История создания и боевой путь подводной лодки «Щ-307» – дизель-электрическая торпедная лодка времен Великой Отечественной войны

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Дорогие друзья!

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и связанной с этим невозможностью посетить наш музей, мы продолжаем вас знакомить с историей подводных сил России, и сегодняшняя публикация посвящена торпедной подводной лодке «Щ-307» времен Великой Отечественной войны.

Рубка советской подводной лодки Щ-307, экспонат музея на Поклонной Горе, Москва, Россия

Великая Отечественная война – это особая страница наших подводных сил. Советским подводным лодкам приходилось выполнять боевые задачи в крайне тяжелых условиях: в стесненных и мелководных районах, при наличии серьезной минной опасности и противолодочной обороны противника. Наиболее эффективными были действия подводных лодок на морских коммуникациях противника. Наиболее тяжелые условия из-за широкого применения противником минного оружия сложились на Балтике.

Смелые действия подводников против транспортов противника, груженных войсками и военной техникой, способствовали успешному решению задач, поставленных Ставкой перед приморскими флангами нашей армии.

К сожалению, эти результаты доставались дорогой ценой – мы потеряли в годы Великой Отечественной войны 94 подводные лодки из 262, принявших участие в Великой Отечественной войне (36%).

Родина высоко оценила героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны экипажами наших подводных лодок.

23 подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, 12 стали Гвардейскими, 4 подводные лодки Северного флота (Д-3, С-56, Щ-402, М-172) стали Гвардейскими и Краснознаменными. Более 1000 подводников удостоились высоких государственных наград, а 23 моряка-подводника стали Героями страны.

22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Военно-Морской флот СССР, в отличие от других родов войск, ко времени нападения врага был переведен в состояние наивысшей боевой готовности (Н.Г. Кузнецов, Адмирал Флота взял на себя личную ответственность). К 23.00 21 июня надводные корабли были выведены из баз в точки рассредоточения, а подводные лодки – направлены в море на боевые позиции. К началу войны было 211 боеспособных ПЛ, из них 202 – построены на наших судостроительных заводах. Распределение подводных лодок между флотами к июню 1941 г. составляло: Северный флот – 15, Балтийский – 66, Черноморский – 45, и Тихоокеанский – 85 единиц. В ходе войны это соотношение изменялось за счет перераспределения между флотами и поступления новых подводных лодок от промышленности.

К 1941 г. оперативно-стратегическая обстановка на Балтийском море была очень сложной и не в пользу КБФ. Все южное побережье Балтики, а также все южное побережье Финского залива, оказалось в руках врага. Корабли КБФ были заперты в Кронштадте и Ленинграде. Для предотвращения выхода их в Балтийское море фашисты заминировали весь финский залив, а в районе о. Готланд, между мысами Нарген и Поркалла-Удд построили мощные противолодочные рубежи. Помимо этого, условия, в которых приходилось действовать советским подводникам, были сложными и потому, что Балтийское море мелководно, зоны глубин, измеряемых сотнями метров, невелики, они представляют лишь отдельные впадины в центральной его части. Именно мелководность моря позволяла противнику широко использовать здесь мины и другие позиционные противолодочные средства. Можно с полным основанием сказать, что этот морской театр боевых действий был сложнейшим.

В первый месяц войны ПЛ успехов не имели. Это объясняется рядом причин. Многие командиры не обладали еще достаточным боевым опытом. К тому же боевые действия подводников чрезвычайно затруднялись тем, что транспортные суда противника ходили по мелководью, причем нередко в шведских водах и под охраной шведских кораблей (Швеция была в нейтралитете). При зарядке аккумуляторных батарей, в условиях характерных для Балтики белых ночей, легко обнаруживались и подвергались нападению, атакам кораблей и самолетов врага. И, тем не менее, Балтийские подводники добивались боевых успехов. Балтийскими подводниками в войне против фашистской Германии было совершено 180 успешных торпедных атак, выставлено свыше 280 мин, на которых подорвались и затонули десятки кораблей и транспортов. За годы войны подводники Балтики пустили на дно 124 транспорта с живой силой и техникой фашистов, и 26 кораблей противника. Хотя надо сказать, что боевые успехи достались дорогой ценой. Мы потеряли за годы войны на Балтике 46 ПЛ, которые погибли на минах или были потоплены противолодочными кораблями противника. Более 3-х тыс. подводников награждены орденами и медалями, а бригада ПЛ – орденом «Красного Знамени».

