Из истории яхтинга (в рамках «Санкт-Петербургской Морской Ассамблеи»)

размещено в: Новости, Новости музея | 0

История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века начала формироваться особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия.

Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.

Слово «jaght» образовано, вероятно, от «jagen» – «гнать», «преследовать», «охотиться».

Король Карл II, изгнанный из родной Англии в 1649 г., нашел «политическое убежище» в Голландии. Здесь, в ожидании лучших времен, когда раскаявшиеся подданные призовут его на престол, так неудачно оставленный его отцом (казненным Кромвелем), Карл увлекся хождением на яхтах — малых чисто прогулочных парусниках, принадлежащих его новым голландским друзьям. Это благородное занятие очень понравилось Карлу, времени для совершенствования в парусном деле у него хватало с избытком; неудивительно, что он стал искусным яхтсменом.

Вернувшись, наконец, в 1660 г. на родину и увенчав свою главу короной предков, Карл II не оставил увлечения и при малейшей возможности спасался от государственных дел, проводя время в море на яхте «Мэри», подаренной ему — на память о гостеприимной Голландии — купцами Ост-Индской компании. Однако одиночные плавания вскоре монарху наскучили. Не дожидаясь, пока кому-нибудь придет в голову подарить ему еще одну яхту, Карл самолично сел за чертежи и приказал построить по ним яхту «Джами».

1 октября 1661 — в Англии состоялись первые гонки на яхтах: соревновались король Карл II (яхта «Джами») и его брат Джеймс (яхта «Мэри»). С этого дня гонки на яхтах стали любимой забавой короля Карла, а потом и вовсе стали увлечением многих английских аристократов.

Зарождение парусного спорта в России неразрывно связано с реформаторской деятельностью Петра I, прекрасного моряка и знатока парусного искусства.

Еще в конце XVII века, путешествуя по Голландии, он впервые обратил внимание на распространенность в этой стране такого вида отдыха, как хождение под парусом на небольших лодках в выходные дни.

Петр I создал Военно-Морской флот. Но для флота нужны были кадры. Опора только на зарубежных наемников была делом очень дорогостоящим и политически ненадежным. Петр Великий понимал, что нужны соответствующим образом подготовленные собственные морские кадры: тогда служба в отечественном флоте станет действительно родным и патриотическим делом для русских людей.

Желая приобщить своих сограждан к этому прекрасному занятию, а заодно и приучить их к морскому делу, Петр издал 12 (23) апреля 1718 года, то есть триста лет назад, указ о создании Невского флота.

С 1710 года вопросами перевоза жителей приморской столицы с одного берега
на другой и между островами ведала городская Ратуша. Плата за перевоз взималась в то время по денежке с человека, а со знатных людей Государь приказал брать по полтине. Потемкин же в 1715 году собрал 5747 рублей. Такое увеличение дохода и дало возможность Петру Первому создать «Невский флот».

По указу Петра I на Партикулярной верфи для «Невского флота» были построены гребные лодки, парусные яхты и буера. Эти суда были переданы государственным чиновникам и другим знатным особам безвозмездно, но с условием содержать их в исправном виде и использовать по назначению.

В соответствии с указом, Петр «безденежно» раздал своим приближенным 141 судно, в том числе яхты, буеры (плоскодонное суденышко) и верейки. И, кроме того, свои суда обрели Правительствующий сенат, Святейший Синод и Александро-Невский монастырь. Корабли эти были построены на Партикулярной верфи, располагавшейся на Фонтанке напротив Летнего сада.

Дворяне и их дети постигали азы морской науки, учились плаванию на яхтах, принимали участие в парусных гонках, групповых смотрах и учениях в составе эскадр.

Отныне лица были обязаны в определенные дни собираться у Троицкой площади для экзерциций. Оповещали их об этом пушечным выстрелом и поднятием флагов в шести местах на набережных Невы.

Адмиралом невского флота и комиссаром Петр I назначил стольника, лучшего моряка того времени – Ивана Потемкина, который не только руководил, но и вел учет посещаемости: отсутствующим грозил штраф.

Каждое воскресенье все суда по пушечному выстрелу выходили в Большую Неву и под командою комиссара часа 2-3 упражнялись в движениях. Не прибывшие или не приславшие вместо себя своих людей подвергались штрафу, начиная с трёх рублей.

