Из истории подводных сил России. Первое соединение и первый боевой опыт подводных сил отечественного ВМФ

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Предыдущие части статьи:

Часть 1 

Часть 2

Идущая Русско-японская война требовала усилия флота на Тихом океане, для чего было предложена перевозка подводных лодок по Транссибирской железной дороге. Первой, в конце августа 1904 года, на Дальний Восток была отправлена «Форель», которая прибыла во Владивосток 29 сентября 1904 года, став первой русской подводной лодкой на Тихом океане. Столь быстрой переброске и вступлению в строй по железной дороге способствовали малые размеры лодки: «Форель» помешалась на обычной платформе целиком, без разборки.

Подводная лодка «Форель» железнодорожной платформе. Фото времен Гражданской войны.
Подводная лодка «Форель» железнодорожной платформе. Фото времен Гражданской войны.

Более крупные подводные лодки типа «Касатка» отправлялись на Дальний Восток уже на специально изготовленных транспортерах и в полуразобранном состоянии. Начав движение в первых числах ноября 1904 года, через полтора месяца «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Налим» и «Скат» прибыли во Владивосток, где приступили к формированию команд. 25 декабря 1904 года во Владивосток прибыли «Сом» и «Дельфин» со своими экипажами.

Подводные лодки типа «Касатка» перед отправкой на Дальний Восток.
Подводные лодки типа «Касатка» перед отправкой на Дальний Восток.
Подводная лодка «Сом» на железнодорожном транспортере.
Подводная лодка «Сом» на железнодорожном транспортере.
 
Лейтенант Плотто Александр Владимирович (1869-1948), командир «Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров», командир подводной лодки «Касатка» (1904-1906).
Лейтенант Плотто Александр Владимирович (1869-1948), командир «Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров», командир подводной лодки «Касатка» (1904-1906).
Прибывшие подводные лодки образовали «Отдельный отряд миноносцев Владивостокского отряда крейсеров» как первое регулярное соединение подводных сил Русского ВМФ [впоследствии переименованный в «Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта» (май 1905 года), «Отряд миноносцев Отдельного отряда судов охраны вод Уссурийского края» (июнь 1905 года), «Отдельный отряд подводных лодок Владивостокского порта (октябрь 1906 года) и т.д. — прим.]. Приказом командира Владивостокского порта от 23 декабря 1904 года № 112 начальником отряда назначили лейтенанта А.В. Плотто, ротным командиром команд подводных лодок лейтенанта Н.М. Белкина 3-го. Местом базирования отряда стала бухта Улисс, на берегах которой разместили ремонтные мастерские и казармы для экипажей. Приказом командира Владивостокского порта № 1116 от 29 декабря 1904 года «Отдельному отряду миноносцев…» [за исключением «Форели» — прим.] было предписано начать кампанию с 01 января 1905 года.

Первоначальными планами, предложенными лейтенантом А.В. Плотто в январе 1905 года, предлагалось активное использование подводных лодок на коммуникациях и в прибрежных водах Японии. Однако препятствием в реализации данных замыслов стали неготовность большинства лодок и отсутствие торпед у подводной лодки «Сом».

Первыми боеготовыми подводными лодками стали «Дельфин» (командир — Г.С. Завойко) и «Сом» (командир — В.В. Трубецкой), с 16 по 19 февраля 1905 года, совершившие в сопровождении транспорта «Камчадал» выход в бухту Патрокл и к острову Скрыплева, для отработки экипажей. Два дня спустя, 21 февраля «Дельфин» и «Сом» в сопровождении двух миноносцев выполнили поход до мыса Гамова, у которого ожидалось появление японских кораблей. В последующие дни подводные лодки совершали походы самостоятельно. 16 и 21 марта «Дельфин» выходил к островам Аскольд и Рейнеке – для изучения театра. 27 марта «Сом» участвовал в учениях по прорыву противолодочных сетей [созданы по проекту капитана дальнего плавания Розена, как ответ на возможный прорыв японских подводных лодок на внутренние рейды Владивостока и установлены в пр. Босфор Восточный — прим.], а затем, получив торпеды, 13 апреля выполнил успешные практические стрельбы. С 19 по 24 апреля «Сом» совершил плавание по островам и бухтам к югу от острова Русский – для изучения театра и создания топливной базы. Запас бензина был размещен в 25 двадцатилитровых банках, принайтовленных к ограждению рубки. Оставив запасы на посту острова Рикорда, «Сом» посетил бухты у мыса Гамова и в заливе Посьета, где экипажу был предоставлен отдых, после чего лодка вернулась во Владивосток.