 

О проекте пл типа Щ («Щука»)

С 1933 г. на вооружение флотов начали также поступать подводные лодки типа Щ («Щука»). К 1941 г. их было уже 84 единицы. Их проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Борис Михайлович Малинин. «Щуки» строились и сдавались сериями – 1933г. – III серия (4 ед.), 1933–1934 гг. – V серия (12 ед.), 1934–1935 гг. V-бис–1-я серия (14 ед.), 1935–1936 гг. – V-бис–2-я серия (13 ед.), 1936–1939 гг. – Х серия (32 ед.) и 1941 г. – Х-бис серия (9 ед.). Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода.

Из 44 воевавших в годы Отечественной войны «Щук» погибла 31. Последние «Щуки» продолжали службу в Военно-Морском флоте вплоть до конца 1950-х годов. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника.

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали Гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

 

Заслуженно вошла в героическую летопись подводников Балтийского Флота ПЛ «Щ-307»

ПЛ «Щ-307»

«Щ-307» – советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис 2 проекта Щ – «Щука». Каждая из этих подлодок при постройке получала название в честь морских рыб, так Щ-307 называлась «Треска». Была в составе 3-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота.

В Музее хранятся экспонаты с подводной лодки Щ-307:

Крышка задняя носового торпедного аппарата № 2

 

Основные ТТХ подводной лодки Щ-307

Скорость (надводная) 13,5 узлов

Скорость (подводная) 8,5 узлов

Рабочая глубина погружения 75 м

Предельная глубина погружения 90 м

Автономность плавания 20 суток

Экипаж 37 человек

Размеры

Водоизмещение надводное 593 т

Водоизмещение подводное 705,7 т

Длина наибольшая (по КВЛ) 58,8 м

Ширина корпуса наиб. 6,2 м

Средняя осадка (по КВЛ) 3,9 м

Вооружение

Артиллерия: 2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов

Торпедно-минное вооружение:

  • носовые ТА: 4×533 мм
  • кормовые ТА: 2×533 мм

Боекомплект (торпед): 10

ПВО: 2 пулемёта

 

Заложена она была в 1933 году на Балтийском заводе в Ленинграде, в 1934 г. была спущена на воду, а 4 августа 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила в Ораниенбауме, где она базировалась, находясь в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок, под командованием капитан-лейтенанта Н.И. Петрова.

В июле 1941 года Щ-307 была перебазирована в Таллин, откуда 24 июля 1941 г. и вышла в свой первый боевой поход. Через два дня «Треска» заняла позицию у Либавы и стала патрулировать этот район. Однако за все время патрулирования советские подводники так и не встретили подходящей цели для атаки, 10 августа субмарина стала возвращаться домой. Однако вечером этого же дня, находясь в проливе Соэлозунд недалеко от острова Даго, моряки заметили всплывшую немецкую подводную лодку U-144. Капитан отдал приказ дать по противнику двухторпедный залп. Обе торпеды попали в цель и немецкая подлодка затонула. Это была первая подтвержденная атака советских подводников в Великой Отечественной войне. А 12 августа Щ-307 благополучно вернулась в Таллин.

28–29 августа 1941 года подводная лодка Щ-307 принимала участие в «Таллинском переходе» – эвакуации сил Балтийского флота, находившихся в Таллине, в Кронштадт. Лодка, находясь в составе отряда прикрытия, шла весь путь в надводном положении, используя свои 45-мм орудия для отражения атак вражеской авиации. «Треске» удалось пережить этот переход и добраться до Кронштадта, куда экипаж субмарины также доставил, по разным данным, от 4 до 8 человек, спасенных с затонувших кораблей.

