История Учебного отряда подводного плавания. Часть 1

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Подводные лодки были выделены в отдельный класс боевых кораблей российского флота 19 (6 по ст.ст) марта 1906 года по Высочайшему повелению Императора Николая II, и эта дата сейчас отмечается как День-моряка подводника.

9 апреля (27 марта по ст.ст.) того же года Императорским Указом основано первое в России учебное заведение, готовившее кадры для подводных сил – Учебный отряд подводного плавания.

Вице-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – создатель и первый начальник Учебного отряда подводного плавания
Вице-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – создатель и первый начальник Учебного отряда подводного плавания
Инициатором создания Отряда был заведующий подводным плаванием Балтийского флота, контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович, который стал его первым начальником. УОПП был сформирован при порте Александра III в Либаве (сейчас – город Лиепая в Латвии), первоначально в его состав вошли четыре подводные лодки типа «Сом» – «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга» и «Лосось», подлодка «Сиг» (тип «Осетр»), плавбаза «Хабаровск» и обеспечивающее судно «Славянка».

Э.Н. Щенснович, развивая свои соображения по организации Учебного отряда, поставил вопрос о создании в Либаве основательной материально-технической базы и предложил:

– вырыть в порту бассейн для стоянки в нем 20 лодок и соединить его с Либавским каналом для выхода лодок в море;

– устроить в бассейне для швартовки лодок пирсы (временно – боны);

– построить на берегу станцию для пополнения на лодках запасов электрической энергии и сжатого воздуха, и установить опреснитель для получения дистиллированной воды;

– достроить в порту эллинг с док-мостом для подъема в него с воды лодок на зимний период;

– выделить на берегу казармы для размещения команд и офицеров, и оборудовать в них кабинеты и лаборатории для занятий.

В задачи Либавского учебного отряда входила подготовка командиров подводных лодок, а также специалистов-подводников рядового и унтер-офицерского состава различных специальностей: рулевых, электриков, минных машинистов, мотористов и машинистов самостоятельного управления. Первоначально никаких теоретических занятий не велось, обучение имело практический характер и проходило непосредственно на лодках – офицеры занимались самостоятельно, а матросы под руководством инструкторов. Целью подготовки было заявлено: «обучить личный состав подойти к неприятелю незаметно и попасть в него миной [т.е. торпедой]». Кроме того, УОПП готовил водолазов для подводных лодок типа «Осетр», из которых был возможен выход людей в подводном положении.

В мае 1906 года было утверждено «Положение об Учебном отряде подводного плавания». Кадры для подготовки специалистов-подводников черпались, в основном, из числа офицеров и экипажей лодок, вошедших в состав Отряда и уже имевших опыт подводного плавания. Предусмотренные планы строительства и оборудования базы в Либаве, включая создание бассейна для стоянки подводных лодок, постепенно были полностью выполнены. Мичман (впоследствии – контр-адмирал) Георгий Карлович Граф так вспоминал о своем поступлении в Учебный отряд: «В то время подводные лодки появились впервые, и молодые офицеры, учитывая их громадное боевое значение в будущем, стали стремиться попасть на отряд, чтобы сделаться «подводниками»… мы слыхали, что в Учебный отряд не очень-то охотно берут мичманов [младшее офицерское звание Российского Императорского флота], что, в сущности, было очень правильно, так как мичманы были еще слишком неопытными офицерами. Впрочем, мы, как участники похода 2-й Тихоокеанской эскадры и Цусимского боя, могли быть исключением».

Подлодка «Пескарь» в Либаве
Подлодка «Пескарь» в Либаве

На учебном судне «Хабаровск» были организованы классы для офицеров и школа для обучения команд, стали систематически проводиться лекции и уроки. Сначала устройство подлодок изучали по чертежам и только после этого переходили к практическому изучению материальной части непосредственно на лодках. В 1907 году состоялись специальные экзамены, по итогам которых шестидесяти восьми офицерам, из числа ранее служивших на субмаринах, присвоено звание «Офицер подводного плавания».

Знак офицера подводного плавания (выдавался по окончании офицерского класса Учебного отряда подводного плавания)
Знак офицера подводного плавания (выдавался по окончании офицерского класса Учебного отряда подводного плавания)

Начальник УОПП Э.Н. Щенснович в 1907 году был назначен младшим флагманом Балтийского флота и награжден орденом Святого Станислава 1-й степени. С 1908 до 1909 года он занимал должность командира Учебного минного отряда, в подчинении которого находился Учебный отряд подводного плавания. Эдуард Николаевич Щенснович, которому в 1909 году было присвоено звание вице-адмирала, внес огромный вклад в организацию практического подводного плавания, став первым адмиралом российского подплава. Он постоянно продвигал идею, что «подводник должен быть высоконравственным, не пьющим, бравым, смелым, отважным, не подверженным морской болезни, находчивым, спокойным, жизнерадостным и отлично знающим свое дело» (о жизненном пути вице-адмирала Э.Н. Щенсновича можно прочитать в публикации на сайте нашего Музея).

