Моряки-подводники, награжденные в годы Великой Отечественной войны иностранными наградами (4 часть)

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Среди награжденных американским Военно-морским крестом (высшей наградой Военно-морских сил США) был командир подводной лодки М-172 (с 22 июля 1941 года), Герой Советского Союза, капитан 2 ранга Фисанович Израиль Ильич (1914-1944 годы).

Уже в августе 1941 года подводная лодка первой проникла во вражескую гавань Лиинахамари и торпедировала транспорт, стоявший у пирса. В годы Великой Отечественной войны порт Лиинахамари был главной базой для вывоза никеля из стратегически важных для Германии месторождений в районе посёлка Петсамо, а также одной из важнейших военно-морских баз Кригсмарине (официальное наименование германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха) на побережье Баренцева моря.

Едва вернувшись в Полярное, М-172 была снова отправлена в море с задачей спасения диверсионно-разведывательной группы старшего лейтенанта Г.В. Кудрявцева, высаженной на побережье Норвегии. Вечером 15 ноября остатки группы (5 человек) были приняты на борт субмарины и благополучно доставлены в Полярное.

В Центральном военно-морском архиве хранится представление на Фисановича И.И. к присвоению ему звания Героя Советского Союза. 8 декабря 1941 года командир дивизиона подлодок капитан 2 ранга Н.И. Морозов писал:

«Смелый и решительный, дерзкий и настойчивый в выполнении боевых задач командир. Благодаря своей смелости и дерзости один из первых командиров подводных лодок Северного флота в первые дни войны форсировал узкость Петсамо, преодолев и пренебрегая средствами противолодочной обороны противника, проник во вражескую гавань и потопил фашистский транспорт водоизмещением 6-7 тыс. тонн. В эту же операцию на подходах потопил второй вражеский транспорт водоизмещением 4 тыс. тонн.

В последующую боевую операцию, несмотря на сильное охранение и бомбёжку глубинными бомбами, потопил третий вражеский транспорт водоизмещением 6 тыс. тонн.

Блестяще провёл одну из боевых операций в близости берега противника, связанную с опасностью и риском, по высадке и приёму диверсионной партии…».

Израиль Ильич был не только отважным и успешным командиром подводной лодки, но и прекрасным оратором, жизнерадостным человеком с удивительным чувством юмора, писателем и поэтом. В 1943 году он написал «Историю “малютки“», где описывались действия экипажа подводной лодки М-172 в боевых условиях. Предлагаем небольшой отрывок из данного произведения.

«Командир дивизиона «малюток» Николай Иванович Морозов [капитан 2 ранга, командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок Северного флота — прим.] отпустил рыжеватые, лихо закрученные усы.

– Хороши усы, – говорил он Фисановичу, разглядывая себя в зеркало во втором отсеке. – Только уход любят, подлые. Сбрил бы их, да жалко за здорово живешь расставаться с такими усами.
– А вот потопим транспорток, товарищ капитан второго ранга, и в честь победы побреетесь, – улыбнулся командир [И.И. Фисанович — прим.].
– Э, нет! Договоримся так, что усов я лишусь за два транспорта, а за один транспорт — один ус…

Было 13 сентября. Утром лодка вышла в свой третий поход и ночью подходила к вражескому берегу. Шли в глубину широкого фьорда. Луна временами из разрывов в облаках предательски освещала подводную лодку, разбрасывавшую носом четырехбалльную волну.

Командир вышел на мостик.

На сигнальной вахте стоял боцман. У командира спокойно на душе, когда наблюдает Тихоненко. Внезапность ночной встречи и скоротечность ночного боя всегда обеспечивают победу тому, кто первым обнаружил противника. Этот закон вооруженной борьбы на море часто повторяет сигнальщикам командир, и для боцмана это закон жизни.

Лодка проходит линию дозоров врага.

– Искры, товарищ командир.

Командир смотрит по направлению руки боцмана и видит: на траверзе правого борта, быстро уходя на нос, появляются струйкой красноватые искры. Искры глушителя какого-то судна.

А, вот оно. Силуэт военного катера, вырванный предельными усилиями зрения из тьмы военной ночи.

Нежелательная встреча. Лодка срочно уходит под воду.

