Иван Григорьевич Бубнов: у истоков российского подводного флота – 2 часть

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Мы продолжаем серию публикаций о пионере русского подводного кораблестроения, генерал-майоре Иване Григорьевиче Бубнове. В прошлой статье рассказывалось о начале его жизненного пути и создании им субмарины «Дельфин», которая стала первой подлодкой, официально включенной в состав российского флота (http://музеймаринеско.рф/bubnov-i-g-u-istokov-rossijskogo-podvodnogo-flota-1-chast/). Текущая статья посвящена другим проектам подводных лодок, над которыми работал Иван Григорьевич.

Строительство «Дельфина» доказало возможность создания полноценных субмарин на российских заводах и дало значительный практический опыт. В 1903 году И.Г. Бубнов стал начальником Кораблестроительной чертёжной, которая являлась конструкторским бюро подводных лодок при Морском техническом комитете Морского министерства. В том же году он разрабатывает проект «подводного миноносца № 140» (подлодки водоизмещением 140 тонн).

 

Подводные лодки типа «Касатка»

На Балтийском заводе Санкт-Петербурга в 1904 году началось строительство субмарин этого проекта, который стал именоваться «Касатка» по названию головной подлодки серии. Всего было построено шесть лодок такого типа:

  1. «Касатка»;
  2. «Скат»;
  3. «Налим»;
  4. «Макрель»;
  5. «Окунь»;
  6. «Фельдмаршал граф Шереметев» (значительная часть средств на постройку подлодки пожертвована потомками полководца Б.П. Шереметева, но в августе 1917 года название изменено на «Кета»).

В ходе строительства этой серии получили дальнейшее развитие идеи, впервые апробированные при создании «Дельфина». Субмарины представляли собой однокорпусные бензин-электрические лодки длиной более 33 метров (водоизмещение – около 140 тонн). Надводный ход обеспечивался двумя бензиновыми двигателями мощностью по 60 л/с каждый (на «Макрель» были установлены двигатели мощностью по 400 л/с), подводный – электромотором мощностью 100 л/с. Максимальная глубина погружения – до 100 метров. Максимальная скорость, которую подлодки могли развивать в надводном положении – 14 узлов (миль в час), в подводном – 8,5 узла. Вооружение субмарин состояло из четырёх внешних торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого. На лодках «Макрель» и «Окунь» бензомоторы в 1911 году были заменены на один дизельный двигатель мощностью 120 л/с. В дальнейшем подлодки этого проекта оснащались дополнительным вооружением – пулемётами и 47-мм артиллерийскими орудиями.

Подлодки типа «Касатка» активно использовались в ходе Русско-японской и Первой Мировой войн, участвовали в событиях Гражданской войны в России. О подвигах лодки «Окунь», которые были совершены ею под командованием В.А. Меркушова, мы рассказывали в одной из прошлых публикаций (http://музеймаринеско.рф/vasilij-aleksandrovich-merkushov-geroj-podvodnik-pervoj-mirovoj-vojny/). Некоторые субмарины этой серии продолжали числиться в составе флота до 1925 года, но фактически ни одна из них не использовалась с 1920 года.

 

Подводная лодка «Минога»

Боевой опыт Русско-японской войны показал, что малые субмарины могут применяться только вблизи берега, а для действий в открытом море необходимо строительство больших подлодок. В 1905 году И.Г. Бубнов разрабатывает проекты подводных лодок двух типов – для патрулирования прибрежной зоны (водоизмещение 117 тонн) и крейсерской (400 тонн). Закладка малой субмарины, получившей название «Минога», состоялась в сентябре 1906 года на Балтийском заводе. Она стала первой в мире дизель-электрической подлодкой.

«Минога» спущена на воду в 1908 году, вошла в состав Балтийского флота в 1909 году. Это была небольшая однокорпусная подводная лодка, длиной около 33 метров, оснащённая двумя дизельными двигателями по 120 л/с и электромотором мощностью 70 л/с. Максимальная глубина погружения – до 50 метров. Максимальная скорость в надводном положении – 11 узлов, в подводном – 5 узлов. Вооружение субмарины – два трубчатых носовых торпедных аппарата (боезапас – четыре торпеды), в 1915 году на неё было установлено 37-мм артиллерийское орудие.

