Краснознаменные и Гвардейские подводные лодки советского Военно-Морского флота

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Отечественной военно-морской истории известны коллективные формы поощрения отличившихся в боях военных кораблей. В русском флоте таким знаком отличия выступал Георгиевский флаг, вручением которого поощрялись корабли, чьи экипажи проявили мужество и героизм в сражениях.

Первым кораблем, награжденным Георгиевским флагом, стал линейный корабль «Азов», за Наваринское сражение в 1827 году.

В Советском военно-морском флоте для коллективного поощрения отличившихся боевых кораблей использовали награждение орденом Боевого Красного Знамени и присвоение Гвардейского звания. Корабли, награжденные орденом Боевого Красного знамени, получали наименование «Краснознаменных», им вручались Краснознаменные военно-морские флаги).

Гвардейским кораблям вручались Гвардейские военно-морские флаги.

Для моряков гвардейских кораблей были введены знаки отличия – нагрудный знак
(и георгиевская ленточка на бескозырку.

 

Корабли, удостоенные гвардейского и краснознаменного звания, получали Гвардейский краснознаменный военно-морской флаг.

 

Первой советской подводной лодкой, ставшей Краснознаменной за годы Великой Отечественной войны, стала североморская «Д-3», вступившая в строй в 1933 году под именем «Красногвардеец». Построенная в Ленинграде, в 1934 году «Д-3» перешла по Беломоро-Балтийскому каналу и вошла в состав Северной военной флотилии (в будущем – Северного флота). В 1937 году выполнила высокоширотное плавание, достигнув о-ва Медвежий и Шпицбергенской банки. В феврале 1938 года году обеспечивала снятие с льдин полярной станции «СП-1» во главе с Д.И.Папаниным. Во время этого похода «Д-3» первой из советских подводных лодок совершила плавание подо льдами Арктики и вышла в акватории Западного полушария.

Начиная с июня 1941 года и до мая 1942 года ПЛ «Д-3» выполнила 8 боевых походов, осуществляя боевое патрулирование в различных акваториях Баренцева моря. В годы Великой Отечественной войны ПЛ «Д-3» командовали кап.-лейт. Ф.В. Константинов (апрель-октябрь 1941 г.), кап.-лейт. (затем кап. 3 р.) М.А. Бибеев (октябрь 1941 г. – май 1942 г.).

По официальным данным ПЛ «Д-3» потопила 8 судов противника общим тоннажем
28 140 брт. и повредила 1 транспорт в 3 200 брт. По итогам боевой деятельности в 1941 году, Указом Верховного совета СССР от 17 января 1942 года ПЛ «Д-3» награждена орденом Боевого Красного знамени. За боевые результаты, достигнутые в первые месяцы 1942 года ПЛ «Д-3» приказом Наркома ВМФ от 3 апреля 1942 года ей было присвоено звание гвардейской.

 

 

Подводная лодка «Д-3» пропала без вести в девятом боевом походе в июне 1942 года. Вместе с подводной лодкой погибли 53 члена ее экипажа. 

 

Первой краснознаменной балтийской подводной лодкой в годы Великой Отечественной войны, стала «Щ-323».

Построенная на заводе «Красное Сормово» (г. Горький, ныне – Нижний Новгород), «Щ-323» вошла в состав Балтийского флота в 1934 году. Участвовала в Советско-финской войне, выполнила два боевых похода: первый – в район о. Утё, в декабре 1939 года и второй – в Аландском море, в январе 1940 года.

Первый боевой поход в Великой Отечественной войне ПЛ «Щ-323» проходил с 13 июля по 4 августа 1941 года в районе Стокгольма. Второй поход ПЛ «Щ-323» был выполнен с 10 октября по 10 ноября 1941 года в районе Норчёпигской бухты. Произвела 7 торпедных атак. Итогом второго похода, по мнению командования Балтийского флота, стало потопление 3 судов. Командир ПЛ Ф.И. Иванцов был награжден орденом Ленина, экипаж – орденами и медалями.

   

17 января 1942 года Указом Верховного совета СССР ПЛ «Щ-323» награждена орденом Боевого Красного знамени. В августе 1941 года ПЛ «Щ-323» вышла в третий боевой поход. Однако выйдя с о. Лавенсаари, 01.09.1941 г. подорвалась на мине заграждения, получила серьезные повреждения, была вынуждена вернуться и встала на ремонт в Ленинграде.

Окончив ремонт, возвращаясь из Ленинграда в Кронштадт, ПЛ «Щ-323» подорвалась на мине и затонула в ночь с 30 апреля на 1 мая 1943 года. Погибло 39 моряков. Поднята в 1944 году. Тела погибших моряков захоронены на Смоленском кладбище Ленинграда.

Память о подводной лодке «Щ-323» сохранилась в художественном кинофильме «Четвертый перископ» (Ленфильм, 1939 г.) в которой она сыграла роль ПЛ «Спрут».

 

Первой краснознаменной черноморской подводной лодкой, в годы Великой Отечественной войны стала «Л-4», построенная в Николаеве под именем «Гарибальдиец» в 1933 году.

Начало Великой Отечественной войны ПЛ «Л-4» встретила в ремонте, который спешно закончила и вышла в свой первый боевой поход на первую минную постановку. Кораблем командовал кап. – лейт. (затем кап. 3, 2 ранга) Е.П. Поляков. Всего в 1941 году ПЛ «Л-4» выполнила 7 боевых походов, выставив 140 мин, на которых погибли один транспорт и два боевых корабля противника.

 

С мая 1942 г. «Л-4» участвует в снабжении Севастополя, выполнив 7 походов в осажденный город. Особенно тяжевым был последний поход (27.06.1942 – 02.07.1942): забрав защитников павшего города, на обратном пути «Л-4» в течении 12 часов преследовалась сторожевыми катерами и авиацией противника.

23 октября 1942 года Указом Верховного совета СССР подводная лодка «Л-4» награждена орденом Боевого Красного знамени, став первой Краснознаменной подводной лодкой Черноморского флота.

Всего за годы Великой Отечественной войны подводная лодка «Л-4» выполнила 23 боевых похода, выставив 10 минных заграждений, на которых погибло три транспорта и два боевых корабля противника. Артиллерийским оружием «Л-4» потопила один боевой корабль и две шхуны противника. «Л-4» произвела четыре торпедных атаки, повредив одно транспортное судно противника.

Боцман подводной лодки мичман И.С. Перов удостоен звания Героя Советского Союза Указом Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года.

 

Тихоокеанский флот принял участие в Великой Отечественной войне, отправив отряды боевых кораблей и подводных лодок на Северный флот. Так, для усиления Северного флота с октября 1942 года по март 1943 годы подводная лодка «С-56» выполнила трансокеанский переход из Владивостока в Полярный через Панамский канал и Атлантический океан, пройдя 16 632 мили. 

Начиная с марта 1943 года и до конца сентября 1944 года ПЛ «С-56» выполнила 8 боевых походов, потопила 2 боевых корабля, 2 транспорта (6 174 брт.) и повредила 1 транспорт (3 678 брт.). Все победы подтверждены данными архивов противника. 23 февраля 1943 года приказом Наркома ВМФ ПЛ «С-56» присвоено звание гвардейской.

31 марта 1944 года Указом Верховного совета СССР награждена орденом Боевого Красного Знамени. Указом Верховного совета СССР от 05.11.1944 г. командир «С-56» кап. 2 р. Г.И. Щедрин удостоен звания Героя Советского Союза.

 

 

 Все члены экипажа «С-56» были награждены боевыми орденами и медалями.

В июле – октябре 1954 года ПЛ «С-56» перешла Северным морским путем на Дальний Восток, завершив кругосветное плавание, начатое в 1942 году. Вошла в состав Тихоокеанского флота.  В 1955 году выведена из боевого состава, переоборудована сначала  в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-55» (с 1957 г. – «ЗАС-8»), а затем (1964 г.) – в учетно-тренировочную станцию «УТС-14». В 1975 году установлена как мемориальный корабль – музей, элемент комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота» во Владивостоке.

 

 

Первыми гвардейскими подводными лодками Советского ВМФ стали североморские «Д-3», «К-22», «М-171» и «М-174», удостоенные этого звания приказом Наркома ВМФ СССР от 3 апреля 1942 года.

 

ПЛ «Д-3» ПЛ «К-22»

 

 
ПЛ «М-171» ПЛ «М-174»

 

На Балтике первыми гвардейскими подводными лодками стали «Л-3», «Щ-303» и «Щ-309», на Черном море – подводная лодка «Щ-205». Звание гвардейских данным кораблям было присвоено приказом Наркома ВМФ СССР от 1 марта 1943 года.

 
На ПЛ «Л-3»   ПЛ «Щ-303»

 

 
ПЛ «Щ-309»   ПЛ «Щ-205»

 

Всего за годы Великой Отечественной войны:

– краснознаменными и гвардейскими стали 4 подводных лодки,

– краснознаменными – 23 подводные лодки,

– гвардейскими – 12 подводных лодок.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны орденом Боевого Красного Знамени была награждена Бригада подводных лодок Северного флота.

11 подводных лодок из состава бригады стали краснознаменными, 8 подводных лодок преобразованы в гвардейские.

 

Традиции гвардейских и краснознаменных кораблей сохранились и после Великой Отечественной войны. Так, в память о погибшей подводной лодке «Д-3» имя «Красногвардеец» и гвардейский военно-морской флаг были переданы атомной подводной лодке «К-22» Северного флота. Приемником гвардейского военно-морского флага «С-56» стала атомная подводная лодка «К-56» Тихоокеанского флота.

 
ПЛ «К-22»   ПЛ «К-56»