Все светлое время 14 сентября вертелись у входа в крупный порт противника. Враг не подавал признаков жизни. Темнело. Утомленный командир приказал вахтенному командиру лейтенанту Бутову отходить от берега для зарядки, а сам пошел отдыхать.

Чуткий, напряженный полусон, едва овладевший командиром, был прерван возгласом:

– Командира просят в рубку!

Фисанович от полузабытья мгновенно переходит к полному сознанию и, не приводя в порядок одежду, бросается по узкому трапу в рубку. Его провожают настороженные взгляды экипажа. Лодка идет на перископной глубине.

У приспущенного перископа невозмутимый Бутов. Спокойно и четко он докладывает:

– Из порта выходит группа кораблей. Справа заметил в фьорде дым, затем трубу, потом вижу — их несколько.
– Хорошо, идите вниз.

Командир поднимает перископ. Из узкого фьорда, ведущего к порту, выходит группа кораблей. Впереди два сторожевика, за ними тральщик, сзади, отчаянно дымя, выползает солидней, тяжело груженный транспорт.

Подводная лодка начинает маневрировать. Корабли врага, выйдя из узкости, поворачивают на восток, к фронту, и на ходу начинают строиться в походный ордер. Один сторожевик заходит вперед. За ним следует транспорт. В кильватер транспорту заходит тральщик. Второй сторожевик, очевидно, выдвинется в сторону моря. Скорей, пока он не мешает, ударить по врагу! Послушная воле командира лодка ложится на боевой курс. Торпедист Василий Пемов, обычно ребячливый, а сейчас весь собранный, стоит между изготовленными торпедными аппаратами. Перед ним чуть побледневшее, монгольское лицо старшины Серегина: его руки на рукоятках пистолетов. Сейчас в переговорной трубке прозвучит напряженно ожидаемое «Пли», и навстречу врагу понесет смерть грозное, мощное, стремительное существо. Немову ясно представляются все процессы, которые произойдут в торпеде, как только старшина рванет рукоятку.

– На палубе: транспорта, пушки и лошади… Сильно шуруют, торопятся проскочить, — говорит командир, глядя в перископ, — узлов десять — двенадцать идут.

От торпедного выстрела содрогается лодка. Через минуту в отсеки доносится звук взрыва.

Напряженные лица расплываются в счастливые гордые улыбки.

Каратаев успокаивает расходившуюся лодку, и командир поднимает перископ.

Транспорта уже на воде нет. Тральщик и сторожевик растерянно вертятся среди плавающих обломков. Второй сторожевик полным ходом идет на лодку.

Лодка уходит на глубину и меняет курс. Мощный гидравлический удар потрясает лодку. Жуткий лязг до боли бьет по барабанным перепонкам. Близко за кормой разорвалась глубинная бомба.

– Приготовиться, это первая, — кричит командир. Прямо за кормой один за другим раздаются три удаляющихся взрыва.
– Заметил нас неплохо, а курс не угадал…
– Теперь будем знать, что такое глубинные бомбы, никакой другой звук не обманет…

В пятом отсеке тишина. Аварийный инструмент в полной готовности разложен на дизеле. Старшина Дмитриев вопросительно смотрит на Пешкова. Лицо командира отделения, заросшее черной, трехдневной бородой, сурово, глубоко сидящие карие глаза светятся дикой угрозой врагу.

Далеко по корме слышна новая серия глубинных бомб. Враг потерял лодку и изливает свою досаду на темных глубинах Баренцева моря, скрывших от него добычу.

Командир вновь поднимает перископ. Оба сторожевика медленно ходят под берегом, тральщик уходит обратно в фьорд.

– Товарищ Бутов, продолжайте вахту. Отойдем от берега для зарядки.
– Ну, командир, надо чем-то отметить победу, — с хитрой улыбкой говорит командир дивизиона.
– Вам, может, мыла развести, товарищ капитан второго ранга? — с добродушной ехидцей спрашивает Каратаев.
– Зачем мыла?
– А верно, по уговору — долой один ус! — вспоминает командир. — Как раз до ужина побреетесь…
– Ну что же, обещание надо выполнять, давай бритву.

Николай Иванович садится во втором отсеке перед зеркалом и, тяжело вздыхая от сожаления, сбривает усы.

– А второй зачем же?
– Второй примите авансом — неловко старику с одним усом.

Бритва уничтожает последние следы бравого украшения…

Ночью лодка была отозвана в базу. Под вечер 15 сентября на лодочном пирсе встречали победителей. Командир бригады обнял командира и поздравил с новой победой. Товарищи крепко жали руку. Матросов и старшин обступили друзья, засыпали вопросами. Жадно слушали горячие, порой сбивчивые, но гордые рассказы о походе, об атаке, о победе.

На ужине в честь победителей командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Н.И. Виноградов поздравил членов экипажа с замечательной победой и пожелал им новых успехов, выразил надежду увидеть в недалеком будущем подводную лодку М-172 Краснознаменной. Матросы и командиры единодушно обещали командованию еще сильнее бить подлого врага».

Обещание командованию надо выполнять, и экипаж Израиля Ильича сдержал слово. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 апреля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявление при этом доблести и мужества подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени.

Командиру лодки капитан-лейтенанту Фисановичу 03 апреля 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему было 28 лет.

В 1942 году Фисанович увеличил число побед. В представлении офицера к награждению вторым орденом Красного Знамени отмечено:

«…показал себя мужественным и самоотверженным командиром. Провёл ряд исключительно дерзких и смелых операций и нанёс противнику значительный урон – потопил 8 транспортов общим водоизмещением 47 000 тонн».

12 апреля 1942 года экипаж подводной лодки М-172 южнее мыса Кибергнес (Норвегия) обнаружил конвой в составе: транспорта, тральщика и сторожевого корабля. Из подводного положения была произведена торпедная атака. Вскоре подводники зафиксировали взрыв, а через четыре минуты осматривая горизонт в перископ, подлодка обнаружила вместо транспорта столб то ли пара, то ли дыма. Предположительно транспортом был немецкий танкер.

15 апреля 1942 года юго-западнее маяка Стуршер в направлении Варде (Норвегия) экипажем М-172 был обнаружен конвой. Была произведена торпедная атака и в 5-м отсеке был услышан отдаленный взрыв. Вскоре командир, осматриваясь в перископ, цель не обнаружил, что дало основание полагать об успехе атаки.

23 января 1943 года подводная лодка М-172 вышла из Полярного в районе мыса Маккаур (Норвегия) обнаружила конвой противника. В 04:20 из надводного положения произвела торпедную атаку по эскадренному миноносцу. Через 2 минуты наблюдался столб воды и был услышан взрыв. Эскадренный миноносец окутался паром и начал садиться на корму.

30 января 1943 года экипаж подводной лодки М-172 атаковал конвой противника. В результате был потоплен головной сторожевик конвоя.

23 февраля 1943 года у мыса Стуре-Эккерей (Норвегия) экипажем М-172 был потоплен миноносец типа «T».

В 1943 году Израиль Ильич Фисанович был награжден Военно-морским крестом (высшей наградой Военно-морских сил США).

В апреле 1944 года И.И. Фисанович вместе с тремя другими командирами-подводниками Северного флота прибыл в Великобританию получать подводные лодки, переданные Советскому Союзу после раздела итальянского флота ввиду выхода Италии из войны.

Согласно договоренностям в Тегеране, в конце 1943 года, подводная лодка «Sunfish» также предназначалась к передаче Советскому Союзу.

В апреле 1944 года подводная лодка зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением В-1 и ее командиром был назначен И.И. Фисанович.

10 июня подводная лодка В-1 прибыла в Данди, где под руководством британских специалистов отрабатывала задачи боевой подготовки.

15 июня на подводной лодке установили новую аккумуляторную батарею.

За два месяца опытные подводники под командованием Фисановича И.И. освоили британскую подводную лодку В-1. Она первой должна была начать переход на Северный флот. Английское адмиралтейство составило маршрут перехода и гарантировало безопасность до зоны ответственности советского Северного флота в Баренцевом море.

25 июля подводная лодка прибыла в Лервик, откуда вечером того же дня вышла
в Полярное, но на место не прибыла.

По основной версии гибели В-1, считается, что подводная лодка отклонилась от рекомендованного курса (еще находясь в Великобритании И.И. Фисанович выражал недоверие предложенному англичанами плану перехода) и стала жертвой ошибочной атаки самолета «Либерейтор» 18-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании утром 27 июля 1944 года в 300 милях севернее Шетландских островов.

