Моряки-подводники, награжденные в годы Великой Отечественной войны иностранными наградами. Часть 5

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Рубрика «Моряки-подводники, награжденные в годы Великой Отечественной войны

иностранными наградами».

Часть 5

 

Одним из награжденных иностранными наградами за подвиги в годы Великой Отечественной войне стал капитан-лейтенант, командир подводной лодки Щ-211 – Девятко Александр Данилович. Он был награжден орденом «9 сентября 1944 года» (посмертно).

Орден Народной Республики Болгарии вручался болгарским и иностранным гражданам за участие в вооруженном восстании 9 сентября 1944 г., а также за становление и укрепление народной власти в стране.

Девятко А.Д.

Начало Великой Отечественной войны экипаж советской дизель-электрической подводной лодки Щ-211 встретил под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Девятко А.Д. в составе 4-го дивизиона 1-ой бригады подводных лодок Черноморского флота в Севастополе.

Подводная лодка Щ-211.

5 июля 1941 года подводная лодка Щ-211 вышла в свой первый боевой поход к мысу Эмине (мыс на Черноморском побережье Болгарии). На борту подводной лодки в качестве обеспечивающего находился командир 4-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота капитан 3 ранга Успенский Б.А., но кораблей и судов противника в этом походе встречено не было.

Успенский Борис Александрович.

К тому времени фашистская Германия наладила бесперебойное снабжение своих войск Черным морем. В этом Германии активно помогала монархическая Болгария. Юридически являясь невоюющей союзницей Третьего Рейха, она тем не менее принимала самое непосредственное участие в боевых действиях против советского Черноморского флота.

За день до нападения на СССР военный атташе при немецком посольстве в Софии обратился в штаб болгарской авиации с просьбой направить болгарские самолеты на защиту немецких морских коммуникаций в Эгейском море.

В результате по приказу начальника штаба болгарской авиации на основе самолетов и экипажей 5-го бомбардировочного полка была создана специальная смешанная группа, состоявшая из штаба и двух эскадрилий, оснащенных 9 (Do-17) и 6 (Avia B-71).

Do-17.

Самолет Avia B-71.

23 июня болгарские бомбардировщики были переброшены на бывший греческий аэродром Кавала на побережье Эгейского моря, на котором уже с 5 мая находилась 443-я болгарская разведывательная эскадрилья. Вместе с экипажами немецких разведывательных гидросамолетов болгарские пилоты вели поиск английских подводных лодок на пути следования немецких конвоев севернее острова Крит. При этом необходимо заметить, что в это время Болгария еще не была в состоянии войны с Англией (она объявила войну Англии и США только 13 декабря 1941 года). Всего с 23 июня 1941 г. по 3 января 1942 г. болгарские бомбардировщики совершили над Эгейским морем 304 патрульных полета, но только в двух из них имели визуальный контакт с вражескими подлодками.

31 июля 1941 года немецкое командование привлекло болгарскую авиацию к обеспечению противолодочной обороны своих морских конвоев, шедших через болгарские территориальные воды в Черном море от румынских портов к проливу Босфор и обратно. Специально для выполнения этой задачи 4 августа 1941 г. была сформирована «Сборная эскадрилья», которая первоначально была оснащена 9 самолетами Letov S-328. Всего с 6 августа и до конца 1941 г. болгарские S-328 совершили 68 боевых вылетов, в том числе 41 на противолодочное сопровождение конвоев, обеспечив проводку 73 транспортных судов.

В ходе проводки были задокументированы боевые контакты болгарских самолетов с советскими подводными лодками летом-осенью 1941 г.

Зимой 1941-1942 гг. Германия передала болгарской авиации еще 9 истребителей Messerschmitt Bf-109E-7. В декабре 1942 г. немцы все-таки приняли решение направить в Болгарию 16 истребителей Messerschmitt Bf-109G-2, которые прибыли в марте 1943 г. Затем летом в Болгарию прибыли еще 13 таких же истребителей.

Пара «Мессершмитов» в патрульном полете.

Болгарский царь Борис и Гитлер.

Занятая Болгарией позиция, естественно, не могла не раздражать советское руководство.

Против германского сателлита была развернута самая настоящая необъявленная война. В результате в болгарских территориальных водах подлодки Черноморского флота активно использовались не только для борьбы с вражескими конвоями и установки мин, но и для скрытной высадки на болгарскую территорию групп болгарских подпольщиков для организации партизанского движения и диверсионных действий в глубоком тылу противника.

11 августа экипаж подводной лодки Щ-211 под командованием Девятко А.Д. успешно выполняет одно из таких рискованных заданий.

В штормовых условиях и кромешной тьме, ежеминутно рискуя подорваться на минах, которыми противник щедро усеял все подходы к болгарским берегам, подводная лодка Щ-211 высадила у устья реки Камчия группу из 14 болгарских коммунистов под командованием полковника Цвятко Колева Радойнова.

Цвятко Колева Радойнова.