Под руководством царя были разработаны и утверждены адмиралтейской коллегией 12 апреля 1718 года Устав и флаг флотилии. Устав подробно регламентировал практически всю деятельность нового клуба. Он определял обязанности владельцев судов, а также содержал инструкции по использованию, ремонту и хранению судов и парусного вооружения, информацию о совместном плавании флотилии, таблицы визуальных и звуковых сигналов по управлению флотилией во время похода и т.д.

Экзерциции (фр. exercice, от лат. exercitium — упражнение) невского флота с самого начала стали мероприятием исключительным. Экзерциции начинались с построения лодок в колонну, впереди которой находился корабль Невского адмирала с развевающимся флагом.

С учреждением Невского флота экзерциции стали одним из его любимейших времяпрепровождений, причем царь бывал на месте на своем буере или шняве одним из первых.

«Чудный вид, – запишет один из участников тех катаний, – представляла наша флотилия, состоявшая из 50 или 60 барок и вереек, на которых все гребцы были в белых рубашках (на барках их было человек двенадцать, а в самых маленьких верейках не менее четырех).

Впереди всех плыл адмирал маленького флота Потемкин, имевший на своем флагманском судне для отличия флаг. Флаг был также лично разработан Петром и состоял «из шести горизонтальных полос (начиная сверху): белая, синяя, узкая, затем широкая, красная. По стоячей шкаторине: три раза повторяющиеся треугольники белые, синие, красные».

Многие его участники брали на борт музыкантов; разумеется, не обходилось и без пушечной пальбы. Флотилия, украшенная флагами, под этот аккомпанемент проходила по Неве чаще всего в Екатерингоф, но иногда и к острову Котлин.

Ни одно существенное событие в столице не проходило без участия невского флота, например, закладка крепости Кронштадт или перенос мощей Александра Невского. Мемуарист Питер Генри Брюс, родственник знаменитых братьев Романа и Якова Брюсов, сподвижников Петра, отмечал, что итогом плаваний «Невского флота» было то, что многие молодые люди научились обращаться с парусами. Именно этого и добивался Петр, понимая настоятельную необходимость развития морской торговли.

«Невский флот» фактически был первым в России и мире яхт-клубом (это отмечал историк А.П. Соколов еще в 1849 году). Помимо обучения морским премудростям он объединял сподвижников Петра, в числе коих были Корнелий Крюйс, Федор Апраксин, Иван Головин, Яков Долгоруков, общим красивым, хотя и непростым делом.

После смерти Петра Великого в 1725 году «Невский флот» постепенно прекратил свое существование. С того времени парусный спорт в Российской империи на протяжении почти 120 лет был в забвении и существовал в зачаточном состоянии.

В то же время парусники под русским флагом бороздили моря и океаны во всех частях света, добирались до холодной Антарктиды и Тихоокеанского побережья Америки. Только в первой половине XIX в. в России было снаряжено более сорока дальних и кругосветных плаваний под парусами, принесших большие научные и географические открытия. Именами наших великих соотечественников – русских мореплавателей и ученых – названы многие моря, заливы, острова и др. в различных районах Земли.

Долгое время яхты в России оставались привилегией членов императорской фамилии и самых родовитых дворянских семей. Однако в XIX веке ситуация изменилась, а к началу следующего столетия любителей водного спорта, морских путешествий и парусных гонок стало так много, что повсеместно стали возникать добровольные объединения – яхт-клубы. Первым из них был Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб, созданный по образцу английского Королевского яхт-клуба, который Николай I посетил в 1844 году во время своего официального визита в Англию. Инициатором создания в России первого яхт-клуба стал страстный любитель морских путешествий А.Я. Лобанов-Ростовский.

В 1846 году с России был создан Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.

Бесспорной заслугой Императорского яхт-клуба стала организация первых в России гонок яхт. Первые гонки состоялись 8 июля 1847 года к западу от Толбухина маяка, на замкнутой треугольной трассе, протяженностью 12 миль. Участие в них приняли 7 яхт, самой большой была «Королева Виктория» (шхуна Государя Императора Николая I), водоизмещением 257 тонн, а самой маленькой – «Ученик» в 51 тонну. Победителем стала 107-тонная яхта «Варяг» (тендер князя Б.Д. Голицына), завоевавшая приз – серебряную вазу.

8 июля 1847 года Императорский яхт-клуб провел первую в истории русского парусного спорта гонку яхт. Проходила она в Финском заливе, у Толбухина маяка.

