Иван Иванович Ризнич – судьба подводника

размещено в: Статьи | 0

В истории российских подводных сил начала XX века есть немало славных страниц, которые оказались в тени глобальных революционных событий. Достойные уважения и памяти герои-подводники той эпохи, к сожалению, остаются неизвестны широкой аудитории. Эта публикация посвящена судьбе выдающегося командира подводного флота России, капитана 2-го ранга И.И. Ризнича.

Иван Иванович Ризнич родился 19 января 1878 года в дворянской семье, имеющей сербские корни. Он поступил на обучение в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, который окончил в 1898 году. И.И Ризнич служил на кораблях Черноморского флота, последовательно занимая должности вахтенного начальника броненосца «Синоп», ревизора минного крейсера «Гридень», ревизора и водолазного офицера крейсера «Память Меркурия», водолазного офицера броненосца «Георгий Победоносец». В 1900 году он оканчивает Водолазную школу, а с 1902 года назначается помощником её начальника.

Иван Иванович начал свой путь подводника в 1904 году, когда был зачислен в 8-й экипаж Балтийского флота и прошёл стажировку на подлодке «Дельфин». В дальнейшем он последовательно командует подводными лодками «Щука», «Лосось», «Белуга» и «Стерлядь». Во время Русско-японской войны «за труды по обстоятельствам военного времени» И.И. Ризнич награждён орденом Святой Анны 3-й степени. На подлодке «Стерлядь» им был совершён переход в шторм, без кораблей сопровождения, от Либавы (сейчас – город Лиепая в Латвии) до Риги, что при том уровне развития технологий являлось большим достижением. Иван Иванович обобщил свой опыт командования субмариной, издав брошюру «Подводная лодка “Стерлядь”», ставшую одним из первых учебников по практике службы на подлодках.

После создания в Либаве Учебного отряда подводного плавания, И.И. Ризнич принят в него на должность обучающего. В этот период он создаёт первый на российском флоте «Словарь командных слов по управлению подводными лодками», став автором команд «По местам стоять!», «К погружению!», «К всплытию!». С 1907 года Иван Иванович официально зачисляется в списки офицеров подводного плавания. В 1908 году он поступает в Александровскую военно-юридическую академию, но в следующем году отчисляется из неё и увольняется с флота по состоянию здоровья. Находясь в запасе, И.И. Ризнич занимался коммерческой деятельностью, выступал с лекциями в защиту подводных сил и готовил просветительские издания, в том числе им была опубликована получившая известность брошюра «Ответ сомневающимся в пользе подводных лодок».

Во время Первой Мировой войны Иван Иванович вернулся на Балтийский флот и продолжил службу в звании лейтенанта. В августе 1914 года он принял командование подлодкой «№ 2», а летом 1915 года назначен командиром Дивизиона подводных лодок особого назначения, который состоял из трёх субмарин проекта «Голланд-27В». Это соединение подводных сил базировалось в Балтийском Порту (сейчас – город Палдиски в Эстонии) и вело наблюдение за вверенным районом на случай попыток прорыва кораблей противника (о боевом пути подлодок этого типа более подробно рассказано в статье на сайте Музея: http://музеймаринеско.рф/holand-27b/).

После расформирования Дивизиона в июле 1915 года, И.И. Ризнич становится командиром подлодки «№ 3», ранее входившей в его состав. Субмарина принимала участие в обороне Моонзундского архипелага, а в феврале 1916 года по железной дороге была переброшена на Черноморский флот и вошла в состав Дунайской речной флотилии. Лодка «№ 3», действовавшая против австро-венгерских сил, стала первой в мире подлодкой, несшей боевую службу в речных условиях.

В марте 1917 года Иван Иванович был назначен командиром подводной лодки «Святой Георгий», строившейся по заказу России в Италии. Эта малая субмарина, в основном рассчитанная на боевые действия вблизи берега, под командованием И.И. Ризнича совершила первый в мировой истории автономный трансокеанский переход. В июне 1917 года подлодка «Святой Георгий» вышла в Средиземное море из итальянского порта, её маршрут пролегал через Гибралтарский пролив в Атлантический океан, далее – огибая с севера Британские острова и вдоль побережья Норвегии в Баренцево, а затем – в Белое море. Лодка прибыла в Архангельск 09 сентября 1917 года и была включена в состав формируемой Флотилии Северного Ледовитого океана. Субмарина успешно прошла в тяжёлых погодных условиях более 5 000 миль, постоянно рискуя быть уничтоженной германским флотом. За этот подвиг Иван Иванович Ризнич произведён в капитаны 2-го ранга и награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