Самолет атаковал подводную лодку в 80 милях от границы выделенного ей коридора для перехода. Вместо того, чтобы передать опознавательные, субмарина начала срочное погружение. Возможны так же версии подрыва лодки на плавающей мине или гибель в результате аварии. Вместе с кораблем погиб 51 человек.

01 сентября 1944 года В-1 исключена из списков ВМФ СССР.

Герой Советского Союза Израиль Ильич Фисанович стал примером для многих поколений командиров подводных лодок.

В Шотландии в порту Данди был открыт памятник подводникам, погибшим в годы Второй мировой войны. На плитах мемориала сотни фамилий: британцы, норвежцы, американцы, русские, французы – все, кто отсюда выходил в море, боролись с фашизмом, все, чьи подводные лодки не вернулись с боевых походов.

Вот, что говорили подводники Второй мировой войны на открытии памятника: Лестер Смит:

«Мы уходили отсюда сопровождать северные конвои, которые везли продукты и оружие в Мурманск, атаковали немецкие лодки. У тех, кто не вернулся, нет могил».

Олле Янсен:

«Я помню русских – их капитан всегда махал рукой. Наши, норвежские, казармы были рядом. Мы, привыкшие ко всему, плакали, когда узнали о том, что произошло с вашей лодкой».

Среди сотен фамилий мемориала высечены имена погибших с подводной лодки В-1 50-ти советских моряков и одного офицера Королевского флота.

Вспомним их поименно:

  1. Фисанович Израиль Ильич – капитан II ранга, Герой Советского Союза, командир подводной лодки В-1;
  2. Башкинов Диомид Васильевич, старший лейтенант, командир БЧ-1-4;
  3. Редькин Григорий Семёнович, капитан-лейтенант, помощник командира ПЛ.
  4. Апрелков Николай Васильевич, старший лейтенант, командир БЧ-2-3;
  5. Мартынов Аркадий Васильевич, старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5;
  6. Свердель Илья Ефроинович, старший инженер-лейтенант, командир группы движения;
  7. Савченко Василий Петрович, старший лейтенант медицинской службы, начальник санитарной службы;
  8. Андрющенко Иван Иванович, главный старшина, боцман;
  9. Мирошниченко Григорий Михайлович, старшина 2 статьи, командир отделения рулевых;
  10. Мазуров Иван Иванович, старший краснофлотец, старший рулевой;
  11. Матвиенко Григорий Абрамович, старший краснофлотец, рулевой;
  12. Ростовцев Николай Николаевич (Нилович), старший краснофлотец, рулевой;
  13. Крикотин Иван Макарович, краснофлотец, рулевой;
  14. Гончар Владимир Павлович, старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков;
  15. Павленко Иван Максимович, старшина 2 статьи, командир отделения комендоров;
  16. Нефёдов Александр Афанасьевич, старшина 2 статьи, комендор;
  17. Торопцев Владимир Александрович, мичман, старшина группы торпедистов;
  18. Кабанов Василий Михайлович, старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов;
  19. Сосновский Николай Дорофеевич, старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов;
  20. Немов Василий Андреевич, старший краснофлотец, торпедист;
  21. Короткий Василий Васильевич, краснофлотец, торпедист;
  22. Данилов Александр Александрович, главный старшина, старшина группы радистов;
  23. Чижевский Николай Юрьевич, старшина 2 статьи, командир отделения радистов;
  24. Фуртас Пётр Иосифович, старшина 2 статьи, командир отделения радистов;
  25. Задорин Иван Михайлович, старший краснофлотец, радист;
  26. Семёнов Анатолий Михайлович, краснофлотец, радист;
  27. Разумков Георгий (Григорий) Павлович, старшина 2 статьи, командир отделения гидроакустиков;
  28. Путинцев Василий Антонович, краснофлотец, гидроакустик;
  29. Удавихин (Удовихин) Александр Яковлевич, старшина 2 статьи, командир отделения СКС;
  30. Мягков Александр Петрович, главный старшина, старшина группы мотористов;
  31. Николаенко Николай Фомич, старшина 2 статьи, командир отделения мотористов;
  32. Горожанкин Михаил Александрович, старший краснофлотец, старший моторист;
  33. Белкин Евгений Абрамович, старший краснофлотец, моторист;
  34. Церетян Гурген Абгарович, старший краснофлотец, моторист;
  35. Кононов Евгений Гаврилович, старший краснофлотец, моторист;
  36. Воронин Иван Михайлович, старший краснофлотец, моторист;
  37. Карпенко Алексей Дмитриевич, мичман, старшина группы электриков;
  38. Николенко Иван Иванович, старшина 2 статьи, командир отделения электриков;
  39. Егунов Борис Иванович, старший краснофлотец, электрик;
  40. Комаров Илья Сергеевич, старший краснофлотец, электрик;
  41. Лунин Николай Иванович, старший краснофлотец, электрик;
  42. Сумнительнов Михаил Фёдорович, старшина 1 статьи, старшина группы трюмных;
  43. Шубин Николай Михайлович, старшина 2 статьи, командир отделения трюмных;
  44. Поченков Иван Андрианович, старший краснофлотец, трюмный;
  45. Туткевич Владимир Георгиевич, краснофлотец, трюмный;
  46. Нечаев Пётр Александрович, краснофлотец, трюмный;
  47. Логинов Василий Александрович, старшина 2 статьи, кок;
  48. Полозов Евгений Евстафьевич, краснофлотец;
  49. Николаев Валентин Филадельфович, главный старшина, переводчик;
  50. Падчин Николай Николаевич, старший лейтенант, прикомандирован из ОКР «СМЕРШ»;
  51. Равенсдейл Сидней (Ravensdale Sidney), офицер связи Королевского военно-морского флота Великобритании.