Члены Императорского яхт-клуба ходили и в крейсерские плавания, часто за пределы Балтийского моря. Наиболее значительными были плавания лейтенанта Атрыганьева на тендере «Нереида» вокруг Европы, из Кронштадта в Николаев и обратно в 1846-1847 годы и командора яхт-клуба Лобанова-Ростовского на шхуне «Рогнеда» в Южную Америку в 1851-1853 годах.

К этому времени парусным спортом начало увлекаться столичное состоятельное чиновничество и интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб.

В 1858 году несколько таких любителей водного спорта организовали кружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек к себе внимание петербуржцев, и уже в 1859 году на его базе была создана спортивная организация любителей гребного и парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков». После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальное наименование «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и 21 мая 1860 года открыл свой первый спортивный сезон.

В 1860 году в Санкт-Петербурге был основан Речной яхт-клуб, позднее появились Парусный клуб, Невский яхт-клуб, Галерный яхт-клуб и др.

Через пять лет «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» насчитывал в своем составе около двухсот членов и имел спортивный флот – более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения: созданная в 1864 году шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные суда – от гребных ботиков до многотонных яхт.

В 1874 году при «Санкт-Петербургском Речном яхт-клубе» были созданы первые Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.

В 1875 году мастерские «Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» построили первый в России буер «Метель», положив тем самым начало развитию буерного спорта в России.

Большой интерес любителей спорта к деятельности Речного яхт-клуба побудил его руководителей начать в 1873 году издание «Памятного листка Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба».

Это первое в истории русского парусного спорта периодическое издание сразу стало популярным и в следующем, 1874 году было преобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В этом же году яхт-клуб издал «Сигнальную книжку Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и руководство по парусному спорту «Моряк-любитель».

Начиная с 1860-х годов все большее место в жизни Императорского яхт-клуба стала занимать светская жизнь. Впрочем, несмотря на почти полное отсутствие как таковой спортивной деятельности во второй половине ХIХ – начале ХХ века, яхт-клуб не был равнодушен к водному спорту. Как оговаривалось в Уставе, он «не устраивает гонок, но участвует в устройстве гонок с другими яхт-клубами» и «присуждает медали собственникам и строителям паровых, моторных и парусных яхт русской постройки за лучшие яхты».

Главной достопримечательностью клуба стал его ресторан, размещавшийся здании яхт-клуба на Большой Морской. Для клуба был заказан сервиз с монограммой «ИЯК» (Императорский яхт-клуб), выполненной старославянским шрифтом.

Императорский яхт-клуб положил начало не только парусному любительскому спорту в России, но и отечественному любительскому яхтостроению. «Александра» и «Опыт», построенные по чертежам С.О. Бурачека в Архангельске и П.О. Шанца в Кронштадте, оказались более быстроходными, чем пришедшие на международную гонку в Петербург в 1852 году английские яхты. Трудами этих и других конструкторов в России были разработаны типы спортивных парусных судов. Появились и специализированные верфи по их постройке. Если в первые годы существования в клубе числилось около 20 яхт, то позднее, в связи с тем, что спортивная жизнь стала постепенно уступать место светской, их количество стало снижаться. В 1901 году в составе клуба числились только 10 крупных морских яхт, среди них парусно-винтовые – «Тамара» великого князя Александра Михайловича, супруга сестры Николая II Ксении, и «Зарница» великого князя Михаила Александровича, брата императора, а также паровая яхта «Заря», принадлежавшая графу С.А. Строганову. Владелец знаменитого Строгановского дворца служил во флоте с 1877 по 1885 год, а в 1891 и 1893 годах на яхте «Заря» плавал в заграничных водах.

В 1840-1850-х годах самой известной императорской яхтой, участвовавшей в гонках Императорского яхт-клуба, была «Королева Виктория». В списках клубах она числилась под №2. В начале ХХ века в клубе состояла яхта Государя-Императора «Никса», яхта вдовствующей императрицы Марии Федоровны «Царевна», а также две яхты великих князей – «Тамара», принадлежавшая великому князю Александру Михайловичу (почетному председателю клуба на рубеже веков), и «Зарница» великого князя Михаила Александровича. Традиционно тесно связанный с Императорским домом, Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб полностью прекратил свою деятельность в 1917 году.

Затем появились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началу 1890-х годов для любителей парусного спорта в Росси уже было организовано более 60 таких клубов и обществ.

