Из истории подводных сил России. Строительство первых подводных лодок для русского ВМФ

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Конец XIX – начало XX веков характеризуется ростом заинтересованности военно-морских сил многих стран мира к подводным лодкам и, как следствие, развитием подводного кораблестроения. Главным инспектором кораблестроения Н.Е. Кутейниковым была проанализирована информация о состоянии подводного плавания в мире, собранная русскими военными и морскими агентами (атташе). По результатам проведенного исследования, в 1900 году был сделан вывод о возможности успешного проектирования и постройки подводных лодок русскими инженерами на русских заводах, что положило начало отечественному подводному кораблестроению.

Создатели ПЛ «Дельфин», первой боевой подводной лодки Русского ВМФ.
Создатели ПЛ «Дельфин», первой боевой подводной лодки Русского ВМФ.

Для прикладного решения данной задачи, 19 декабря 1900 года была создана комиссия по проектированию подводных судов в составе старшего помощника судостроителя И.Г. Бубнова, старшего инженер-механика И.С. Горюнова и лейтенаниа М.Н. Беклемишева.

Разместившись в здании Опытового бассейна, комиссия разработала и 03 мая 1901 года представила проект первой подводной лодки – «миноносца № 113» [в те годы в Русском ВМФ класс подводных лодок официально еще не существовал — прим.] (с марта 1902 года – «миноносец № 150», с мая 1904 года – «Дельфин»). Чертежи лодки были разработаны конструкторским бюро Балтийского завода, со временем преобразованное в отдел подводного плавания («Подпла») [ныне – Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — прим.].

Прочный корпус круглого сечения имел длину 19,6 м и диаметр 3,35 м, снаружи был обшит досками из лиственницы. В районе миделя была установлена небольшая прочная рубка цилиндрической формы, имевшая люк с крышкой. Цистерны главного балласта размещались в носу и в корме, управление по ходу движения осуществлялось вертикальным рулем, по глубине – тремя парами горизонтальных рулей, установленных в носу, на миделе и в корме. Для надводного хода использовался 300-сильный бензомотор, для подводного – электродвигатель мощностью 120 л.с., приводившие в действие гребной винт. Скорость надводного хода составляла 8,5 уз., подводного – 5-6 уз. Вооружение составляли два торпедных аппарата Джевецкого [решетчатые пеналы, устанавливаемые снаружи прочного корпуса — прим.] для 381-мм торпед образца 1898 года. Водоизмещение миноносца составляло 113/124 т., глубина погружения – 50 м, экипаж – 10 человек (первоначально).

Заложенный на Балтийском заводе 05 июля 1901 года, в мае 1902 года «Дельфин» был спущен на воду и 06 июня 1904 года вошел в состав Русского ВМФ.

Модель подводной лодки «Дельфин». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
Модель подводной лодки «Дельфин». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.

Успешное строительство и испытания «Дельфина» подтвердили возможность создания подводных лодок на отечественных заводах. Накопленный при этом опыт послужил основанием для разработки нового проекта – «подводного миноносца № 140», который был закончен И.Г. Бубновым и М.Н. Беклемишевым к декабрю 1903 года. С января по март 1904 года Морское министерство заказало Балтийскому заводу шесть подводных лодок, вступивших в строй в течение этого года. В их числе – «Касатка», «Скат», «Налим», «Макрель», «Окунь» и «Фельдмаршал граф Шереметев» [построена на средства семьи графов Шереметевых, пожелавших таким образом увековечить память своего предка, одного из главных сподвижников Петра I — прим.].

Подводная лодка типа «Касатка» в первоначальном «двухрубочном» варианте.
Подводная лодка типа «Касатка» в первоначальном «двухрубочном» варианте.

По своим размерениям новые лодки были больше – 33,5 м длины и 3,35 м ширины, водоизмещением 140/177 т. Цистерны главного балласта (ЦГБ) располагались в оконечностях прочного корпуса и именовались: носовая – «черная», кормовая – «красная». Глубина погружения – 50 м. Для надводного хода использовался 400-сильный бензомотор, для подводного – электромотор 100 л.с., обеспечивавшие скорость 8,5 уз. и 5,5 уз., соответственно. Дальность плавания составляла 700 миль в надводном положении и 70 миль в подводном. Вооружение лодки составляли четыре торпедных аппарата Джевецкого, размещенных снаружи прочного корпуса, побортно, в носу и в корме от миделя. Для придания лучшей мореходности лодки имели более развитую надстройку, форштевень был приспособлен для тарана малых судов. Экипаж – 25 чел., в т.ч. два офицера. Первоначально, первая прочная рубка размещалась в носу лодки, а вторая – по середине, над выходным люком. На испытаниях «Касатки» проявился конструктивный недостаток – дифферент на корму, для устранения которого в задней части корпуса установили рубку-поплавок и увеличили площадь горизонтальных рублей. Перископы были размещены в носовой и средней рубках, при этом перископ в средней рубке был оснащен дальномером. Впоследствии (после Русско-японской войны) на лодках этого типа прочные рубки были заменены на одну – больших размеров, установленную на миделе.

