В 1903 году Российский Императорский флот пополнился новым типом кораблей. В корабельный состав флота был зачислен «Миноносец № 150», получивший 31 мая (13 июня по н. ст.) 1904 года собственное имя «Дельфин».
В феврале 1902 г. был сформирован первый экипаж будущей подводной лодки. В него отобрали десять добровольцев с необходимыми знаниями, навыками и личными качествами. Командиром был назначен капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев, его помощником – лейтенант А.О. Гадд.
Опыт дальнейшего строительства и боевого использования подводных лодок выявил необходимость специальной подготовки офицеров и команд для этих кораблей нового типа. Видная роль в становлении нового направления подготовки принадлежит заведующему подводным плаванием на флоте, председателю комиссии по испытанию и приемке новых подводных лодок капитану 1 ранга Э.Н. Щенсновичу – бывшему командиру броненосца «Ретвизан», участнику войны с Японией.
Специальная комиссия, созданная после доклада Щенсновича о необходимости подготовки кадров подводников, сформулировала свое мнение по этому вопросу следующим образом: «Ни одна часть морской специальности не требует от личного состава таких положительных знаний, как подводные лодки; здесь каждый должен точно знать, что ему надо сделать при различных обстоятельствах, ошибки не допускаются, а потому все служащие на подводных лодках должны пройти самым основательным образом соответствующий курс в школе и выдержать отлично экзамен по установленной программе».
8 февраля 1906 года на рассмотрение Государственного совета был внесен проект организации Учебного отряда подводного плавания. Но еще до его утверждения в Либаве уже началось комплектование будущего Отряда, в состав которого вошли учебное судно «Хабаровск» и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Сиг». На этих лодках начали проходить подготовку 7 офицеров и 20 матросов разных специальностей.
27 марта «Штат Учебного отряда подводного плавания» был утвержден, командиром Отряда, ожидаемо для всех, был назначен контр-адмирал Э.Н. Щенснович. Он прекрасно понимал, что без основательной материально-технической базы невозможно обеспечить качественную подготовку подводников, поэтому составил предложения об обустройстве Либавской базы Отряда подводного плавания:
- вырыть в порту бассейн для стоянки в нем 20 лодок и соединить его с Либавским каналом для выхода лодок в море;
- устроить в бассейне для швартовки лодок пирсы (временно – боны);
- построить па берегу станцию для пополнения на лодках запасов электрической энергии и сжатого воздуха и установить опреснитель для получения дистиллированной воды;
- достроить в порту эллинг с док-мостом для подъема в него с воды лодок на зимний период;
- выделить на берегу казармы для размещения команд и офицеров и оборудовать в них кабинеты и лаборатории для занятий.
Предусмотренные планы строительства и оборудования, включая создание бассейна для стоянки подводных лодок, были выполнены полностью. Для подготовки командиров подводных лодок, а также специалистов-подводников рядового и старшинского состава различных специальностей, таких как рулевые, электрики, минные машинисты, мотористы и машинисты самостоятельного управления были созданы все необходимые условия. Кроме того, Отряд готовил водолазов для подводных лодок типа «Протектор», имевших водолазные камеры для выхода людей из лодки в подводном положении.
29 мая было утверждено «Положение об Учебном отряде подводного плавания». На первых порах после оформления в Отряде никаких теоретических занятий не было. Обучение проводилось исключительно практически, на лодках с целью «обучить личный состав подойти к неприятелю незаметно и попасть в него миной». После того, как на учебном корабле «Хабаровск» были организованы классы для офицеров и школа для обучения команд, в систему обучения стали вводиться лекции для офицеров и уроки для команд. Устройство подводных лодок сначала изучали по чертежам, и только после этого переходили к практическому изучению материальной части непосредственно на лодках.
Ученики-матросы до 1907 года комплектовались преимущественно из специалистов старшинского звания, желающих служить на подводных лодках (при условии хорошего здоровья). На Отряд также была возложена и строевая подготовка новобранцев. После прохождения строевой подготовки новобранцы, определенные на конкретные специальности, отправлялись в Кронштадтские школы для предварительной общей подготовки специалистов; затем, по возвращении в Либаву, начинался курс подготовки подводника.
В 1908 году система и порядок обучения получили окончательную форму, которая в общих чертах заключалась в следующем. Обучающийся офицерский состав комплектовался из офицеров надводного флота, выразивших желание служить в подводном плавании и удовлетворявших по состоянию здоровья особым условиям службы на подводных лодках. Впоследствии к этому прибавилось требование, чтобы офицер, поступающий в число слушателей, прослужил предварительно на надводных кораблях не менее трех лет. Офицеры-слушатели, поступившие в Отряд, с 1 ноября до начала апреля занимались теоретическим изучением своих специальностей, одновременно изучая устройство подводных лодок всех типов, используя при этом, в том числе период ремонта, когда механизмы лодок были разобраны. Во второй период занятий, продолжавшийся с апреля по сентябрь включительно, офицеры-слушатели распределялись по подводным лодкам Отряда, причем сначала исполняли на них обязанности специалистов-матросов (рулевой, торпедной, машинной, электромеханической и водолазной частей), а затем практиковались в управлении лодкой и в стрельбе торпедами в неподвижные и подвижные щиты. Во второй половине июля и в августе, после основательного изучения лодок, офицеры знакомились с условиями службы на них в базах и походах. Лодки Отряда обязательно участвовали в общих маневрах флота, временно прекращая учебную деятельность.