В 1890-х годах была предпринята попытка выработать единые правила для упорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов. С этой целью в 1897 году по инициативе Невского яхт-клуба был созван «Первый Всероссийский съезд любителей и деятелей яхтенного и вообще водного спорта».

С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр.

В 1907 году был организован Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность организации и проведения международных парусных соревнований.

Спустя десять лет петербургский журнал «Яхта», оценивая обстановку того времени, писал, что все яхт-клубы и парусные общества жили каждый «своей обособленной жизнью, на манер отдельных государств… нередко становясь даже в явно враждебные друг другу отношения» (Журнал «Яхта», Спб. 1908 г., № 54).

О зарождении парусного спорта на Дальнем Востоке говорить довольно не просто. Для паруса нужен ветер и вода, да романтики-экстремалы. Все это в изобилии имелось на российском Дальнем Востоке. Парус, прежде всего, был двигателем абсолютного большинства морских транспортных средств во Владивостоке.

Постепенно жизнь менялась, появились люди со значительными доходами, именно они и стали первыми яхтсменами города. Одним из первых яхтовладельцев был купец Яков Лазаревич Семенов, построивший для себя парусное судно и назвавший его в честь жены «Эмилия».

В 1909 году газета «Океанский вестник» отмечала оживление деятельности яхт-клуба: “Увеличилось количество русских яличников, а в праздничные дни на бухте Золотой Рог снует масса парусных яхт”. Среди них и яхта “Ирис”, принадлежавшая сыновьям одного из основателей торгового дома “Кунст и Альберс”».

Парусный спорт способствует развитию энергии, предприимчивости и здоровья. Любопытно, что яхт-клуб занимался проведением и весельных гонок, в которых принимали участие и гарнизонные катера, и частные ялики.

В любом случае, 1909-1910 годы – знаковые для Владивостокских яхтсменов. Сохранившийся список членов клуба насчитывает более 50 человек, основная масса которых – сотрудники торговых домов “Кунст и Альберс”, “И. Лангелитье”, Добровольного Флота, пароходной компании “Бриннер и Кузнецов” и др. Клубу принадлежали 15 судов.

В марте 1912 года был создан Российский парусный гоночный союз. Организаторами и первыми членами его были шесть петербургских яхт-клубов.

7 апреля 1912 года Российский парусный гоночный союз был принят в члены Международного союза парусных соревнований и получил право на участие в олимпийских гонках в Стокгольме. Из пяти записанных и допущенных к гонкам русских яхт только одна заняла призовое место и вернулась в Санкт-Петербург с бронзовой медалью. Это была яхта 10-метрового международного класса «Галлия-II» (рулевой—Я. Шомакер).

После Октябрьской революции значительная часть яхтенного флота оказалась вместе с эмигрировавшими хозяевами за границей, много судов, оставшихся без надлежащего ухода, погибло или требовало капитального ремонта. Поэтому в начале 1920-х годов энтузиасты-любители взялись за восстановление парусного флота и хозяйств яхт-клубов.

Большую роль в возрождении парусного спорта сыграло введенное в 1918 году всеобщее военное обучение населения. Молодежь, пополнявшая ряды советского Военно-Морского Флота и морских территориальных отрядов Всевобуча, знакомилась с морской службой в яхт-клубах. Активисты Всевобуча пропагандировали парусный спорт.

Советский парусный спорт получил в наследство сравнительно небольшое количество яхт. Различных, и по размерам, и по классам, и по типам вооружений. Это очень затрудняло организацию спортивной работы. Из-за недостатка судов одного класса пришлось вспомнить о гонках с пересадкой рулевых, которые впервые были проведены в России в 1903 году.

Несмотря на то что гонки с пересадкой просты в организации, проведение их обходится достаточно дешево, полностью заменить классные гонки они не могли. Больше того, увлечение гонками с пересадкой привело к падению парусной культуры, снижению уровня технической подготовленности яхтсменов. Поэтому, сыграв положительную роль в строительстве советского парусного спорта – они привлекли к занятиям в яхт-клубах много молодежи, – гонки с пересадкой изжили себя сразу же, как только в стране наладилось проектирование и строительство классных яхт.

В 1936 году была создана Всесоюзная парусная секция, что позволило объединить разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций спортивных обществ, и положило начало организованной и систематической спортивной работе. Были разработаны и введены такие единые общесоюзные документы, как Правила соревнований, Правила национальной советской классификации яхт, Программы подготовки яхтенных рулевых и Положение об их квалификации.