Из числа зарубежных судостроительных фирм, наибольшего успеха в подводном кораблестроении достигла «Holland Torpedo Boot Company» (США), принадлежащая Дж. Ф. Голланду. С 1903 года представителем данной фирмы в России стал «Невский судостроительный и механический завод» (Санкт-Петербург), наделенный правом постройки подводных лодок по проектам этого конструктора. 10 февраля 1904 года Морское министерство признало желательным постройку одной – двух лодок по проекту «Holland-VIIR», а начавшаяся двумя неделями позже Русско-японская война потребовала экстренного усиления флота. В итоге Невский завод получил заказ на строительство пяти подводных лодок Дж. Ф. Голланда, Морское министерство приобрело готовую ПЛ «Fulton» (без торпедного оружия), получившую в Русском ВМФ наименование «Сом».

Фотография подводной лодки «Сом». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
Фотография подводной лодки «Сом». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
Модель подводной лодки «Сом». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
Модель подводной лодки «Сом». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
 

Подводные лодки типа «Сом» были однокорпусными, веретенообразной формы, с утолщенными обводами в носовой и зауженными в кормовой частях. Для улучшения мореходности применялась небольшая надстройка, прочная рубка размещалась посередине корпуса и имела восемь иллюминаторов для наблюдения в позиционном положении. Водоизмещение – 105/120 т., длина – 19,8 м, ширина – 3,6 м. Для надводного хода использовался бензомотор мощностью 160 л.с., для подводного – электромотор на 70 л.с. Дальность плавания надводным ходом составляла 430-500 миль, в подводном – 30-40 миль, скорость полного надводного хода составляла 8,5 уз., подводного – 6,0 уз. Управление осуществлялось крестообразными парами вертикальных и горизонтальных рулей, расположенных за винтом. Балластные цистерны располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом. Глубина погружения — 30 м. Экипаж – 18-20 чел. Вооружение – один 457-мм носовой трубчатый торпедный аппарат, размещенный в прочном корпусе, запас торпед – 3 шт. Для наблюдения и управления стрельбой в подводном положении был установлен перископ. Подводные лодки этого проекта [начав опыты по строительству подводных лодок в 1875 году, к началу XX века Дж. Ф. Голланд создал удачный проект «Holland-VII», по которому были построены подводные лодки для США, Великобритании, Швеции, Японии, России и ряда других стран — прим.] положительно отличались от ПЛ своего времени, обладая сравнительно лучшими показателями скорости хода и быстроты погружения, продуманностью конструкторских решений и удобством размещения механизмов.

Закладка всех пяти лодок по проекту Дж. Ф. Голланда состоялась на Невском заводе в один день — 10 мая 1904 года, с плановым окончанием работ к концу этого года. Однако из-за отсутствия опыта, постройка подводных лодок продвигалась медленно, корабли вступили в строй уже после Русско-японской войны. До конца мая 1906 года в состав русского флота вошли «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга» и «Лосось». В 1907 году была построена еще одна ПЛ этого проекта – «Судак».

Модель подводной лодки «Осетр». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
Модель подводной лодки «Осетр». Из собрания Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.

В условиях начавшейся Русско-японской войны и с целью усиления флота, в апреле 1904 года у фирмы «Lake Torpedo Boat Co» (США) была приобретена ПЛ «Protector» (в русском флоте – «Осетр») конструкции С. Лэка и заключен контракт на строительство еще пяти лодок, получивших общее наименование – типа «Осетр». При водоизмещении 153/187 т., лодки имели однокорпусную конструкцию длиной 22 м и шириной 3,6 м, вооружались 457-мм трубчатыми торпедными аппаратами – двумя в носу и одним в корме, запас торпед – 5 шт. Энергетическая установка – двухвальная, с двумя газолиновыми двигателями мощностью 120 л.с. каждый и двумя электромоторами по 65 л.с. Скорость – 8,3/5,0 уз., дальность плавания – порядка 250/17 миль. Экипаж – 12 чел., в т.ч. два офицера.