Подлодка участвовала в Первой Мировой войне, совершила четырнадцать боевых походов, несколько раз безуспешно пыталась атаковать неприятельские суда. В 1918 году «Минога» по железной дороге была отправлена из Петрограда в Саратов, где вошла в состав Волжской флотилии «красных», а позже, в ноябре того же года, спустилась по Волге до Каспийского моря и была зачислена в Астрахано-Каспийскую военную флотилию. С 1920 года лодка фактически не использовалась, её команда отправлена на Чёрное море. Субмарина в 1925 году исключена из состава флота, после чего разделана на металл.

 

Подводная лодка «Акула»

Большую крейсерскую подлодку «Акула», проект которой был разработан И.Г. Бубновым, планировалось использовать для активных действий на коммуникациях противника и атаки вражеских портов. Она была заложена на Балтийском заводе в декабре 1906 года, спустя некоторое время после начала строительства «Миноги». Субмарина спущена на воду в 1909 году, но длительное время дорабатывалась и вошла в состав Балтийского флота только в 1911 году.

В конструктивном отношении «Акула» представляла собой дальнейшее развитие проекта «Миноги», но с увеличенным водоизмещением, лучшей мореходностью и более мощным вооружением. Это была однокорпусная дизель-электрическая лодка, длиной более 56 метров. Надводный ход обеспечивался тремя дизелями мощностью по 300 л/с каждый, подводный – электромотором такой же мощности. Максимальная глубина погружения – до 100 метров. Максимальная скорость, которую лодка могла развить в надводном положении – более 10 узлов, в подводном – более 6 узлов. Вооружение субмарины состояло из четырёх трубчатых торпедных аппаратов (два носовых, два кормовых) и четырёх внешних торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого (общий боезапас – 12 торпед). В 1915 году на «Акулу» были установлены два пулемёта, 47-мм артиллерийское орудие и устройство для транспортировки и постановки четырёх мин заграждения.

Во время Первой Мировой войны подлодка совершила более пятнадцати боевых походов, неоднократно пыталась атаковать вражеские суда, но боевых успехов не имела. Субмариной впервые на российском подводном флоте была применена тактика активного поиска целей в море. В ноябре 1915 года «Акула» не вернулась на базу, впоследствии было установлено, что она подорвалась на германском минном заграждении. Вместе с лодкой погибли 35 подводников. Технические решения, применённые при строительстве подлодки «Акула», были в дальнейшем развиты Иваном Григорьевичем Бубновым при разработке лодок типов «Морж» и «Барс».

 

Источники и литература:

  1. Интернет-портал «Штурм Глубины».
  2. Отец «русской системы» // Военное обозрение.
    https://topwar.ru/77858-otec-russkoy-sistemy.html
  3. Таубин А. Русские учёные и инженеры. Выпуск 3 – БУБНОВ Иван Григорьевич (1872–1919) // Проза.ру.
    https://proza.ru/2018/12/21/1064

 

Фотографии

  1. Иван Григорьевич Бубнов. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0d/Bubnov.png
  2. Подлодка «Касатка» на Дальнем Востоке. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4d/Kasatka1904-1917a.jpg/800px-Kasatka1904-1917a.jpg
  3. Подлодка «Окунь» (тип «Касатка»). Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/1352340581_okun_02.jpg
  4. Первая в мире дизель-электрическая подлодка «Минога». Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/Russian_submarine_Minoga.png
  5. Подлодка «Акула» (1913 год). Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/Akula%26Ryurik1913.jpg/800px-Akula%26Ryurik1913.jpg
  6. Подлодка «Акула» и её конструктор И.Г. Бубнов. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/Bublnov%26Akula.jpg/696px-Bublnov%26Akula.jpg