Нижние чины учеников-подводников также комплектовались из специалистов-добровольцев надводного флота, окончивших ранее минную, машинную или водолазную школы. В течение первого периода они изучали устройство подводных лодок всех типов и их механизмы, а также особенности своей специальности в применении к подводному плаванию. После экзаменов, во второй период занятий, ученики распределялись по лодкам, где закрепляли на практике свои специальные знания.
В начале октября особая комиссия от флота проверяла знания офицеров и нижних чинов, закончивших курс обучения. Выдержавшие испытания назначались на подводные лодки, а офицеры, кроме того, получали звание «офицер подводного плавания». Служившие в Отряде подводного плавания врачи по представлении ими специальных работ в Санитарное управление также получали звание «офицер подводного плавания» и связанные с этим права и преимущества.
Общая продолжительность прохождения курса офицерами составляла 10 месяцев, а матросами – от 4 до 10 месяцев в зависимости от специальности и степени подготовки.
На Учебный отряд подводного плавания, кроме подготовки кадров подводников, был возложен и целый ряд других важнейших задач: учебно-боевая подготовка подводных лодок на всех флотах; организация содержания в боевой готовности их материальной части и оружия; ремонт и снабжение, а также решение проблемных вопросов, связанных с постройкой и использованием подводных лодок.
До 1914 года все новые подводные лодки, вступившие в строй, зачислялись в Учебный отряд, который осваивал и укомплектовывал их личным составом. Отряд подводных лодок во Владивостоке также комплектовался подводниками из Учебного отряда подводного плавания и был подчинен ему в отношении учебно-боевой подготовки.
Для поднятия авторитета офицеров-подводников 26 января (8 февраля по н. ст.) 1909 года Императором Николаем II был утвержден специальный серебряный нагрудный знак для офицеров флота, успешно выдержавших выпускные практические испытания и удостоенных звания «Офицер подводного плавания».
Первая мировая война заставила перевести часть Отряда в Петербург, а другую часть вместе с подводными лодками – в Ревель. Окончательно Учебный отряд переехал в Петроград в 1918 году. В 1921 году Отряд получил новое название – Школа подводного плавания, которая в 1925 году была переведена в Hовоморские (Дерябинские) казармы на Большом проспекте Васильевского Острова. С 1931 года Школе возвращается историческое название – Учебный отряд подводного плавания. В 1932 году была закрыта церковь Иконы Божией Матери «Милующая», расположенная вблизи Дерябинских казарм, а её здание, построенное в конце XIX века, передано Учебному отряду.
В храме была оборудована учебно-тренировочная станция с 21-метровой водолазной башней, торпедным аппаратом, отсеком борьбы за живучесть, бассейном и другими приспособлениями. Здание храма Иконы Божией Матери «Милующая» в 2012 году было возвращено Русской Православной Церкви. С 1935 года Учебный отряд подводного плавания носит имя Сергея Мироновича Кирова. В 1939 году в состав УОПП вошли Специальные курсы командного состава, а также ему был придан Учебный дивизион подводных лодок. За боевые заслуги в годы Гражданской войны и успехи в подготовке кадров подводников 10 июня 1939 года отряд был награжден Орденом Красного Знамени.
В 1951 году УКОПП им. С.М. Кирова вошел в состав Ленинградской Военно-морской базы. В 1964 году здесь открылась Школа старшин-техников, преобразованная в 1972 году в Школу техников ВМФ. В декабре 1994 года в состав отряда вошла 114 Школа мичманов и прапорщиков ВМФ.
В 2010 году Учебный отряд подводного плавания преобразован во 2-ю Школу младших специалистов 433-го Учебного отряда ВМФ и переведен в Кронштадт.
В январе 2014 года Школа преобразована в Центр подготовки военных спасателей и водолазных специалистов в составе 907-го Объединенного учебного центра ВМФ в Ломоносове, который в августе 2015 года в соответствии с директивой министра обороны РФ полностью передислоцирован из Ломоносова в Севастополь.
Нагрудный знак «Офицер подводного плавания» можно было встретить и в советское время, поскольку он послужил прообразом для создания юбилейных знаков соединений подводных сил ВМФ, отдельных кораблей, ветеранских организаций и, конечно же, УКОПП им. С.М. Кирова. Среди них такие знаки, как:
- 90 лет УКОПП;
- Подводный флот России;
- Подводник России;
- Ветеран подводных сил России;
- 50 лет 25-й бригады подводных лодок (1968 г.);
- 40 лет 18-й дивизии ТРПКСН СФ;
- 35 лет противоавианосной 10-й дивизии подводных лодок ТОФ;
- Юрий Долгорукий.
Автор: Васильев С.В., научный сотрудник Музея истории подводных сил России им. А.И.Маринеско
____________________________________________________________________________
Источники:
- Г.М. Трусов. «Первые русские подводные лодки» – издательство АНО «ИСТФЛОТ», 2006.
- Н.Е. Хромов «Подводные силы Балтийского флота». – Калининград: Издательство «Кладезь», 2006.
- В. Вальков «Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова». – https://flot.com/education/academies/ukopp.htm