Подводная лодка «Сом» опутанная сетями. Владивосток, 1905 год.
Подводная лодка «Сом» опутанная сетями. Владивосток, 1905 год.

Подводная лодка «Касатка» (командир — А.В. Плотто) была спущена на воду и успешно испытана в марте 1905 года. С 16 по 21 апреля выполнила 310-мильный поход в юго-западную часть залива Петра Великого до корейских вод — устья реки Тумень-Ула, с ночевками в бухтах. На одном из переходов лодка попала в волнение 3-4 балла, испытав качку до 20 градусов.

28 апреля 1905 года подводные лодки «Касатка», «Дельфин» и «Сом» под общим командованием лейтенанта А.В. Плотто, вышли в боевой поход в восточную часть залива Петра Великого для поиска и атаки японских кораблей. Достигнув острова Аскольд отряд разделился: «Дельфин» направился для обследования бухты Гайдамак и прилегающих акваторий, «Касатка» и «Сом» проследовали далее — к мысу Поворотный. Достигнув мыса, ночь на 29 апреля 1905 года обе лодки провели в дозоре в районе бухты Судзухе (ныне — Киевка), после чего, с рассветом, «Касатка» направилась для обследования бухт залива Америка.

Ранним утром 29 апреля, находясь северо-восточнее мыса Поворотный — на траверзе мыса Сысоева, «Сом» последовательно обнаружил два корабля, опознав в них японские миноносцы, идущие на пересечение курса. Лодка погрузилась и начала маневрирование для выхода в атаку, сближаясь с головным кораблем. Подвсплыв под перископ, командир обнаружил, что миноносцы удаляются на юг большим ходом. Некоторое время «Сом» шел за ними, пока миноносцы не скрылись в тумане [в ряде источниках сообщалось, что во время погружения для начала атаки «Сом» был обнаружен и обстрелял одним из миноносцев, который не достиг попадания — прим.]. Всплыв, «Сом» ушел в бухту Находка, куда к исходу суток подошла и «Касатка».

Атака подводной лодки «Сом» японских миноносцев, 1905 год.
Атака подводной лодки «Сом» японских миноносцев, 1905 год.

Весь следующий день обе лодки пережидали сильную зыбь и только в 16.15 пошли в залив Стрелок, где обследовали бухты, прилегающие к острову Путятина. Закончив поиск, в ночь на 01 мая «Касатка» и «Сом» стали на якорь, сначала в бухте Абрек, а затем в бухте Назимова, куда к вечеру этого дня по-дошел и «Дельфин».

Утром 02 мая отряд начал движение в базу, но из-за сильной зыби повернул обратно. И только полтора дня спустя, в ночь на 03 мая, лодки вышли во Владивосток, следуя в условиях тумана и сильного ветра. Проходя пролив Старка, «Сом» и «Касатка» сели на песчаную отмель, с которой благополучно снялись при помощи присланного портового буксира. В полдень 04 мая лодки прибыли во Владивосток, закончив 8-дневный боевой поход.

10 мая, на подводной лодке «Дельфин», стоявшей на ремонте, из-за нарушения правил безопасности произошло два взрыва паров бензина, в результате которых лодка затонула. При подъеме лодки 10, 11 и 12 мая взрывы повторялись пять раз. Полученные повреждения оказались серьезными, лодка встала на капитальный ремонт, который окончился после войны – 08 октября 1905 года.

Подводная лодка «Дельфин» после аварии.
Подводная лодка «Дельфин» после аварии.