Соревнования на первенство СССР по парусному спорту стали проводиться с 1936 года. Два первенства, проведенные до войны (1936 и 1938), способствовали дальнейшему развитию парусного спорта в стране.

Спортивно-массовая работа предвоенных лет не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности ленинградские, в годы Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах Министерства обороны. Большую помощь осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы — они участвовали в создании ледовой «дороги жизни» на Ладожском озере и в организации дозорной службы и связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского залива.

Развитие советского парусного спорта после окончания Великой Отечественной войны шло стремительным темпом. Довоенный яхтенный флот был не только восстановлен, но значительно пополнен судами новых национальных и международных классов.

Уже в 1945 году было проведено первенство СССР. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики; яхтенное судостроение получило новую базу – экспериментальную спортивную судоверфь в Таллине.

В Москве и Ленинграде были организованы республиканские федерации, работающие под руководством Федерации парусного спорта СССР и республиканских комитетов по физкультуре и спорту.

В 1956 году Федерация парусного спорта СССР вступила в члены Международного союза парусных соревнований.

Многие советские яхтсмены успешно выступали в чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. В разные годы чемпионами Европы были Т. Пинегин (класс “Звездный”), Ю. и В. Корячкины (класс “470”), Ю. Анисимов (класс “Дракон”), чемпионами мира в 1973 г. стали В. Манкин и В. Акименко (класс “Темпест”).

Парусный спорт в России, после распада СССР, продолжил своё развитие. Основные центры парусного спорта России находятся в приморских регионах, это Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Новороссийск, Крым, Владивосток. Российские спортсмены успешно выступают на международных соревнованиях. Российские спортсмены ежегодно успешно выступали на международных соревнованиях.

В прошлом году – 2 декабря в Москве прошла торжественная церемония награждения лауреатов премии «Яхтсмен России 2019».

В рамках церемонии были вручены две главные премии: «Лучший яхтсмен России» и «Лучшая яхтсменка России».

Кубок «Лучшая яхтсменка России» в 2019 году получила Яна Резникова, завоевавшая в нынешнем году серебро первенства мира World Sailing (Гдыня) в классе RS:X и золото первенства мира в классе RS:X (Санкт-Петербург).

Кубок «Лучший яхтсмен России» в 2019 году завоевали Павел Созыкин и Денис Грибанов. Сезон-2019 стал для знакового экипажа российского парусного спорта удачным: на крупнейших международных регатах он выходили на медальные гонки, завоевал для России олимпийскую лицензию в классе 470 на Олимпийские игры в Токио.

Пожелаем российским спортсменам удачи!

Иллюстрации:

  1. «Любимая забава английских аристократов 17 века. Гонка на яхтах»;
  2. «Гравюра Алексея Зубова «Вид Санкт-Петербурга», 1716. Яхты и корабли на Неве»;
  3. «Флаг Невской флотилии, утвержденный Петром I»;
  4. «Увеселительная прогулка на лодках. Художник В.К. Ластерви»;
  5. «Кроншлот гравюра»;
  6. «Буер “Метель“;
  7. «Члены Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба»;
  8. «Владивосток 1899 г. Военные гребцы Сибирской флотилии на акватории Амурского залива».
  9. «Яна Резникова. Лучшая яхтсменка России 2019 года»;
  10. «Лучший яхтсмен России 2019 г.»;
  11. – 15. Фото с соревнований.
Источники:

  1. http://www.barque.ru/stories/1980/first_race_in_world_under_sail
  2. http://proboating.ru/articles/people-and-sea/regata-history/
  3. http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/parusnyj-sport/
  4. https://primamedia.ru/news/519098/
  5. http://www.barque.ru/sport/1966/soviet_sailors_in_international_competitions_in_1965
  6. https://www.spb.kp.ru/daily/26393.4/3270161/
  7. https://rusyf.ru/news/5923?utm_referrer=korabel.ru%2Fnews%2Fcomments%2Fstali_izvestny_imena_luchshih_rossiyskih_yahtsmenov.html
  8. https://newsland.com/community/7654/content/pervye-gonki-na-iakhtakh-1-oktiabria-1661g/5487681
  9. Материал был опубликован в газете под № 076 (6185) от 27.04.2018 под заголовком «Яхтсмены поневоле».
  10. https://imperialyachtclub.ru/history
  11. https://old.kronvestnik.ru/2010/10n24p8.html