Михаил Петрович Налётов –создатель первого в мире подводного минного заградителя

размещено в: Новости | 0

 

Михаил Петрович Налётов –создатель первого в мире подводного минного заградителя, изображение №1
Михаил Петрович Налётов родился в Астрахани в семье служащего пароходства в 1869 году. Он получил среднее образование в Санкт-Петербурге, поступил в Практический технологический институт, но перешел для обучения в Горный институт. После смерти отца Михаил Петрович вынужден был оставить учёбу, потому что ему пришлось содержать мать и младшего брата. Сдав экзамены на техника путей сообщения, он уехал в Маньчжурию для участия в строительстве железной дороги на Квантунском полуострове.

Во время Русско-японской войны М.П. Налётов находился в Порт-Артуре, где стал свидетелем подрыва на мине и потопления флагманского корабля 1-й Тихоокеанской эскадры России – броненосца «Петропавловск», на котором погиб командующий эскадрой, вице-адмирал С.О. Макаров. После этого события у Михаила Петровича появилась идея создания подводного минного заградителя, который мог бы скрытно осуществлять постановки мин.

Сам он описывал эти события так: «Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля – подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели».

В середине 1904 года М.П. Налётов начал строить первый в мире прототип подводного минного заградителя, который получил неофициальное название «Порт-Артурец». Командование выделило Михаилу Петровичу помещение и станки мастерских Невского завода, расположенных в Порт-Артуре, но строительство велось на его собственные средства. Проект вызвал живой интерес моряков, просивших зачислить их в состав экипажа. Помощь в постройке оказывалась разными людьми – лейтенант Н.В. Коротков оказал содействие в получении необходимых механизмов, инженер-механик П.Н. Тихобаев выделил специалистов броненосца «Пересвет», которые работали над минным заградителем совместно с рабочими землечерпательного каравана.

«Порт-Артурец» представлял собой субмарину водоизмещением 25 тонн, вооруженную четырьмя минами или двумя торпедами во внешних аппаратах. Минные постановки предполагалось делать через люк в середине корпуса, что было опасно для подлодки, которая могла подорваться на собственных минах. Осенью 1904 года была закончена постройка корпуса, после чего М.П. Налётов приступил к проверке его прочности и водонепроницаемости. В ходе испытаний на лодку командиром был назначен Борис Андреевич Вилькицкий, впоследствии прославившийся как полярный исследователь. Погружения прошли успешно и командующий судами, находящимися в Порт-Артуре, контр-адмирал Роберт Николаевич Вирен, наблюдавший за испытаниями, распорядился выделить изобретателю керосиновый мотор с разъездного катера.

Подлодка «Порт-Артурец» – первый в мире прототип подводного минного заградителя (Порт-Артур, 1904 год).
Подлодка «Порт-Артурец» – первый в мире прототип подводного минного заградителя (Порт-Артур, 1904 год).
Борис Андреевич Вилькицкий – первый и единственный командир подлодки «Порт-Артурец».
Борис Андреевич Вилькицкий – первый и единственный командир подлодки «Порт-Артурец».

Обстрелы Порт-Артура японской артиллерией вынудили остановить работы по строительству лодки, ее командир Б.А. Вилькицкий сложил с себя полномочия. В декабре 1904 года снарядом была потоплена баржа, к которой был пришвартован «Порт-Артурец», но сам минзаг остался на плаву. Перед сдачей крепости конструктор уничтожил внутреннее оборудование лодки, чтобы оно не досталось неприятелю. За участие в обороне Порт-Артура Налётов М.П. был награжден Георгиевским крестом. Свой опыт этого периода Михаил Петрович охарактеризовал следующим образом: «Маленькая подводная лодка…, строившаяся мною в осажденном Порт-Артуре, хотя и не принесла ему пользы, но она сыграла роль зародыша для “Краб”».

В 1906 году Налётов М.П. представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением 300 тонн. В дальнейшем проект дорабатывался и увеличивался до 450, а затем – до 470 тонн. Финальный, четвёртый вариант проекта, разработанный в 1907 году, имел водоизмещение 500 тонн. Строительство первого в мире подводного минного заградителя началось в конце 1909 года на заводе в Николаеве, в августе 1912 года он был спущен на воду и зачислен в списки кораблей Черноморского флота под названием «Краб». Достройка, переоборудование и испытания субмарины продолжались до июня 1915 года, после чего она была зачислена в состав действующего флота и принимала участие в боевых действиях Первой Мировой войны.

«Краб» представлял собой однокорпусную керосин-электрическую подводную лодку, длиной около 53 метров (надводное водоизмещение – более 500 тонн, подводное – более 700 тонн). Надводный ход обеспечивался четырьмя керосиновыми двигателями мощностью по 300 л/с каждый, подводный – двумя электромоторами мощностью по 330 л/с. Максимальная глубина погружения – около 40 метров. Вооружение субмарины состояло из шестидесяти мин, двух носовых 450-мм торпедных аппаратов, артиллерийского орудия и двух пулеметов. Для оснащения заградителя М.П. Налетов разработал специальную мину и систему сбрасывания мин, которые позволяли нести на борту до шестидесяти мин, в то время как германские лодки при схожем водоизмещении могли нести не более восемнадцати.

Первый в мире подводный минный заградитель «Краб» (Николаев, 1913 год).
Первый в мире подводный минный заградитель «Краб» (Николаев, 1913 год).
Лев Константинович Феншоу – командир подлодки «Краб», осуществивший первую в мире постановку мин подводной лодкой в боевых условиях.
Лев Константинович Феншоу – командир подлодки «Краб», осуществивший первую в мире постановку мин подводной лодкой в боевых условиях.

Постановка мин подводной лодкой в боевых условиях, впервые в истории, была произведена 27 июня 1915 года в хорошо охраняемом проливе Босфор. На минном заграждении, выставленном «Крабом», в июле того же года подорвалась канонерская лодка турецкого флота «Иси Рейс», которая получила серьёзные повреждения и до конца войны не вернулась в строй. За успешное выполнение боевой задачи командир подлодки Лев Константинович Феншоу и один из офицеров субмарины были награждены Георгиевским оружием.

В сентябре 1915 года командование «Крабом» принял Михаил Васильевич Паруцкий, а следующую успешную минную постановку подлодка осуществила в июле 1916 года. По итогам этого боевого похода командир субмарины был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, а один из офицеров подлодки и, находившийся на ее борту, командующий Бригадой подводных лодок Чёрного моря Вячеслав Евгеньевич Клочковский – Георгиевским оружием. Всего за время Первой Мировой войны «Краб» совершил несколько боевых походов и произвёл три удачные постановки мин, заложив основы действий подводных минных заградителей.

С сентября 1916 года подлодка находилась в ремонте, во время Гражданской войны в России переходила под контроль различных противоборствующих сторон. В апреле 1919 года, во избежание захвата Красной армией, «Краб» был затоплен британским командованием на рейде Севастополя. Субмарина была обнаружена в 1934 году, поднята в ноябре 1935 года. Восстановление первого в мире подводного минного заградителя было признано нецелесообразным, после чего он был разделан на металл.

После революции 1917 года Михаил Петрович Налетов работал старшим инженером на предприятиях Петрограда. Он умер 30 марта 1938 года, до конца жизни разрабатывая идеи по совершенствованию подводных минзагов.

____________________________________

Источники, использованные при подготовке публикации:

  1. Залесский Н.А. «Краб» – первый в мире подводный заградитель. Изд. 2-е, испр. и доп. – Л.: Судостроение, 1988.

2. Интернет-портал «Штурм Глубины»