Подводные лодки «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметев» вступили в строй в апреле-мае 1905 года и активного участия в войне на море не принимали. Так, подводная лодка «Скат» (командир — М.М. Тьедер), вступив в строй, совершила первый выход в море 03 апреля, а с 13 июня начала активную боевую подготовку, произведя 10 торпедных стрельб. Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» (командир — Д.Д. Заботкин), после прохождения курса боевой подготовки в мае-июне выполнила 14-суточный боевой поход, находясь в дозоре у острова Аскольд. На подводной лодке «Налим» (командир — Ф.М. Белкин 2-й), вступившей в строй 07 мая 1905 года, через два дня произошел взрыв аккумуляторной батареи, после чего она встала на четырехмесячный ремонт и в боевых действиях не участвовала. Иные подводные лодки, отправленные на Дальний Восток [в их числе подводная лодка «Щука» Невского завода и шесть подводных лодок типа «Осетр» американской постройки — прим.], вступили в строй в октябре – ноябре 1905 года и принять участие в Русско-японской войне не успели.

Сергей Александрович Янович (1877-1935). Автор проекта полуподводной лодки «Кета», на которой 01 июля 1905 года атаковал японские миноносцы в проливе Невельского.
Сергей Александрович Янович (1877-1935). Автор проекта полуподводной лодки «Кета», на которой 01 июля 1905 года атаковал японские миноносцы в проливе Невельского.

Одним из последних походов подводных лодок, выполненных в годы Русско-японской войны, стал выход «Касатки», «Сома» и «Фельдмаршала графа Шереметева» в Славянский залив, проведенный с 20 по 26 июня 1905 года для отработки задач совместного плавания.

Таким образом, основная тяжесть защиты морских подступов к Владивостоку и Приморью легла на три подводные лодки – «Дельфин», «Сом» и «Касатка» [подводная лодка «Форель» участия в боевых выходах не принимала из-за отсутствия торпед (до марта 1905 года) и низкой мореходности, и являлась резервом, находясь в «…постоянной готовности к выходу в море…» — прим.]. К примеру, за шесть месяцев боевых действий «Сом» прошел 1318 миль в надводном и 93 мили в подводном положениях, удаляясь от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания подводной лодки в море составила 8 суток, из них 16 час. 35 мин. под водой, при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов. В полном составе «Отдельный отряд миноносцев…» из 13 подводных лодок был сформирован уже после Русско-японской войны.

Подводная лодка как вид оружия проявила себя и на другом театре военных действий – при защите Амурского лимана и судоходства в северной части Татарского пролива [судоходство по реке Амур играло стратегически важную роль в снабжении Русской армии, воюющей в Маньчжурии — прим.].

Так, в 1904 году лейтенант С.А. Янович предложил проект «Катера малой видимости», как модернизация подводной лодки конструкции С.К. Джевецкого. Согласно проекту, корпус лодки был удлинен, на нем был установлен бензиновый двигатель, оборудованы топливные и балластные цистерны, усовершенствовано рулевое управление. При погружении корабль оставлял над водой небольшую рубку, а при необходимости мог погрузиться на глубину до 8 м с работающим двигателем, получая воздух и отводя дымы за борт по специальной трубе, проходя под водой до 4 каб. (732 м). Вооружение составляли два рамочных торпедных аппарата, размещенных снаружи прочного корпуса, по бортам, и пулемет, хранимый внутри прочного корпуса. Позже вооружение было усилено за счет установки 37-мм орудия. Экипаж – 3 человека. Переоборудование лодки осуществлялось на добровольные пожертвования на заводе Лесснера и продолжалось 18 недель. После испытаний и устранения неполадок, миноносец «Кета» («Кэта») в марте 1905 года был принят в состав отечественного Военно-Морского Флота.

Полуподводная лодка «Кета» конструкции лейтенанта С.А. Яновича.
Полуподводная лодка «Кета» конструкции лейтенанта С.А. Яновича.

В апреле 1905 года «Кета» была отправлена железной дорогой в Сретенск, где была погружена на речную баржу и 03 июня прибыла в Николаевск на Амуре, став элементом обороны на входе в Амурский лиман. Повседневная деятельность подводной лодки обеспечивалась плавучей базой — речной баржей. Боевое применение подводной лодки планировалось осуществлять после того, как корабли неприятеля вступят в бой с береговыми батареями. Между наблюдательным пунктом и плавбазой была установлена телефонная связь. Пользуясь малой осадкой, «Кета» провела рекогносцировку прибрежных участков. Командование лодкой осуществлял лейтенант С.А. Янович.

