Мы продолжаем серию публикаций о пионере русского подводного кораблестроения, генерал-майоре Иване Григорьевиче Бубнове. В прошлых статьях рассказывалось о создании им субмарины «Дельфин», которая стала первой подлодкой, официально включенной в состав российского флота (http://музеймаринеско.рф/bubnov-i-g-u-istokov-rossijskogo-podvodnogo-flota-1-chast/), о разработке проектов «Касатка» и «Акула», а также о строительстве под его руководством первой в мире дизель-электрической лодки «Минога» (http://музеймаринеско.рф/ivan-grigorevich-bubnov-u-istokov-rossijskogo-podvodnogo-flota-2-chast/). При создании подлодки «Акула» были определены основные технические принципы так называемых «подводных лодок русского типа», конструированием которых занимался И.Г. Бубнов – однокорпусные субмарины с балластными цистернами в лёгких оконечностях.
С 1904 года Иван Григорьевич начал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском политехническом институте, сотрудничая также в Морском кадетском корпусе и Николаевской морской академии. В 1907 году, после производства в подполковники, его официально зачисляют в списки офицеров подводного плавания. Став руководителем Опытового судостроительного бассейна в 1908 году, И.Г. Бубнов занимается исследовательской деятельностью, инициирует внедрение судовых дизельных энергетических установок и электродвигателей, впервые в мире разрабатывает и внедряет при строительстве продольную конструкцию набора корпуса корабля, впоследствии получившую название «русской системы». В 1909 году ему было присвоено учёное звание профессора.
Подводные лодки типа «Морж»
После вступления в строй лодки «Акула» в 1911 году, было принято решение о строительстве крейсерских субмарин водоизмещением 630 тонн. Проект, разработанный Иваном Григорьевичем, стал именоваться «Морж» по названию головной подлодки серии. Три субмарины такого типа были заложены в 1911 году на верфях Балтийского завода в городе Николаеве:
- «Морж»;
- «Тюлень»;
- «Нерпа».
Они представляли собой однокорпусные дизель-электрические лодки, длиной более 67 метров. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями мощностью по 250 л/с каждый, подводный – двумя электромоторами мощностью по 450 л/с. Максимальная глубина погружения – около 90 метров. Максимальная скорость, которую подлодки могли развивать в надводном положении – более 10 узлов (миль в час), в подводном – более 9 узлов. Вооружение субмарин состояло из четырёх трубчатых торпедных аппаратов (два носовых, два кормовых), восьми палубных торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого и двух артиллерийских орудий. С 1917 года на лодках устанавливались пулемёты.
Субмарины типа «Морж» активно использовались в боевых действиях Первой Мировой войны на Чёрном море, став одними из самых результативных подлодок за всю историю российского флота (более подробно о подвигах их экипажей рассказывалось в статьях, посвящённых подводникам – Георгиевским кавалерам: http://музеймаринеско.рф/georgievskie-nagrady-v-rossijskix-podvodnyx-silax-chast-1/ и http://музеймаринеско.рф/georgievskie-nagrady-v-rossijskix-podvodnyx-silax-chast-2/). Лодка этого проекта «Тюлень» числилась в составе флота до 1930 года, после чего продолжала использоваться в учебных целях.
Подводные лодки типа «Барс»
Разработанный под руководством И.Г. Бубнова проект «Барс», именуемый по названию головной подлодки серии, представлял собой дальнейшее развитие субмарин типа «Морж» – мореходные однокорпусные дизель-электрические подлодки увеличенного водоизмещения. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями, мощность которых на разных моделях составляла от 250 до 1320 л/с каждый. Под водой лодки перемещались благодаря двум электромоторам мощностью по 450 л/с. Максимальная глубина погружения – около 90 метров. Максимальная скорость, которую лодки могли развивать в надводном положении – около 10 узлов (некоторые из модификаций проекта – до 16 узлов), в подводном – до 9 узлов. Вооружение субмарин состояло из четырёх трубчатых торпедных аппаратов (два носовых, два кормовых), палубных торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого (от четырёх до восьми) и артиллерийских орудий (от одного до трёх), кроме того, некоторые модели могли нести до восьми мин. С 1916 года на лодках стали устанавливать пулемёты.
