеду, скрылся под водой.
Транспорт «Hera», потопленный «С-13» 11 сентября 1942 г.
Спустя три часа подводная лодка топит новую цель – финский транспорт «Юсси Х» (2.325 брт), перевозивший штучный груз в Кёнигсберг. Из 22 членов экипажа судна спасся лишь один матрос.
Пароход «Jussi H», потопленный «С-13» 12 сентября 1942 г.
Патрулируя в заданном районе, С-13 имела несколько шансов пополнить счет потопленных судов, но атаки срывались из-за ошибок личного состава, а утром 17 сентября при попытке атаковать С-13 выбросило волной на мелководье. Наконец, вечером 17 сентября С-13 выпустила торпеду по голландской парусно-моторной шхуне «Анна В» (290 брт). Торпеда прошла мимо цели. От второй торпеды судно увернулось. Тогда в дело вступило 100-мм орудие подводной лодки (выпущено 24 снаряда). После того как транспорт загорелся, была выпущена еще одна торпеда, прошедшая под носовой частью судна. Горящая шхуна сдрейфовала к берегу, где спустя шесть дней полностью выгоревшей была обнаружена финнами, и в итоге была разобрана. При атаке подводной лодки на судне погибло 5 человек. Продолжая патрулирование С-13 неоднократно обнаруживала как одиночные суда, так и конвои противника, но атаки по разным причинам срывались. Только 4 октября подводная лодка произвела торпедную атаку по конвою, но неудачно. Вечером 10 октября С-13 начала возвращение в базу. У острова Вайндло 15 октября1942 года подводная лодка подверглась атаке финских сторожевых катеров «VMV-13» и «VMV-15». От близких разрывов глубинных бомб С-13 получила повреждения: вышли из строя гирокомпас и эхолот, на 28° влево заклинило вертикальный руль, треснуло несколько баков аккумуляторных батарей, через выбитый штуцер глубиномера внутрь корабля стала поступать забортная вода. Подводная лодка легла на грунт, где на 60-метровой глубине в течение 6 часов проводила ремонт. Ввести в строй руль так и не удалось, и оставшийся отрезок пути подводной лодке пришлось идти, управляясь электромоторами. Вечером 17 октября на буксире катера «МО-124» и тральщика «№ 34» корабль был приведен на Лавенсари. 19 октября 1942 года С-13 благополучно прибыла в Кронштадт. С 22 октября 1942 года субмарина перешла в Ленинград для ремонта и зимовки.
За успешный боевой поход все члены экипажа (43 человека) подводной лодки получили правительственные награды.
11 ноября 1942 года лодку посетил Народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г.Кузнецов.
С 15 ноября 1942 года по 24 мая 1943 года лодка находилась в доке на ремонте.
19 апреля 1943 года во время артиллерийских учений взорвался порох в гильзе снаряда, один краснофлотец погиб. Результатом происшествия «за халатное исполнение служебных обязанностей» стало снятие командира С-13 П.П. Маланченко с должности. На его место получил назначение ранее командовавший подводной лодкой М-96 капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович.
капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович
24 мая по август 1943 года лодка приняла активное участие в героической обороне г. Ленинграда. Личный состав был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
В 1943 году немцы надежно перекрыли Финский залив, нашпиговав его минами и перекрыв противолодочными сетями. 12 августа готовая к походу С-13 перешла в Кронштадт, но поскольку прорыв в открытую часть Балтики был невозможен, поход отменили, а 6 ноября субмарина встала на ремонт. Только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года подводные лодки КБФ финскими шхерными фарватерами вновь получили возможность выходить на коммуникации противника. До конца сентября 1944 года С-13 проходила боевую подготовку.
1 октября 1944 года субмарина вышла в свой второй боевой поход. Утром 8 октября подводная лодка заняла позицию севернее полуострова Хель.