Всего за годы войны Израиль Ильич Фисанович был награжден:
— Медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (03.04.1942);
— Орденом Ленина (03.04.1942);
— Орденом Красного Знамени — дважды: 08.11.1941, 02.07.1942;
— Орденом Отечественной войны 1-й степени (26.01.1943);
— Военно-морским крестом (США) – (07.1943);
— медалями.

 

Иллюстрации:

  1. Фисанович И.И.
  2. Подводная лодка М-172.
  3. Фисанович И.И. на подводной лодке М-172.
  4. Артиллеристы М-172 ведут огонь из 45-мм орудия 21-К. 
  5. Командир 4-го дивизиона подводных лодок Северного флота Н.И. Морозов и командир И.И. Фисанович.
  6. Подводники Северного флота – Герои Советского Союза: капитан II ранга Н.А. Лунин, капитан-лейтенант И.И. Фисанович, капитан II ранга И.А. Колышкин, капитан III ранга В.Т. Стариков. Май 1942, Полярное [На фотографии И.И. Фисанович только что вернулся из похода, ему объявлен приказ о присвоении звания Героя, но награда еще не вручена. И.А. Колышкин частично заслоняет его, так как на груди Фисановича еще нет Золотой Звезды — прим.]
  7. Статья из газеты.
  8. Представление на звание Героя Советского Союза
  9. Фисанович И.И. 1943 г.
  10. Представление на орден Красного Знамени. Лист 1.
  11. То же. Лист 2.
  12. То же. Лист 3.
  13. Команда М-172 на отдыхе в Полярном. 1942 г.
  14. Экипаж М-172. 1943 год.
  15. Приказ о награждении экипажа подводной лодки М-172.
  16. То же.
  17. Контр-адмирал Дональд Дункан (США) вручает Военно-морской крест капитану 2 ранга, Герою Советского Союза Фисановичу И.И.
  18. Фисанович И.И. в Великобритании.
  19. Предназначенные к передаче Великобританией в СССР корабли.
  20. Подводная лодка В-1.
  21. Советский и британский экипажи подводной лодки Sunfish В-1.
  22. Торжественное построение английских и советских подводников.
  23. То же.
  24. Мемориал в Данди (Великобритания).
  25. То же.

Источники:

  1. http://www.sovboat.ru/start/start.php3
  2. https://history.ric.mil.ru/Stati/item/238046/
  3. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie50785722/?static_hash=2860232d66272505d893713ecd0e153b
  4. https://nasledie.pravda.ru/1147420-podlodka/
  5. https://flot.com/blog/historyofNVMU/953.php
  6. https://proza.ru/2018/04/20/937
  7. https://isralove.org/load/2-1-0-2723
  8. https://www.partner-inform.de/memoirs/detail/podvodnikseveromorec-ii-fisanovich/14/106?lang=ru
  9. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1263
  10. http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_podvodniki_atakujut/05.html