После захвата южной части Сахалина, японские корабли стали появляться в северной части Татарского пролива. 30 июня 1905 года экипаж «Кеты» и малочисленный гарнизон на мысе Лазарева отразили попытку высадки японского десанта. 01 июля, выйдя в пролив Невельского, «Кета» обнаружила на траверзе мыса Погиби два японских миноносца и начала сближение для выхода в атаку. Однако, приблизившись до 10 каб., лодка села на необозначенную мель. Японцы, обнаружив атакующую лодку, от боя уклонились и больше не предпринимали попыток пройти проливом Невельского в Амурский лиман. Оставаясь в дозоре, лодка 14 сентября попала в сильный шторм, не причинившей ей вреда. Однако баржа-плавбаза затонула. Всего с 03 июня по 20 сентября 1905 года «Кета» выполнила 17 выходов в море, пройдя 948 миль.

Попытка создания боевой подводной лодки была предпринята и в осажденном Порт-Артуре [русская крепость и главная военно-морская база на Тихом океане. Основана в 1898 году на Квантунском полуострове (Китай). Блокирована с суши и с моря японской армией и флотом в мае 1904 года, пала 20 декабря 1904 года (ст.ст.)].

Еще в 1901 году по распоряжению управляющего Морским министерством в Порт-Артур были отправлены две подводные лодки конструкции К.С. Джевецкого, одна из которых была доставлена на пароходе «Дагмар». 28 июня 1901 года вице-адмирал В.К. Витгефт докладывал, что к этой лодке приспособлены два торпедных аппарата и ходатайствовал о присылке еще двух торпедных аппаратов. В начале марта 1904 года по приказу вице-адмирала С.О. Макарова одна лодка была найдена в порту Дальний и начались работы по ее восстановлению.

В середине 1904 года в осажденной крепости приступили к строительству подводной лодки по проекту М.П. Налетова, техника Министерства путей сообщения. Корпус подводной лодки был цилиндрическим, с коническими оконечностями в носу и в корме. Вооружение — 4 мины заграждения или 2 торпеды. Постановка мин предполагалась из специальной цистерны, размещенной в середине корпуса, «под себя». Строительство подводной лодки было закончено осенью 1904 года. Испытание прочного корпуса проводилось без экипажа, и в целом прошли успешно. Погружение осуществлялось посредством чугунных чушек, установленных на палубе, всплытие — снятием чугунных чушек плавучим краном. Лодка получила неофициальное наименование «Порт-Артурец». Несмотря на то, что лодка не была включена в состав флота, на нее был назначен командир — мичман Б.А. Вилькицкий. При строительстве лодки большую помощь оказали лейтенант Н.В. Кротков и инженер-механик П.Н. Тихобаев, мастерские Невского завода, размещенные в Порт-Артуре. Однако до падения крепости в декабре 1904 года работы не были закончены. Во избежание захвата подводной лодки японцами внутренние механизмы были демонтированы и разобраны, корпус лодки был затоплен.

Подводная лодка «Порт-Артурец» конструкции М.П. Налетова.
Подводная лодка «Порт-Артурец» конструкции М.П. Налетова.

Известно, что после падения Порт-Артура японцы разыскивали затопленные лодки, обнаружив четыре подводные лодки [происхождение четвертой лодки неизвестно. Высказывалось предположение, что это могла быть лодка лейтенанта Е.В. Колбасьева (см. по тексту ниже) или французского изобретателя Т. Губэ, конструкции иных изобретателей (см. указан. источник) — прим.] у пустынного берега Западного бассейна. Однако какие-либо документы Эскадры Тихого океана по этому вопросу не сохранились, как в силу их секретности, так и гибели существенной части данных документов на эскадренном броненосце «Петропавловск».

Подводная лодка «Порт-Артурец», найденная японцами.
Подводная лодка «Порт-Артурец», найденная японцами.

