7 апреля в нашей стране ежегодно отмечается День памяти погибших моряков–подводников.

Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того как 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец».

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. Лодка погибла в результате пожара, с которым экипаж боролся несколько часов. Из 69 членов экипажа погибли 42, включая командира подлодки капитана 1 ранга Евгения Алексеевича Ванина. Все моряки были награждены орденами Боевого Красного Знамени, в том числе и посмертно.

К-278 — советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 (шифр «Плавник»), заводской номер 510, была заложена 22 апреля 1978 года на стапеле цеха №42 ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске.

31 января 1989 года лодка получила наименование «Комсомолец».

Главный конструктор Н.А.Климов(с 1977 года — Ю.Н.Кормилицын).

Тактико-техническое задание на проектирование опытной лодки с повышенной глубиной погружения было выдано ЦКБ-18 в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году.

30 мая 1983 года торжественно лодка выведена из цеха, а 3 июня того же года спущена на воду. С июля по август 1983 года на подлодке проводились швартовые испытания.

В августе 1983 года был торжественно поднят Военно-морской флаг.

28 декабря 1983 года был подписан приёмный акт и К-278 вступила в строй.

Лодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении РПКСН от подводных лодок вероятного противника.

18 января 1984 года К-278 включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота.

14 декабря 1984 года К-278 прибыла к месту постоянного базирования – Западная Лица.

Глубоководная атомная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный выполнять самые разные боевые задачи, в число которых входил поиск, обнаружение, длительное слежение и уничтожение атомных подводных лодок, борьба с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и флотилиями противника.

Основные тактико-технические данные:

водоизмещение надводное — 5880 т;

водоизмещение подводное — 8500 т;

длина — 110 м;

ширина — 12 м;

осадка— 9.5 м;

энергетическая установка — реактор водо-водяного типа;

скорость подводная — 31 узел;

глубина погружения — более 1000 м;

вооружение — 6 носовых ТА калибра 533мм;

экипаж — 60 человек, из них 31 офицер

Конструктивно лодка была двухкорпусной, одновальной. Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав. Лёгкий корпус также был выполнен из титановых сплавов и состоял из 10 бескингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых надстроек и ограждения выдвижных устройств.

Лодка имела систему воздушно-пенного и объёмного химического пожаротушения. Снаружи лёгкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля.

Прочный корпус был разделён на семь отсеков:

  • 1-й — торпедный;
  • 2-й — жилой;
  • 3-й — центральный пост;
  • 4-й — реакторный;
  • 5-й — отсек вспомогательных механизмов;
  • 6-й — турбинный отсек.
  • 7-й — кормовой отсек.

Балластные цистерны находились внутри прочного корпуса. Для экстренного (в течение 20-30 сек.) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули — выдвижные. Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру).

Главная энергетическая установка состояла из водо-водяного реактора ОК-650Б с тепловой мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, главным турбозубчатым агрегатом мощностью 43000 л.с. и двух автономных турбогенераторов мощностью по 2 МВт каждый. Кроме того имелась и резервная энергетическая установка, состоящая из аварийного дизель – генератора ДГ-500 мощностью 500 кВт и группы аккумуляторных батарей, расположенной в первом отсеке. На концах горизонтального оперения, в двух водонепроницаемых капсулах находились электродвигатели мощностью по 300 кВт каждый, приводящие в движение винты. При помощи этих резервных двигателей лодка могла развивать скорость до 5 узлов.

Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения. Боекомплект состоял из 22 единиц (торпеды и ракето-торпеды). Типовой вариант загрузки торпедных аппаратов был следующий:

  • 2 торпеды САЭТ-60М
  • 2 ракето – торпеды C-10 «Гранат»
  • 2 реактивных торпеды ВА-111 «Шквал»

На стеллажах находились шесть ракето-торпед и десять торпед.

29 июня 1985 года корабль вышел в первую линию — вошёл в число постоянно боеготовых кораблей.  Всего атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» выполнила 3 боевые службы.

На АПЛ было два экипажа, основной, первый под командованием капитана 1 ранга Ю.А.Зеленского и второй, под командованием капитана 1 ранга Е.А.Ванина.

4 августа 1985 года лодка под командованием капитана 1-го ранга Юрия Александровича Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. В 1986 году К-278 успешно выполнила проверку пороховой системы аварийного всплытия с глубины 800 метров. За пять лет службы “Комсомолец” с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надежности корабля ни у кого не возникало.

С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация, К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль выполнил задачи второй боевой службы. Под командованием капитана 1 ранга Ю. Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль».

28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.А.Ванина. Основной экипаж «К-278» капитана 1 ранга Ю. Зеленского остался на берегу.

7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов.

