«М-351». Спасение из бездны

размещено в: Новости, Новости музея | 0

АВАРИЯ.

Утром 22 августа 1957 г. подводная лодка «М-351» проекта А615 под командованием капитана 3-го ранга Ростислава Белозерова покинула Балаклаву и вышла в район боевой подготовки для отработки приемов срочного погружения в разных режимах работы двигателей под водой.

Успешно отработав три срочных погружения, экипаж приступил к выполнению четвертого. В 14 час. 05 мин. командир дал команду на срочное погружение на глубину 7 метров. Лодка стала уходить на глубину, однако внезапно, дав резкий дифферент на корму и приняв почти вертикальное положение, лодка стала тонуть. Через 6 минут, несмотря на все усилия экипажа произвести аварийное всплытие, «М-351» затонула на глубине 83 м.

Позже выяснится, что при срочном погружении в результате конструктивных недостатков не до конца закрылась захлопка шахты подачи воздуха к дизелям, хотя сигнал на табло в центральном посту показывал ее закрытое положение, после чего были клапаны вентиляции средней группы системы главного балласта. В 6-й дизельный отсек под давлением стала быстро поступать вода. Прежде чем сориентировавшийся старшина 2-й статьи Максимюк вручную закрыл захлопку, внутрь прочного корпуса было принято около 45 т забортной воды.

БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ

Через нарушенную давлением герметичность переборки вода стала проникать в 7-й кормовой отсек, в результате чего начался пожар из-за возгорания в электрощите. Четверо подводников, находившихся в отсеке, приступили к борьбе за живучесть. Затем по приказу командира они перешли через затопленный 6-й отсек в 5-й.

Подводники начали предпринимать все возможное, чтобы поскорее вырваться из подводного плена. Пытаясь выровнять дифферент, все моряки перешли в первый отсек, туда же снесли различные тяжелые предметы, опустошили кормовую дифферентную цистерну. Однако лодка слишком глубоко завязла кормой в грунт.

Не удалось пустить в ход и главный осушительный насос, расположенный в центральном посту, чтобы откачать воду из кормовых отсеков. Чтобы помочь водоотливному насосу, весь личный состав, встав цепочкой, стал подручными средствами черпать воду в корме и передавать ее в трюм 1-го отсека, где она откачивалась за борт. Для этого приходилось поднимать воду вручную на высоту 40-50 м (напомним, что лодка находилась почти в вертикальном положении). Таким образом, экипажу удалось откачать около 12 т воды. Но это опять оказалось безрезультатно.

Концентрация углекислого газа в отсеках увеличилась до 3%, температура внутри прочного корпуса сравнялась с температурой воды за бортом и составила 7 градусов. Подводникам не хватало воздуха, они стали замерзать. По расчетам, средств регенерации (кислорода) на борту оставалось на 70 часов, провизии – на двое суток. Водолазного белья, как и легководолазных резиновых комбинезонов, на борту не оказалось. Так что в случае необходимости самостоятельно покидать затонувшую субмарину для многих подводников, не имеющих индивидуальных спасательных средств, было неосуществимо. Для поднятия морального духа на лодке были организованы выпуск боевых листков и запись на увольнение в город, когда лодка вернется в базу. Офицерами велась разъяснительная работа сложившейся ситуации. От моряков ничего не скрывали. За исключением того, что шансов на спасение почти нет.

СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Через час после того, как «М-351» не вышла на связь в условленное время, в район ее последнего погружения по тревоге были высланы аварийно-спасательные силы флота. Выпущенный аварийный буй спасатели обнаружили только около полуночи. Командир лодки Белозеров успел доложить командованию о ЧП и ситуации на борту, затем связь прервалась.

О ЧП с «М-351» доложили министру обороны СССР маршалу Георгию Жукову. Он приказал сделать все возможное для спасения подводников и подъема лодки, в противном случае пригрозив военным трибуналом.

На место аварии «М-351» прибыл начальник Главного штаба ВМФ адмирал Фокин, а через двое суток его сменил сам главком ВМФ СССР Горшков. Ситуация была напряженная и довольно нервозная.

Спустя почти сутки, днем 23 августа, начались спасательные работы. Общее руководство осуществлял командующий Черноморским флотом адмирал Касатонов. Со второй попытки со спасательного судна удалось подсоединить шланги вентиляции и трубопровод подачи на «М-351» воздуха высокого давления.

Спустя двое суток, днем 24 августа, спасателям удалось установить телефонную связь с лодкой. Через торпедные аппараты на борт подводной лодки водолазами были переданы теплое белье, изолирующие дыхательные аппараты, гидрокомбинезоны, комплекты регенеративного вещества, медикаменты, продукты и другие необходимые вещи. Между тем время шло, а вызволить экипаж «М-351» из западни не получалось: у спасателей случались то одни, то другие неувязки, испортилась погода.

25 августа за носовой подъемный рым «малютки» был заведен буксирный трос. В 16 час. 30 мин. была сделана первая попытка сдернуть «М-351» с места, однако лодка прочно сидела кормой в грунте. А затем трос лопнул. Правда, дифферент субмарины удалось уменьшить с 61 до 37 градусов, что позволило морякам приступить к осушению кормовых отсеков.

В ночь на 26 августа, несмотря на риск, спасатели тремя буксирами стали пытаться выдернуть субмарину из ила. Подводники со своей стороны помогали, как могли. Наконец, лодка сдвинулась и пошла вверх.

Экипаж «М-351» навсегда запомнил дату своего второго рождения: 2 час. 30 мин. 26 августа 1957 г. Именно столько показывали часы, когда аварийная субмарина под гул стравливаемого воздуха высокого давления выскочила на поверхность. Более трех суток (84,5 час.) подводного плена для экипажа «М-351» закончились. Подводники выстояли и победили.

ПОСТСКРИПТУМ

7 января 1958 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями личного состава ВМФ». За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом самоотверженность, мужество и инициативу были награждены водолазы: орденом Красной Звезды – 5 офицеров и мичманов, медалью «За боевые заслуги» – 5 мичманов и старшин. Особенно отличившихся подводников «М-351», мужественно и самоотверженно боровшихся за живучесть лодки в течение 3,5 суток, наградить «забыли», посчитав их виновниками аварийного происшествия.

 

По материалам: http://back-in-ussr.com/2019/08/chp-s-podvodnoy-lodkoy-m-351.html

На фотографиях: подводные лодки проекта А615