В сентябре 1917 года издан Приказ Морского министра России, контр-адмирала Д.Н. Вердеревского по случаю завершения перехода подлодки «Святой Георгий»: «На днях наша флотилия Северного Ледовитого океана увеличилась еще одною боевой единицею – подводною лодкою «Святой Георгий», самостоятельно прибывшей в Архангельск из Италии. Этот блестящий, исключительный по условиям плавания переход лодкою малого водоизмещения в осеннее время, свыше 5000 миль, через целый ряд зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений и т.п. наглядно доказывает, что офицерам и матросам, сплоченным взаимным уважением и преданным своему делу, не страшны не только поставленные врагом всевозможные преграды, но и сама стихия. От души поздравляю весь личный состав лодки во главе с ея командиром Старшим Лейтенантом Ризничем с благополучным приходом в Россию и выражаю свою искреннюю уверенность в том, что и в дальнейшей боевой службе сильный духом и тесно сплоченный экипаж лодки еще не раз окажет Родине ценные услуги, которыми она будет вправе гордиться, как и настоящим, беспримерным в истории подводного плавания, переходом лодки малого водоизмещения из Италии в Архангельск».

После революции, в апреле 1918 года И.И. Ризнич уволился с флота и остался в Архангельске. Когда летом того же года власть на Севере перешла к противникам большевиков, он поступил на службу в «белые» вооружённые силы и принимал участие в боевых действиях Гражданской войны. В феврале 1920 года войска антибольшевистского Временного правительства Северной области потерпели полное поражение, но Иван Иванович не стал эвакуироваться за границу, и с этого времени о его судьбе ничего неизвестно. Согласно наиболее правдоподобной версии, он подвергся репрессиям как бывший белогвардеец и был казнён, либо умер в заключении.

Прославленный подводник, Герой Советского Союза, вице-адмирал Г.И. Щедрин так отзывался о личных качествах и профессионализме Ивана Ивановича Ризнича: «Мне доводилось командовать подводной лодкой «Малютка» (М-5) на Тихоокеанском флоте, сравнимой по своим размерам со «Святым Георгием», и я вполне могу оценить на собственном опыте величие подвига экипажа и командира «Святого Георгия». Это было по плечу лишь дружному, крепко спаянному экипажу, возглавляемому бесстрашным командиром. Ризнич сумел создать на корабле атмосферу человечности, взаимного доверия и уважения».

 

Источники и литература:

  1. Бродавко Р. Иван Ризнич, внук Ризнича // Дерибасовская – Ришельевская: одесский альманах (сб.). – Кн. 27. – Сост.: Ф.Д. Кохрихт, Е.М. Голубовский, О.И. Губарь. – Одесса: «ВМВ», 2006 – С. 11–13.
  2. Лавров В.Н. «СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ» – ПЕРВАЯ В МИРЕ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, СОВЕРШИВШАЯ АВТОНОМНОЕ ОКЕАНСКОЕ ПЛАВАНИЕ. Окончание // Mil.Press FLOT.
    https://flot.com/blog/historyofNVMU/svyatoy-georgiy-pervaya-v-mire-podvodnaya-lodka-sovershivshaya-3.php
  3. Самылов Л. «Святой Георгий» и его командир Ризнич. – Корабельная сторона от 16 сентября 2003 г. // Архив сайта издательства «Северная неделя».
    https://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/09/16/16860/
  4. Черкашин Н.А. Авантюры открытого моря // ВикиЧтение.
    https://history.wikireading.ru/369636

 

Фотографии:

  1. Иван Иванович Ризнич. Источник: https://old2.vdvsn.ru/upload/iblock/65f/65f1091e2ec7b2aed952696fd3287684.jpg
  2. Иван Иванович Ризнич (сидит) и офицер-подводник Вячеслав Иванович Шмидт Третий. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d8/I._Rizhic_and_V.Smidt.jpg
  3. Подъём Андреевского флага на подлодке «Святой Георгий» (Италия, 07 мая 1917 года). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Russian_submarine_Saint_George_20_may_1917.png