 

На Учебный отряд подводного плавания, кроме подготовки кадров подводников, был возложен ряд других важных задач: учебно-боевая подготовка подлодок на всех морях; организация содержания в боевой готовности их материальной части и оружия; ремонт и снабжение, а также решение проблемных вопросов, связа

Генерал-майор флота Иван Григорьевич Бубнов – выдающийся конструктор, выпускник первого набора офицерского класса Учебного отряда подводного плавания
Генерал-майор флота Иван Григорьевич Бубнов – выдающийся конструктор, выпускник первого набора офицерского класса Учебного отряда подводного плавания

нных с постройкой и использованием подводных лодок. Все вновь построенные субмарины до 1914 года поступали в состав Учебного отряда, который осваивал их, укомплектовывал личным составом и, после завершения учебно-боевой подготовки, выделял дивизионы подводных лодок для Черноморского и Балтийского флотов. Отряд подводных лодок во Владивостоке также комплектовался подводниками УОПП и был подчинен ему в отношении учебно-боевой подготовки.

 

Учебный отряд, готовивший экипажи для всех строящихся подводных лодок России, выпускал больше специалистов, чем предусматривалось ранее утвержденными штатами. Число подготавливаемых подводников росло ежегодно: в 1907 году Отряд окончили 68 офицеров и 148 матросов, в 1908 – 24 и 170, в 1909 – 11 и 207. Часть мотористов, обучавшихся в УОПП, получила назначение на катера надводного флота для обслуживания бензиновых и керосиновых двигателей.

 

Подводные лодки Учебного отряда за все время его существования в Либаве занимались не только учебной деятельностью, но и решением ряда тактических задач с целью расширения практических навыков командиров. Для поднятия авторитета офицеров-подводников был утвержден специальный нагрудный знак для офицеров флота, успешно выдержавших выпускные практические испытания и удостоенных звания «Офицер подводного плавания».

За время, прошедшее с момента организации Отряда, в нем прошли подготовку экипажи множества субмарин различных типов, в том числе – первой в мире подлодки с единым двигателем «Почтовый» и первой в мире дизель-электрической лодки «Минога». Постепенно материально-техническая база УОПП была значительно расширена – для занятий устроили классы (торпедный и электротехнический), оборудовали лабораторию для исследования топлива и смазочных масел. На учебном судне «Хабаровск» установили две динамомашины, компрессоры высокого давления, опреснитель и рефрижератор, оборудовали мастерскую, склад для хранения торпед, зарядных отделений и боезапаса. В 1907 году в Либаве начался выпуск журнала «Известия по подводному плаванию», с 1916 года его издание продолжилось под названием «Ежемесячник подводного плавания».

 

В числе слушателей первого набора офицерского класса УОПП были выдающийся конструктор Иван Григорьевич Бубнов и один из первых командиров подлодок России, легендарный Михаил Николаевич Беклемишев. Выпускниками Учебного отряда стали многие прославленные инженеры и моряки – Михаил Андреевич Бабицын, Николай Михайлович Белкин, Иван Алексеевич Бровцын, Сергей Николаевич Власьев, Александр Оттович Гадд, Николай Александрович Гудим, Евгений Григорьевич Даниленко, Дмитрий Дмитриевич Заботкин, Борис Михайлович Журавлев, граф Архибальд Гебхардович фон Кейзерлинг, граф Павел Федорович Келлер, Борис Алексеевич Мантьев, Василий Александрович Меркушов, Аполлинарий Николаевич Никифораки, Александр Владимирович фон Плотто, Яков Иванович Подгорный, Тимофей Леонидович фон дер Рааб-Тилен, Иван Иванович Ризнич, Яков Саввич Солдатов, Александр Николаевич Щеглов и другие.

Капитан 1-го ранга Василий Александрович Меркушов – прославленный российский моряк-подводник, выпускник Учебного отряда подводного плавания
Капитан 1-го ранга Василий Александрович Меркушов – прославленный российский моряк-подводник, выпускник Учебного отряда подводного плавания
 
Капитан 2-го ранга Иван Иванович Ризнич – прославленный российский моряк-подводник, выпускник Учебного отряда подводного плавания
Капитан 2-го ранга Иван Иванович Ризнич – прославленный российский моряк-подводник, выпускник Учебного отряда подводного плавания

По мере накопления опыта, учебные атаки подводных лодок становились все более успешными. Например, в 1912 году на командирских стрельбах были показаны высокие результаты: подлодка «Минога» произвела 20 выстрелов торпедами и добилась 8 попаданий что составило 40%, «Пескарь» 12 попаданий из 20 (60%), «Стерлядь» 6 из 21 (29%), «Белуга» 10 из 18 (55%). К началу Первой мировой войны УОПП вырастил кадры опытных офицеров-подводников, способных решать серьезные задачи в области подводного плавания.

В 1914 году Учебный отряд подводного плавания был перебазирован из Либавы в Ревель (сейчас – город Таллин), а в апреле 1915 года – в Петроград, где и находился до революционных событий 1917 года, после чего в его истории начался новый этап.


Источники, использованные при подготовке публикации:

  1. Антонов С. Первая школа русского подплава https://rusplt.ru/wins/pervaya-shkola-russkogo-podplava-23222.html

2. Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. – Л.: Судпромиздат, 1957.