9 октября С-13 обнаружила и атаковала траулер «Зигфрид» (563 брт), потратив на него впустую 4 торпеды. По докладу командира, заметив атаку (выпушено 3 торпеды), судно уклонилось от них резкой остановкой, четвертая торпеда прошла мимо, так как траулер увеличил ход. Подводники применили артиллерию (выпущено 39 – 100-мм и 14 – 45-мм снарядов), насчитав 11 попаданий. По докладу командира цель начала быстро тонуть. Посчитав дело сделанным, подводная лодка удалилась, но поврежденное судно, несмотря на подводные пробоины и ранение одного из членов экипажа, все-таки сумело выброситься на отмель косы Хель, и вскоре снова введено в строй. 13 октября1944 года С-13 перешла к мысу Брюстерорт, а 21 октября – к Виндаве. 25 октября 1944 года подводная лодка получила приказ в светлое время суток находиться на юго-западных подходах к бухте Лыу, где накануне корабли 2-й боевой группы Кригсмарине (линкор «Лютцов», эсминцы «Z-28» и «Z-35», 5 миноносцев) вели бомбардировку советских частей на полуострове Сырве. В связи с тем, что корабли противника уже покинули этот район, ни одной цели для атаки обнаружить не удалось. 11 ноября 1944 года С-13 благополучно вернулась в Ханко. 19 ноября С-13 перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт.
22 декабря 1944 года подводная лодка прибыла на Ханко, откуда 11 января 1945 года снова отправилась в боевой поход. Это был самый успешный поход С-13. Лодке предстояло патрулирование района между маяком Риксхёфт и Кольбергом (позиция № 4 – новая). Несколько раз лодка обнаруживала конвои, но каждый раз противодействие кораблей эскорта заставляло ее отступать.
Начавшееся с середины января 1945 года общее наступление Красной армии заставило немцев спешно эвакуировать из Восточной Пруссии морем всевозможные учебные подразделения военно-морского флота. Приказ главнокомандующего германским флотом Карла Деница о скорейшей эвакуации курсантов-подводников в Киль сыграл роковую роль в судьбе “Густлова”. Командир учебной дивизии Вильгельм Цан требовал от командира “Густлова” капитана Фридриха Петерсена перехода на максимальной скорости — его подопечные должны были принимать новые подводные лодки. Обнаружение и атаку “Густлова” подводными лодками Петерсен считал маловероятным. Действительно, если бы противником немцев оказалась одна из лодок типа “Щ” Балтийского флота, то никаких шансов его догнать в шторм у подводников не было бы. “Щуки” были самыми массовыми советскими подлодками Великой Отечественной войны, надводная скорость составляла порядка 11,5 узла (более 20 км/ч), подводная — 8,5.
30 января 1945 года в 21час 10мин. Лодка С-13, находясь под командованием капитан-лейтенанта А. И. Маринеско обнаружила лайнер «Вильгельм Густлов» (25.484 брт), шедшее в сопровождении эскорта военных кораблей, на борту которого находилось около 6.600 человек, из них:
Лайнер «Вильгельм Густлов»
- 173 члена экипажа
- 162 раненых военнослужащих вермахта
- 373 женщин-военнослужащих
- 918 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил
- 3000 неустановленных лиц
- около 5000 беженцев
Его охранение состояло из миноносца «Лёве», который с подводной лодки не был обнаружен. Когда подводная лодка обнаружила судно, она двигалась в направлении 105° — почти строгим контркурсом относительно «Густлова». Скорость и лодки, и лайнера составляла 12 узлов. Через 14 минут командир С-13 определил элементы движения цели и начал сближение, а через две минуты подводная лодка перешла в позиционное положение. Цель начала удаляться. В 21час 35мин. С-13 всплывает и увеличивает ход. Курсовой угол лайнера на подводную лодку 120° с левого борта. Поняв, что судно ускользает, подводная лодка выжимает из двигателей все возможное, почти 19 узлов. В 21час 55мин. С-13 ложится на курс 280°. Начинается часовая гонка за лайнером. Наконец, 23часа 04мин. подводная лодка ложится на боевой курс 15° – строго перпендикулярно левому борту «Густлова». 23часа 08мин. командир дает команду «Пли». В момент, когда торпеды покинули торпедный аппарат, дистанция до цели составляла 4,5 кбт, расчетный угол встречи — 85°. Из четырех торпед подготовленных к пуску одна не вышла из-за неисправности автомата-коробки торпедного аппарата, зато три других попали в цель. Через час судно затонуло, унеся с собой жизни около 6 тысяч человек. (Сейчас немцы заявляют, что на борту лайнера находилось уже порядка 9.000 беженцев, что значительно увеличивает число погибших).