Всего построено двадцать подлодок типа «Барс», одна из которых была переоборудована в подводный минный заградитель (ещё четыре субмарины так и остались недостроенными):
- «Барс»;
- «Гепард»;
- «Вепрь»;
- «Волк»;
- «Единорог»
- «Змея»;
- «Тигр»;
- «Львица»;
- «Пантера»;
- «Рысь»;
- «Кугуар»;
- «Леопард»;
- «Угорь»;
- «Тур»;
- «Ягуар»;
- «Ёрш» (переоборудована в минный заградитель);
- «Гагара»;
- «Утка»;
- «Буревестник»;
- «Орлан».
Недостроенные:
- «Форель»;
- «Язь»;
- «Пеликан»;
- «Лебедь».
Подлодки проекта «Барс» активно использовались в ходе Первой Мировой войны, участвовали в событиях Гражданской войны в России. Некоторые субмарины этой серии числились в боевом составе флота до 1936 года, а как зарядовые станции эксплуатировались до 1940 года. Две подлодки продолжали нести службу на Балтике и во время Великой Отечественной войны:
– «Ягуар» (с 1934 года называлась Б-4) – в 1941–1945 годах использовалась в качестве плавучей зарядовой станции (разделана на металл в 1956 году);
– «Пантера» (с 1934 года – Б-2) – в 1941 году выходила в поход, до мая 1943 года находилась в боевом составе флота, затем – переоборудована в зарядовую станцию (разделана на металл в 1955 году).
Помимо создания проектов подводных лодок, И.Г. Бубнов руководил разработкой первых дредноутов России – линейных кораблей типа «Севастополь». В 1911 году ему было присвоено звание генерал-майора Корпуса корабельных инженеров. С 1910 до 1917 года Иван Григорьевич занимал должности консультанта на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и на судостроительном объединении «Ноблесснер» в городе Ревеле (сейчас – столица Эстонии Таллин). После революции 1917 года И.Г. Бубнов не прекращал свою преподавательскую и экспертную деятельность. Он умер от тифа 13 марта 1919 года в возрасте 47 лет, его могила находится на Смоленском Православном кладбище Санкт-Петербурга.
Иван Григорьевич Бубнов – выдающийся конструктор, стоявший у истоков подводного кораблестроения России. Большинство русских подлодок первых десятилетий XX века было построено по его проектам. Некоторые принципы проектирования надводных и подводных кораблей, разработанные им более ста лет назад, продолжают оставаться актуальными до настоящего времени.
Источники и литература:
- Интернет-портал «Штурм Глубины».
- Отец «русской системы» // Военное обозрение.
https://topwar.ru/77858-otec-russkoy-sistemy.html - Таубин А. Русские учёные и инженеры. Выпуск 3 – БУБНОВ Иван Григорьевич (1872–1919) // Проза.ру.
https://proza.ru/2018/12/21/1064
Фотографии
- Иван Григорьевич Бубнов. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0d/Bubnov.png
- Подлодка «Нерпа» типа «Морж» в сухом доке (Севастополь, 1915 год). Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/1353728556_v01.jpg
- Подлодка «Тюлень» типа «Морж» (Севастополь, 1915 год). Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/1353728525_21.jpg
- Подлодка «Тюлень» в боевом походе (Чёрное море, 1916 год). Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2012-11/1353728524_31.jpg
- Подлодка «Барс» (1916 год). Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/72/Russian_submarine_Bars.png
- Подлодка «Львица» типа «Барс». Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/L%27vitsa1916-1917a.jpg
- Подлодка «Тигр» типа «Барс». Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Tigr_submarine.jpg