После этого Щ-307 стала на ремонт, который серьезно затянулся, и вплоть до сентября 1942 г. в море не выходила. За это время на судне сменился командир, им был назначен капитан-лейтенант Н.О. Момот. Прежний же командир Н.И. Петров был арестован по абсурдному обвинению и брошен в «Кресты», где умер от голода во время блокады Ленинграда.

23 сентября 1942 г. «Треска» вышла в свой очередной боевой поход, на этот раз заняв позицию у острова Хувудшер. Однако обнаруженные несколько судов противника следовали в шведских территориальных водах, где их атаковать было нельзя, поскольку Швеция формально считалась нейтральным государством. Поэтому 30 сентября подводная лодка сменила позицию, переместившись к Аландским островам. 2 октября Щ-307 натыкается на финский конвой, однако атака по нему оказалась безрезультативной. 11 октября «Треска» снова атакует транспорты противника – финский «Ориент» и немецкий «Хидензее», но опять промах. Но пуски торпед не остались незамеченными для противника, который понял, что на его коммуникациях действует советская субмарина. С 11 октября на Щ-307 начинает целенаправленную охоту финская подводная лодка «Ику Турсо». Уже на следующий день финны обнаружили советскую подводную лодку по шуму дизелей, но последней удалось уйти, причем даже не подозревая, что на нее ведется охота.

21 октября «Треска» атаковала немецкий транспорт, но тому удалось уклониться от торпед. А вот 26 октября советским подводникам наконец-то улыбнулась удача, в этот день они двухторпедным залпом отправили на дно финский транспорт «Бети X» с грузом серого колчедана, погибло 12 членов экипажа. Корабли эскорта сбросили на подводную лодку 10 глубинных бомб, но лодке удалось уклониться от них и уйти от преследования. Но уже вечером этого же дня «Треска» была обнаружена «Ику Турсо», с которой был открыт огонь с 20-мм автомата, но Щ-307 и на этот раз удалось уйти. Однако в 1-00 ночи «Ику Турсо» вновь настигла советскую подлодку, выпустила в нее две торпеды и открыла артиллерийский огонь. «Треска» уклонилась от торпед и совершила срочное погружение. На этом финны решили, что вражеская субмарина потоплена и прекратили преследование. А 6 ноября «Треска» добралась до своей базы. После этого похода и вплоть до 1944 г. Щ-307 в боевых походах не участвовала. За это время на корабле опять поменялся командир, субмарину возглавил капитан-лейтенант М.С. Калинин.

В 1944 году Финляндия вышла из войны и советские подводные лодки были перебазированы в финские порты.

4 октября 1944 г. Щ-307 вышла на патрулирование в район Виндавы. 16 октября подводная лодка подошла к Виндаве, где на рейде было обнаружено четыре транспорта. Капитан Калинин приказал дать четырехторпедный залп. От которого, согласно докладу Калинина, 3 транспорта пошли на дно. Сама же лодка была атакована противолодочными катерами, которые преследовали ее двое суток, но безуспешно.

Оторвавшись от преследования, «Треска» попыталась прорваться на рейд Либавы, но силы противолодочной обороны противника не дали ей это сделать. Поэтому Калинин решил вернуться к Виндаве, где 29 октября и дважды 3 ноября лодка атаковала конвои противника. Все три атаки считаются успешными. Однако после последней атаки Щ-307 подверглась бомбардировке глубинными бомбами и получила повреждение вертикального руля. В ночь с 5 на 6 ноября матросы в течении шести часов ремонтировали субмарину находясь в ледяной воде. Ремонт прошел успешно и 7 ноября «Треска» прибыла в Турку. За этот поход экипажу было зачислено 4, а по другим данным 6 потопленных транспортов противника.