Гибель судна стала одной из крупнейших морских катастроф в истории. “Вильгельм Густлов” (нем. — Wilhelm Gustloff) — самый большой по тоннажу теплоход из потопленных советскими подводниками. Именно атака на “Вильгельм Густлов” по праву вошла в историю как “Атака века”, а Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника в годы Великой Отечественной войны.
10 февраля 1945 года С-13 обнаружила немецкое вооружённое судно «General Steuben» (приняв его за крейсер класса «Эмден»). Ночью в 2часа 50мин. лодка выпустила по кораблю две торпеды из кормовых торпедных аппаратов. Обе торпеды попали в цель, корабль затонул через 15 минут. Погибло более 3000 человек (приводятся следующие числа: погибло 3608, спасено 659 человек).
Лайнер «Генерал Штойбен» (до 1931 года «Мюнхен»)
На лайнере находились:
- 160 членов экипажа
- 2800 раненых солдат Вермахта
- 800 беженцев
- 100 вооружённых солдат
- 282 медицинских работника
- 64 солдата-зенитчика
- 61 специалистов кригсмарине (связисты, сигнальщики и др.)
Корабли эскорта, занятые спасением терпящих бедствие, не преследовали С-13, и она благополучно покинула место катастрофы. 15 февраля 1945 годаподводная лодка прибыла в Турку.
20 апреля 1945 года подводная лодка «С-13» награждена орденом Красного Знамени.
В этот же день лодка С-13 вышла в последний боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать южнее острова Готланд (позиция № 8). В качестве обеспечивающего на борту субмарины в море вышел начальник отдела подводного плавания Штаба КБФ контр-адмирал А.М. Стеценко. Выйти в атаку ни разу не удалось, в то время как сама С-13 несколько раз становилась объектом атаки подводных лодок и авиации противника. 23 мая 1945 года С-13 вернулась в базу. По заключению командира бригады подводных лодок капитана 1 ранга Александра Евстафьевича Орла о действиях командира С-13 Маринеско в последнем боевом походе: «Боевую задачу ПЛ не выполнила. Действия командира неудовлетворительные…». 14 сентября 1945 года приказом Наркома ВМФ А.И. Маринеско был отстранен от командования подводной лодкой, понижен в воинском звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика. В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.
Маринеско А.И. умер в Ленинграде после долгой и тяжёлой болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Подвиг Маринеско в годы Великой Отечественной войны долгое время замалчивался. В 1977 году скульптор-моряк Валерий Приходько на собранные моряками деньги поставил в городе Лиепая памятник Маринеско и его героическому экипажу. Только лишь через 45 лет после Великой Отечественной войны и 27 лет после смерти 5 мая 1990 года Указом Президента СССР Михаила Горбачёва, инициированной газетой «Известия», Александру Ивановичу Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Могила А.И.Маринеско на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
В годы Великой Отечественной войны подводная лодка С-13 совершила 4 боевых похода, произвела 12 атак с выпуском 19 торпед, потопила 5 и повредила 1 судно.
4 боевых похода:
02.09.1942 – 19.10.1942
01.10.1944 – 11.11.1944
11.01.1945 – 15.02.1945
20.04.1945 – 23.05.1945
Потопила 5 транспортов (44.138 брт):
- 11 сентября 1942 — финский транспорт «Hera» (1379 брт)
- 12 сентября 1942 — финский пароход «Jussi Н.» (2325 брт)
- 9 октября 1944 повредила немецкий транспорт «Siegfried» (563 брт)
- 30 января 1945 — немецкий транспорт «WilhelmGustloff» (25 484 брт)
- 10 февраля 1945 — немецкий транспорт «GeneralSteuben» (14 660 брт)
18 сентября 1942 повредила голландский пароход «Anna W.» (290 брт)
После войны подводная лодка С-13 служила на Балтике:
- 7 сентября 1954 года С-13 выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки 2-го ВВМУ подводного плавания.
- 6 октября1954 года С-13 переклассифицирована в кабинет боевой подготовки и переименована в «КБП-38». Прошла соответствующее переоборудование.
- 23 марта 1956 года «С-13» переведена в группу плавсредств Научно-исследовательского института № 11 ВМФ.
- 17 декабря 1956 года С-13 исключена из списков плавсредств ВМФ.
- 31 мая 1957 года С-13 расформирован экипаж и впоследствии на базе «Вторчермета» в Ленинграде разобрана на металл.
- Копия рубки ПЛ С-13 установлена на территории Нижегородского Кремля.
- В Центральном музее Вооруженных Сил экспонируется флаг подводной лодки C-13.
- Летом 2018 года копия рубки и части корпуса установлена в экспозиции Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме.
- В мае 2019 года в Адмиральском парке города Михайловска открыт памятник морякам-подводникам героической субмарины С-13.
Командиры:
- Маланченко П.П. (4.11.1940 -19.04.1943)
- Маринеско А.И. (14.04.1943 – 14.09.1945)
- Лесковский Н.С. (9.1945-1950)
Подводная лодка «С-13» — учебный кабинет 2-го Высшего Военно-Морского училища подводного плавания на рейде Даугавы. Рига, 1956 год.
Члены экипажа подводной лодки С-13 – участники похода 11.01–15.02.1945 г.
и их награждение приказом командующего КБФ № 30 от 13.03.1945 г
Орденом Красного Знамени награждено 7 человек:
- Командир ПЛ капитан 3-го ранга Маринеско Александр Иванович
- Помощник командира капитан-лейтенант Ефременков Лев Петрович
- Командир БЧ-I,IV капитан-лейтенант Редкобородов Николай Яковлевич
- Командир БЧ-II–III капитан-лейтенант Василенко Константин Емельянович
- Командир БЧ-V инженер-лейтенант Коваленко Яков Спиридонович
- Мичман Набалов Петр Степанович
- Мичман Торопов Николай Степанович
Орденом Отечественной войны 1-й степени награждено 14 человек:
- Старшина 2-й статьи Волков Александр Никитьевич
- Лейтенант мед. службы Степаненко Григорий Андреевич
- Инженер-лейтенант Кравцов Павел Артемович
- Мичман Масенков Павел Гаврилович
- Мичман Поспелов Василий Иванович
- Мичман Осипов Василий Федорович
- Мичман Колодников Михаил Герасимович
- Старшина 2-й статьи Иванов Иван Иванович
- Старшина 2-й статьи Пихур Андрей Герасимович
- Старшина 2-й статьи Курочкин Владимир Александрович
- Старшина 2-й статьи Шнапцев Иван Малофеевич
- Старшина 2-й статьи Пархоменко Василий Спиридонович
- Старшина 1-й статьи Плотников Петр Тихонович
- Капитан-лейтенант Крылов Борис Петрович
Орденом Отечественной войны 2-й степени награждено 16 человек
- Старший краснофлотец Виноградов Анатолий Яковлевич
- Старший краснофлотец Антипов Иван Матвеевич
- Краснофлотец Гончаров Николай Кузьмич
- Старший краснофлотец Абалихин Василий Александрович
- Краснофлотец Павлятенко Илья Митрофанович
- Старшина 2-й статьи Булаевский Сергей Николаевич
- Старший краснофлотец Бузулуков Александр Николаевич
- Старшина 1-й статьи Егоров Федор Васильевич
- Старший краснофлотец Прудников Василий Ильич
- Старший краснофлотец Кот Николай Афанасьевич
- Старшина 2-й статьи Мартыненко Иван Владимирович
- Краснофлотец Вихров Дмитрий Иванович
- Краснофлотец Астахов Алексей Тихонович
- Старший краснофлотец Кондратов Тимофей Алексеевич
- Старший краснофлотец Быстров Георгий Ефимович
- Старший краснофлотец Данилов Федор Иванович
Орденом Красной Звезды награждено 10 человек:
- Краснофлотец Зеленцов Геннадий Васильевич
- Старший краснофлотец Юров Алексей Егорович
- Краснофлотец Коробейник Михаил Иванович
- Краснофлотец Шевцов Иван Романович
- Краснофлотец Ревякин Владимир Федорович
- Сержант Зубков Павел Григорьевич
- Краснофлотец Блинов Павел Петрович
- Старший краснофлотец Иноземцев Михаил Дмитриевич
- Краснофлотец Бородулин Василий Васильевич
- Старший краснофлотец Романенко Василий Петрович