К 58-летию первого похода
советской атомной подводной лодки
к Северному полюсу, 17.07.1962 года
09 сентября 1952 года Иосиф Виссарионович Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627» (шифр первой атомной подводной лодки).
Научным руководителем работ по созданию атомной субмарины назначили А.П. Александрова, главным конструктором — В.Н. Перегудова, главным конструктором по ядерной энергетической установке — директора НИИ-8 Н.А. Доллежаля. 24 сентября 1955 года на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) состоялась церемония закладки первой отечественной атомной подводной лодки К-3.
К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит», все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А.
Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 09 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую подводную лодку, сменив действительное наименование К-3 на Б-3. Первая советская атомная субмарина, получившая название «Ленинский комсомол», была сооружена за короткий срок — шесть лет и четыре месяца. За создание первой атомной подводной лодки ряду учёных и конструкторов во главе с А.П. Александровым в 1959 году была присуждена Ленинская премия.
Первый атомоход строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту. В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину – 300 метров; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в Центральном аэрогидродинамическом институте. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. В создании первенца советского атомного подводного флота приняли участие порядка 140 предприятий и организаций страны, в том числе 35 Научно-исследовательских институтов, 20 конструкторских бюро и около 80 заводов. Научное руководство этим сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт.
Лодка спущена на воду 09 августа 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг Военно-Морского Флота) 01 июля 1958 года и 04 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой. 17 декабря 1958 года лодка принята у оборонной промышленности под гарантию устранения недостатков. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием на Северодвинск. В октябре 1959 года перешла в Западную Лицу. В августе 1955 года первым командиром лодки был назначен капитан 1 ранга Леонид Гаврилович Осипенко.
23 июля 1959 года за успешное выполнение правительственного задания по приёму в состав ВМФ СССР первой подводной лодки с ядерной энергетической установкой и проявленные при этом мужество и отвагу капитану 1 ранга Л.Г. Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». При этом Л.Г. Осипенко стал первым подводником, удостоенным этого звания с момента окончания Великой Отечественной войны.
Тактико-технические характеристики К-3:
Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м, осадка – 5,6 м;
Водоизмещение надводное – 3065 т, подводное – 4750 т;
Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
Рабочая глубина погружения – 300 м;
Автономность плавания – 50-60 суток;
Экипаж – 104 человека;
Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт.
Появился новый корабль. Началась эра боевого использования подводных лодок с атомными энергоресурсами. Энерговооруженность первой атомной подводной лодки была в 100 раз больше, чем подводных лодок Второй мировой войны, в 2-3 раза превосходила глубина погружения, подводная скорость и автономность. Дальность плавания была по сути неограниченной. Вскоре корабль был успешно освоен — в 1961 году корабль вышел на первую боевую службу в Атлантическом океане.
Появление атомной энергетики позволило решить еще одну важную задачу – подледное плавание и изучение акватории Северного Ледовитого океана.
В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота К-3 под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова совершила первый длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана.
Вместе со своим экипажем командир вел лодку подо льдом прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин — передвигалась лодка вслепую и вглухую. Огромная толща льда над субмариной отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии, акустики работали в тяжелейших условиях. И вот, однажды, почувствовали, что глубина под килем резко снизилась.
Получив тревожный доклад, Л.М. Жильцов приказал немного подняться наверх и снизить ход лодки. Специалисты внимательно изучили эхограмму, так был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Это стало крупнейшим географическим открытием ХХ века, после Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году. Обнаруженный подводный хребет позже назовут в честь известного гидрографа Якова Гаккеля.
Советская атомная подлодка К-3 пересекла точку Северного полюса 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд. Лев Михайлович позже вспоминал: “Толщина льда в тех местах составляла примерно 25 метров. Лодку вели близко к поверхности, а когда заметили полынью, то сразу всплыли. Нос субмарины тогда замер у самой кромки льда, со всех сторон К-3 была зажата бескрайними снегами. Вокруг стояла такая тишина, что даже в ушах звенело”.
Государственный флаг СССР торжественно водрузили на самом высоком торосе, а экипаж получил увольнение на берег. Тот незабываемый день в жизни подводников запечатлен на множестве снимков.
Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба, сродни полету в космос Юрия Гагарина. На Западе тогда не то, что не ждали русских на полюсе — вообще немногие верили в существование у разрушенного войной Советского Союза атомного подводного флота. Американский «Наутилус» пересек полюс 03 августа 1958 года, и с той поры они чувствовали себя на Севере комфортно, а Советский Союз оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подводной лодки США, находящейся в Арктике. Никто и представить себе не мог, что русские атомные подводные лодки способны достичь Северного полюса. Директор ЦРУ — могущественный Ален Даллес — лишился своего поста за то, что «прошляпил» северный поход русских. Именно с этого момента СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями. И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны. Но экипаж К-3 сделал это! И всемирная история потекла по другому руслу. Это была арктическая победа наших военных моряков, открывшая не только подледные просторы Северного Ледовитого океана, а новый этап в освоении атомоходами океанских глубин.
Поход атомохода «Ленинский комсомол» доказал возможность плавания наших подводных лодок в высоких широтах под толщей арктического льда, были собраны ценные научные данные по глубинам океана, рельефу поверхности дна. Была подтверждена гипотеза советского океанографа Якова Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта (хребт Гаккеля), одну из вершин назвали именем подводной лодки «Ленинский комсомол». Отечественные судостроители и конструкторы доказали, что они находятся на самых передовых рубежах научно- технического прогресса.
После возвращения в базу лодку на пирсе встречали Н.С. Хрущев и министр обороны Р.Я. Малиновский.
Руководителю похода контр-адмиралу А.И. Петелину, командиру лодки капитану 2 ранга Л.М. Жильцову и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга – инженеру Р.А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награждён орденами и медалями.
С тех пор, когда советские подводники впервые всплыли в районе Северного полюса, прошло уже много лет, но их подвиг живет в памяти всех, кому дорога история нашего государства и его Военно-Морского Флота.
Послесловие.
Создание «Ленинского комсомола» было первым (и самым сложным) этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны. Успех в этом деле позволил перейти к массовому строительству атомных подводных лодок первого и последующих поколений. Многие решения, найденные при её разработке, оказались очень удачными и использовались в последующих поколениях атомных субмарин.
За годы службы корабля 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 были награждены Орденом Красной Звезды. Первая атомная подводная лодка 6 раз приказом Командующего СФ объявлялась «отличной». «Ленинский комсомол» нёс боевую службу на Северном флоте без малого 30 лет, соверши в общей сложности 14 дальних походов, в том числе первое подлёдное плавание в Карском и Гренландском морях в 1958 году.
В настоящее время субмарина находится на стапеле в эллинге судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область). Согласно постановлению правительства РФ первая атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей.
Список иллюстраций:
- К-3 «Ленинский комсомол».
- Герой Советского Союза Леонид Гаврилович Осипенко.
- То же.
- Герой Советского Союза Лев Михайлович Жильцов.
- То же.
- К-3 на Северном полюсе. СПб ГБУК «МИПСР им. Маринеско».
- Л.М. Жильцов (справа) на Северном полюсе. СПб ГБУК «МИПСР им. Маринеско».
- К-3 на Северном полюсе. СПб ГБУК «МИПСР им. Маринеско».
- Экипаж К-3 на Северном полюсе.
- Запись первого советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина в книге почетных посетителей первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».
- Члены экипажа К-3 «Ленинский Комсомол». СПб ГБУК «МИПСР им. Маринеско».
- Герои Советского Союза Л.М. Жильцов, А.И. Петелин, Р.А. Тимофеев (слева направо).
- К-3 “Ленинский комсомол” на территории судоремонтного завода “Нерпа”.