  • 11:02 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования (масляных сепараторов). Сразу же появились первые жертвы: погиб вахтенный матрос7-го отсека Нодари Бухникашвили.
  • 11:12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ(лодочной объёмной химической системы пожаротушения) не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки, и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта №10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Несший вахту в 6-м отсеке мичман Владимир Колотилин также погиб.
  • 11:16 К-278 всплыла на поверхность. Первоначально лодка имела нулевой крен и нулевой дифферент, но уже через 1—2 минуты после всплытия из-за того, что горячие газы из 7-го отсека продолжали продувать цистерну главного балласта правого борта через разорванный трубопровод, возник крен на левый борт 4—6°. Горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.
    • 11:23 — крен на левый борт достиг 8°.
    • 11:37 был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала. На берегу, он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза, в 12:19. Горячий воздух из 7-го отсека продолжает поступать в цистерну главного балласта №10 правого борта. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков.
    • 11:54 Экипаж лётчика майора Геннадия Петроградского подняли по тревоге, которая была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку и просьбы командира подводной лодки в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы. У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала.
    • 12:43 Вылет ИЛ-38 от взлётной полосы. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут.
    • 13:20 командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии.
    • 14:20 Командир воздушного корабля установил связь с командиром подводной лодки. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу, навести на лодку корабль и уже начал работать.
    • 14:40 ИЛ-38 установил визуальный контакт с К-278. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость — 5—6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков; тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.
    • 14:50 К этому времени в воздухе находились уже три самолёта. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота.
    • 15:20 На лодке продолжалась борьба с огнём. Командир постоянно держит связь через самолёты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход.
    • 16:00 Командир подлодки неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.
    • 16:35 Лётчики вдруг заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.
    • 16:38 Наблюдается дифферент на корму и крен на правый борт.
    • 16:40 По кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации экипажа с лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился.
    • 16:44 Дифферент ещё больше, вода подступила к основанию боевой рубки.
    • 16:47 Боевая рубка наполовину скрылась в воде.
    • 16:50 Командир подлодки передаёт радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».
    • 17:00 Рядом с лодкой показались два развёрнутых аварийно-спасательных плота, на двадцать человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.
    • 17:08 К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами 73°43′17″с.ш. 13°15′51″в.д. и опустилась на глубину 1658 метров.

В воде оказалось около шестидесяти человек. Пятеро моряков, включая командира К-278 Е.А.Ванина, успели зайти в ВСК, но после всплытия камеры от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море мичмана Сергея Черникова, после чего через открытый люк смог самостоятельно выбраться лишь мичман Виктор Слюсаренко. Камера из-за притока через люк забортной воды затонула.
Внутри прочного корпуса подводной лодки остался капитан 3-го ранга А.М.Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель -генератора.

    • 18:20 к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков.


В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили.

16 тел погибших были подняты на борт подошедших кораблей, на борту умерли ещё трое из тридцати спасённых. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А.М.Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н.Бухникашвили — на борту корабля, тела трех членов экипажа, включая командира корабля Е.Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей.
12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного знамени.

Работа правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы на «Комсомольце» под председательством секретаря ЦК КПСС Олега Бакланова в течение года выявила клубок нерешенных проблем в теоретическом, технологическом, конструктивном и информационном обеспечении живучести корабля, прежде всего его взрывопожаробезопасности, остойчивости и непотопляемости. Комиссией было установлено, что пожар, возникший в концевом седьмом отсеке лодки из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трех минут температура в отсеке достигла почти 1000 градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии. За первые 30 минут развития аварийной ситуации вышли из строя управление рулями и связь между отсеками, стало невозможным дистанционное управление общекорабельными системами кормовых отсеков, прекратила работу главная энергетическая установка, развился пожар в шестом и возникли местные возгорания в пятом, четвертом и третьем отсеках, почти во всех отсеках содержание окиси углерода намного превысило предельно допустимую норму. Кроме того, сильный жар вызвал потерю герметичности ряда систем и устройства седьмого и шестого отсеков и прилегающих к ним цистерн главного балласта, что привело к поступлению забортной воды в кормовые балластные цистерны и внутрь прочного корпуса подводной лодки. Из-за этого она в 17 часов 08 минут затонула в 106 милях к юго-западу от острова Медвежий, исчерпав запас плавучести.

В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на дне (глубина 1650 м), зацепить специальным захватом и поднять на 200м, но затем трос лопнул, и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750м. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности.


В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Лодка лежит на дне моря, на ровном киле на глубине 1685 метров, осев в грунт на 2 метра. Рядом лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17.27…

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников.

В Санкт-Петербурге существует благотворительная общественная Организация ветеранов ВМФ «Общество памяти атомной подводной лодки „Комсомолец“».

ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode
ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode
ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode