К 200-летию со дня рождения писателя. Ф.М. Достоевский и актуальность его творчества в современном мире

размещено в: Новости | 0

Фёдор Михайлович Достоевский (30.10 (11.11). 1821, Москва, – 28.1 (9.2). 1881, Санкт-Петербург) – российский писатель, мыслитель, публицист.

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Мировоззрение Ф.М. Достоевского эволюционировало от приверженности идеям утопического социализма и участия в кружке петрашевцев до консервативного почвенничества. Художественные и публицистические произведения Ф.М. Достоевского наполнены разнообразными философскими темами, которые затрагивают ключевые смыслы человеческого самоопределения. Психологизм его литературных образов предоставил богатый материал для развития социальной мысли XIX – ХХ веков.

Страница из тетради Ф. М. Достоевского с изложением идеи «Преступления и наказания»

Философски-идеологический роман «Преступление и наказание» (1866 г.) предвосхищает имморализм, который Ф. Ницше придаёт образу сверхчеловека. «Тварь я дрожащая или право имею?» – задаётся вопросом Родион Раскольников, литературный персонаж, претендующий на свою избранность. Ф.М. Достоевский детально изучил разнообразные психологические типы преступников за годы каторги, поэтому уже сама постановка вопроса определяет поведение его персонажа как девиантное, так как точно отражает убеждённость людей с преступными наклонностями в своей исключительности, уверенности, что общие правила не для них. Попытка доказать свою отстранённость от общечеловеческой морали, непричастность к общепринятым этическим нормам оканчивается для героя романа крахом, осознанием неустранимости нравственного начала. Другие участники сюжета тоже разрушительны, слабы и в чём-то преступны, и эта социальная аномия и заставляет их стремиться к обретению устойчивых этических представлений. Персонажи русской литературы начала XXI века сквозь время продолжают диалоги с героями Достоевского. Например, литературный герой В. Пелевина спустя полтора столетия даёт ответ на вопрос Раскольникова: «Тварь дрожащая, но имею все права», подчёркивая всё ту же неустойчивость мироощущения, что и в романах Ф.М. Достоевского.

Н. Н. Каразин. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию»
Н. Н. Каразин. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию»

Художественные образы Ф.М. Достоевского показываются сквозь тему личностного и социального кризиса, и именно поэтому европейская экзистенциальная философия иллюстрирует свои идеи примерами из его произведений. Философ Альбер Камю раскрывает тему абсурда и экзистенциального тупика, анализируя взгляды такого персонажа Достоевского, как Кириллов. Находящийся в состоянии «метафизического бунта» Кириллов пытается бросить вызов бытию, которое опять демонстрирует, что не сам он распоряжается своей судьбой, как бы он не доказывал обратное. Этот персонаж оказывается во многом беспомощным в силу обстоятельств, потому что не взаимодействует с ними, а избегает их, «бунтует», и это приводит к драматическим последствиям. Атмосфера романов Достоевского создаёт описание уникального психологического феномена, который З. Фрейд позже назовёт «русская душа» – состояние, полное противоречия, крайностей, одновременно рациональное и иррациональное, вмещающее в себя готовность сразу и грешить, и каяться. Субъективизм человеческой натуры и общественных взаимодействий, описанный Достоевским, становится материалом для западноевропейской социальной и философской мысли, традиционно понимающей человеческую личность как продукт внешних социальных факторов. Иррациональную составляющую человеческой психики, описанную Ф.М. Достоевским, в ХХ веке исследуют западные экзистенциалисты, фрейдисты и неомарксисты, признавая, что человек в своих социальных действиях не всегда оказывается отражением объективных обстоятельств. Помните, что говорит персонаж «Братьев Карамазовых» о прекрасном дворце? Как бы ни был хорош и идеален продуманно выстроенный дом, всё равно человек всё испортит и «изгадит». А почему? Да потому, что сидит в каждом «виноватость» и «преступность человеческая», и каждый сам может контролировать, выпускать её наружу или нет. В исследовании девиантного поведения, развивавшегося в социологии в ХХ веке, этими словами характеризуется одна из теорий возникновения девиантного поведения, теория «ситуативного выбора». Краткая суть её в том, что девиацию нельзя объяснять только физиологической, психологической предрасположенностью, или социальной безысходностью, потому что решающим импульсом в проявлении отклоняющегося поведения является человеческое самоопределение и выбор. Об этом и идёт речь во всех произведениях Ф.М. Достоевского – о личной ответственности, тема которой типична для консервативной идеологии, которую он транслирует.

Редакция «Гражданина» сообщает о публикации нового произведения Достоевского на своих страницах в 1873 году и «Дневник писателя» в отдельном издании 1877 года
Редакция «Гражданина» сообщает о публикации нового произведения Достоевского на своих страницах в 1873 году и «Дневник писателя» в отдельном издании 1877 года

Публицистика Ф.М. Достоевского не менее философична, чем его художественные произведения. В «Дневнике писателя» (1876 г.) он проявляется как социальный мыслитель экзистенциального склада. Пытаясь определить жизненные стратегии отечественной цивилизации, он говорит о сложностях культурной самоидентификации, свойственной именно русскому этносу. По мнению Достоевского, каждая европейская национальность имеет чётко очерченные идеологические принципы, которые легко вербализируются, формулируя понятную национальную идею, но именно с формулировкой «русской идеи» возникают затруднения. По мнению Достоевского (как и многих западников и славянофилов), у российской цивилизации нет чётко определённой уникальной особенности, но именно в этом её особенность и заключается. Достоевский называл это «всемирной отзывчивостью русской души», то есть умением приспосабливаться к особенностям других культур. В теории межкультурных коммуникаций такие стратегии называются аккомодацией (приспособлением) и аккультурацией (принятием материальной культуры других цивилизаций), то есть Ф.М. Достоевский оказывается значимым исследователем и в культурно-цивилизационной методологии изучения общества.

Таким образом, творчество Ф.М. Достоевского остаётся актуальным и в наши дни, помогая отвечать на сложные вопросы, заново возникающие перед каждым поколением, а также находить новые смыслы в постоянно трансформирующемся современном мире.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреев Н.Ю. Государственно-правовой идеал славянофилов. – М.: Юрлитинформ, 2014.
  2. Достоевский Ф.М. Бесы. – СПб: Азбука, 2021.
  3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.: Эксмо, 2021.
  4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – СПб: Азбука, 2021.
  5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – СПб, М.: Речь, 2021.
  6. Камю А. Бунтующий человек; Миф о Сизифе. – М.: АСТ, 2021.
  7. Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. – М.: Водолей, 2019.
  8. Розанов В.В. Собрание сочинений в 8 т./ Т.2: Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. – М.: Терра, 2012.
  9. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы/ Отв. ред. Е.К. Ромодановская – Новосибирск: изд-во СО РАН, 2003.
  10.  Фрейд З. Будущее одной иллюзии. – М.: АСТ, 2011.