13 июня 1904 года «Осетр» был доставлен в Россию, окончательно собран и 28 сентября 1904 года закончил приемные испытания. Остальные лодки строились в США, доставлялись в разобранном виде в Либаву, где проводилась укрупненная сборка конструкций. Собранные лодки получили наименования «Кефаль», «Палтус», «Бычок», «Плотва» и «Сиг». Затем четыре лодки (за исключением ПЛ «Сиг») были перевезены по железной дороге во Владивосток, где были окончательно достроены. Сложный производственно-транспортный цикл, а так же скудость материально-технической базы владивостокских мастерских, обусловили вступление подводных лодок в строй только в октябре в 1905 года, уже после окончания Русско-японской войны.

Макет ПЛ «Форель». Из открытых источников.
Макет ПЛ «Форель». Из открытых источников.

«Экзотическим приобретением» для Русского флота стала подводная лодка «Forelle». Построенная германской фирмой Ф. Круппа, для демонстрации возможностей подводных лодок, «Forelle» была передана в июне 1904 года русскому правительству в подарок – как знак признательности за контракт на постройку трех подводных лодок типа «Е» (типа «Карп»). Лодка представляла собой небольшой и, по-сути, экспериментальный корабль, водоизмещением 17/18 т., однокорпусной конструкции, длиной 12,5 м и шириной 1,65 м. Вооружение составляли два трубчатых аппарата, размешенные вне прочного корпуса, побортно. Глубина погружения – 30 м. Энергетическая установка – электромотор мощностью 65 л.с., дальность плавания в надводном положении – 30 миль, в подводном положении – 18 миль, скорость хода – 4,5/3,5 уз. Экипаж – 3-4 чел.

14 июня 1904 года «Forelle», как «передвижной предохранительный буй», была привезена железной дорогой в Россию. 25 июня 1904 года лодка выполнила пробный выход в море, под управлением М.Н. Беклемишева, давшего высокую оценку новому кораблю. 21 августа 1904 года «Forelle» была принята в состав флота как миноносец «Форель».

Пополнение русского флота принципиально новыми кораблями обусловило необходимость подготовки кадров подплава — офицеров и команд для подводных лодок.

Первым командиром «Дельфина» стал капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев, команда лодки формировалась из «…людей технически образованных, здорового сложения, хорошего поведения, некурящих…». Являясь первой боевой подводной лодкой русского флота, «Дельфин» стал и первым учебным кораблем, начавшим с июня 1904 года систематичную подготовку кадров для подводного плавания. Стремясь как можно быстрее подготовить большее количество моряков – подводников, на учебных погружениях «Дельфин» принимал от 30 до 45 чел., хотя штатный экипаж составлял всего 10-13 чел. Такая спешка привела к трагедии [14 июня 1904 года во время учебно-тренировочного погружения из-за перегрузки и конструктивного несовершенства ПЛ, и.о. командира лейт. Черкасов не смог вовремя закрыть рубочный люк. Поступившая вода затопила лодку. 2 офицера и 7 чел. команды сумели всплыть из затонувшей ПЛ, Черкасов и 24 нижних чина погибли. Все спасенные изъявили желание продолжить службу в подплаве — прим.] – затоплению ПЛ, которую подняли и ввели в строй только в сентябре этого года.

С 05 июля 1904 года началась подготовка экипажа подводной лодки «Форель», с 10 октября 1904 года приступили к обучению экипажа ПЛ «Сом», которое проходило под руководством американских инструкторов. Спешность с отправкой подводных лодок на Дальний Восток не позволила качественно подготовить экипажи остальных лодок. Так, испытания подводных лодок «Налим», «Скат» и «Фельдмаршал граф Шереметев» ограничили всего двумя пробными погружениями.

Идущая Русско-японская война потребовала усиления русских военно-морских сил на Дальнем Востоке. Для решения этой задачи была предложена переброска подводных лодок по Транссибирской железной дороге. Результаты этого маневра и первый боевой опыт русского подплава мы рассмотрим в следующей статье.


Источники информации:

  1. Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть I. – СПб: Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», I Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (кораблестроения ВМФ). – 265 с.
  2. Тип «Осетр» («Protector» С. Лэка, США) // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/
  3. Тип «Сом», тип «Голланд-7Р» («Holland-VIIR», США) // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/
  4. Тип «Форель» (проект Р. Эрквилея, Германия) // Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://www.deepstorm.ru/