В свой последний боевой поход лодка вышла 4 января 1945 г. 9 января юго-западнее Либавы Щ-307 атаковала следовавший в конвое немецкий транспорт. По докладу капитан-лейтенанта Калинина, атака была успешной, но экипаж немецкого сторожевика V-317, следовавшего в конвое, опровергает этот факт. Сторожевик начал преследование лодки и сбросил на нее 70 глубинных бомб, но успеха не добился. 16 января советская подлодка снова атаковала конвой противника, на этот раз считается, что ее жертвой стал немецкий транспорт «Генриета Шульце». 17 января на лодке после доливки аккумуляторов началось интенсивное выделение хлора и «Треска» вынуждена была вернуться в порт. Больше до конца войны в море она не выходила.

6 марта 1945 года подводной лодке Щ-307 был вручен орден Красного Знамени, а ее командир капитан-лейтенант Калинин М.С. удостоен звания Герой Советского Союза.

В ходе Великой Отечественной войны подлодка Щ-307 совершила 4 боевых похода:

  • 07.1941–12.08.1941
  • 09.1941–06.11.1942
  • 10.1944–07.11.1944
  • 01.1945–03.02.1945

В ходе боевых действий произвела 11 торпедных атак, выпустив 26 торпед. Потопила 3 судна.

23 апреля 1948 года лодка выведена из боевого состава.

16 мая 1949 года лодка переименована в ПЗС-5.

8 апреля 1957 года лодка исключена из списка судов.

7 мая 1957 года лодка расформирована и разделана на металл в Лиепае.

До 1994 года рубка «Щ-307» служила мемориалом на территории базы подводных лодок в Лиепае, после чего была перевезена в Москву, где экспонируется и поныне в музее на Поклонной горе.

 

Командиры подводной лодки Щ-307:

  • капитан-лейтенант Грачев И.В. (с марта 1939 по январь 1941, с июня 1941 – командир Щ-301)
  • капитан-лейтенант Петров Н.И. (с января 1941)
  • капитан-лейтенант Момот Н.О.
  • капитан-лейтенант Калинин М.С. 6 марта 1945 присвоено звание Героя Советского Союза за потопление парохода «Штайнбург» (1319 брт). Командир лодки, капитан 1 ранга М.С. Калинин (1918–1978) в послевоенное время, после учебы в ВМА командовал соединением лодок на Северном флоте, затем занимался преподавательской работой. По состоянию здоровья в 1964 г. уволен в запас. С ноября 1948 года по декабрь 1949 года командовал 4-м, а по апрель 1951 года – 1-м дивизионом подводных лодок. С апреля 1951 года по декабрь 1953 года – командир бригады подводных лодок Северного флота. С декабря 1953 года на преподавательской работе. До декабря 1955 года старший преподаватель 1-го  Балтийского военно-морского училища (с мая 1954 года 1-го Высшего военно-морского училища подводного плавания). В 1956 году окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. С декабря 1956 года по ноябрь 1961 года – старший преподаватель Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, по февраль 1964 года – Высших специальных офицерских классов ВМФ, по октябрь 1964 года – Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А.С. Попова. С октября 1964 года в запасе. Жил в Ленинграде. Михаил Степанович Калинин скончался 5 июля 1978 года. Похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде.

Капитан 1 ранга М.С. Калинин был награжден:

  • Медаль «Золотая Звезда»;
  • 2 ордена Ленина;
  • 2 ордена Красного Знамени;
  • орден Ушакова 2 степени;
  • орден Отечественной войны 1-й степени;
  • орден Красной Звезды.

 

ФОТО:

  • Рубка советской подводной лодки Щ-307, экспонат музея на Поклонной Горе, Москва, Россия
  • Подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота Щ-307 и финский буксир в гавани Турку, Финляндия. Конец 1944 г.
  • Артиллерийский расчет 45-мм орудия подводной лодки «Щ-307».
  • Командир отделения рулевых «Щ-307», старшина 1 статьи Ященко К.Л.
  • Командный состав «Щ-307». Слева направо: командир БЧ-2-3, лейтенант П.А. Андреев, командир БЧ-5, старший лейтенант Д.А. Шахов и военком, старший лейтенант Аполлонов. 1940 г.