В рассматриваемый период были построены еще две подводные лодки, не оказавшие какого-либо влияния на развитие подводных сил отечественного Военно-Морского Флота.

Например, полуподводная лодка («минный катер») лейтенанта А.С. Боткина, построенная в 1905 году, с использованием корпуса подводной лодки С.К. Джевецкого. Оснащенная керосиновым двигателем, лодка могла ходить в надводном и позиционном положениях. Подача воздуха для плавания в позиционном положении осуществлялось через специальную трубу. Вооружение состояло из двух торпедных аппаратов Джевецкого, размещенных по бортам, снаружи прочного корпуса. Испытания показали, что лодке присуща исключительно низкая скорость хода, а ее остальные характеристики оказали значительно хуже, чем у подводной лодки «Кета». И, тем не менее, подводная лодка лейтенанта А.С. Боткина была отправлена во Владивосток, куда и прибыла в сентябре 1905 года. В боевых действиях участия не принимала, числилась в «Отдельном отряде миноносцев…», как минный катер, выполняла доставку грузов в бухту Улисс. По данным ряда исследователей, лодка носила неофициальное имя «Чилим» («Челим»).

Подводная лодка «Чилим» («Челим») конструкции А.С. Боткина.
Подводная лодка «Чилим» («Челим») конструкции А.С. Боткина.

Второй корабль — подводный миноносец лейтенанта Е.В. Колбасьева — был построен в 1901-1902 годах в мастерских Кронштадтского порта и известен под названием «Матрос Петр Кошка». Корпус лодки был сборно-разборным и формировался из 9 секций, соединяемых болтами. Иной уникальной особенностью было оснащение подводной лодки шестью гребными винтами, расположенными под углом по три винта с каждого борта в средней части корпуса. Небольшая по размерам, лодка была оснащена электродвигателем с дальностью плавания 15 миль под водой (3,5 уз.) и 40 миль в надводном положении (4 уз.). Глубина погружения — 20 м, вооружение — два совковообразных торпедных аппарата, размещенных в диаметральной плоскости, в носу и в корме от прочной рубки. Экипаж — 3 чел. Сведений об испытании и судьбе данной лодки не сохранилось, в состав флота лодка не включалась. По воспоминаниям академика А.Н. Крылова, в 1907 году лодка была в Севастополе, ее дальнейшая судьба не известна.

Подводная лодка «Матрос Петр Кошка» конструкции Е.В. Колбасьева.
Подводная лодка «Матрос Петр Кошка» конструкции Е.В. Колбасьева.

 

__________________________
 
В течение 1900-1905 годов в России были заложены основы национальных конструкторской школы и подводного кораблестроения, подбора и подготовки кадров для подводного плавания. Используя потенциал только что построенной Транссибирской железной дороги, отечественный Военно-Морской Флот выполнил межтеатровый маневр подводными силами с Балтики на Тихий океан, где создал первое регулярное соединение подводных лодок – «Отдельный отряд миноносцев…». В процессе повседневной деятельности экипажи подводных лодок освоили новый морской театр, выполнив самостоятельные и совместные походы, создали основы организации и несения службы на подводном флоте. Подводные лодки, размещенные во Владивостоке и возле Николаевска-на-Амуре, стали фактором сдерживания японской агрессии против русских дальневосточных территорий. Атаки японских миноносцев, выполненные подводными лодками «Сом» и «Кета», стали первыми боевыми эпизодами в славной истории подводных сил России.
__________________________

Источники информации:

  1. Аллилуев А.А. Подводные лодки в Порт-Артуре в Русско-японской войне / Судостроение. – 1990. – № 3. – С. 69 – 72 с.
  2. Аллилуев А.А. Подводные лодки «Кета» и «Форель» / Судостроение. – 1990. – № 4. – С. 67 – 70.
  3. Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть I. – СПб: Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», I Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (кораблестроения ВМФ). – 265 с.
  4. Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка») // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/
  5. Проект подводной лодки (катера малой видимости) конструкции С.Я. Яновича // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/
  6. Проект подводной лодки (минного катера) системы А.С. Боткина // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/