Из книги «Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия» узнаем о данной операции следующее: «Их было 14 человек: 13 болгар – командир группы – Цвятко Колев Радойнов; врач – Иван Маринов Иванов; разведчики – Димитр Илиев Димитров, Иван Петров Изатовски, Трифон Тодоров Георгиев, Васил Цаков Йотов, Кирилл Рангелов Видински, Сыби Димитров Денев, Ангел Георгиев Ников, Антон Петков Бекяров, Коста Лагодинов, Тодор Димов Гырланов, Симеон Филипов Славов и радист-шифровальщик – чех Иосиф Бейдо-Байер.

Катер с провожавшим группу заместителем начальника разведотдела штаба Черноморского флота полковником Семеном Львовичем Ермашом отошел от корпуса субмарины и понесся к берегу. Командир подводной лодки Щ-211 Александр Девятко стал размещать гостей. Для небольшой подводной лодки с экипажем в 40 человек 14 десантников были чувствительной добавкой. К мысу Эмине лодка подошла 7 августа, однако шторм помешал десантированию группы».

Хотя не только шторм помешал оперативной высадке группы на побережье, но и то, что каждый час нахождения подводной лодки в прибрежных водах увеличивал шансы ее обнаружения противником.

Много лет спустя один из членов экипажа подводной лодки вспоминал: «Наступил самый ответственный момент; подлодка должна была форсировать на глубине минное поле. Быстро определили местонахождение лодки, скорость и направление морского течения, погрузились. И с величайшей предосторожностью начали продвигаться к берегу. За корпусом – мины. Малейшая неточность в расчетах, ошибка – и все может окончиться катастрофой. Вдруг Девятко замер и до боли сжал кулаки: кто-то обронил ключ, а ему показалось, будто взорвалась мина. Ведь он строго-настрого приказал не дотрагиваться до металлических предметов, противник может засечь подлодку по звукам.

Были приняты меры предосторожности: по железному настилу разбросали фуфайки, полотенца, переобулись в тапочки, боялись даже дышать на полную грудь. Время тянулось медленно, моряки держались на последнем пределе, сказывались усталость и напряжение.

Наконец вышли на предполагаемый фарватер, подняли перископ. Шторм до восьми баллов, гигантские темные валы катились, высвечивая белыми гребнями. Рыбацкое суденышко, стоявшее невдалеке, срывало с якоря, бросало, как щепку. За крутыми волнами ничего не видно. На небе ни облачка.

Ждали четыре дня. Только ночью 11-го ветер стих, и тяжелые тучи заволокли небо.

В полумиле от берега Щ-211 всплыла в позиционное положение. Накачали резиновые лодки, и диверсанты покинули моряков. Сначала три, а через некоторое время еще две лодки отчалили в темноту. Мастера подрывной работы высадились на лесистом берегу, южнее устья реки Камчии, и спрятали лодки в глубоком овраге. В группе боевой опыт был у восьмерых. Полковник Цвятко Радойнов был опытным бойцом».

23 июня 1941 года полковники Красной Армии Иван Винаров, Цвятко Радойнов и Христо Боев были вызваны к руководителю Коминтерна Георгию Димитрову. Перед ними поставили задачу – сформировать разведывательно-диверсионные группы из политэмигрантов для работы в Болгарии.

В задачи группы входили: антифашистская агитация, вовлечение патриотов в партизанские отряды, крупные саботажные акции, нападения на вражеские коммуникации, дезорганизация тыла и уничтожение живой силы противника».

Всего в августе – сентябре 1941 года в Болгарию было заброшено 7 таких десантов подводными лодками и самолетами, прошедших подготовку в Разведывательном управлении Генштаба Красной Армии (Главное разведывательное управление).

После высадки болгарских коммунистов подводная лодка Щ-211 переместилась к мысу Эмине. 15 августа экипажем подводной лодки Щ-211 были обнаружены два судна, идущие строем следующих в Варну. Суда шли при полной загрузке без кормовых и национальных флагов.

Экипаж подводной лодки Щ-211 двумя торпедами из подводного положения атаковала судно из состава конвоя сопровождавшегося болгарскими миноносцами.

Схема и график  атаки подводной лодкой Щ-211.

Через 30 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксирован взрыв, а еще спустя полчаса командир субмарины в перископ наблюдал транспорт, выбросившийся на мель. Объектом атаки Щ-211 стал конвой, состоящий из румынских пароходов «Suceava» («Сучава») (5695 брт) и «Peleş» («Пелес») (5708 брт) в охранении болгарских миноносцев «Дръзки» и «Строги». «Пелес», шедший в балласте, получил торпеду и, несмотря на то, что пытался дотянуть до берега, в итоге был потерян.

Через 20 минут подводная лодка Щ-211 всплыла под перископ. Один транспорт был обнаружен на мели у берега южнее мыса Кочан с дифферентом на корму и креном на левый борт. Второй транспорт не наблюдался. По мнению командира лодки, торпеды попали в оба судна: один транспорт затонул сразу, а второй полным ходом устремился к берегу, пока не сел на мель.

Осмотр побережья, проведённый на следующий день показал, что транспорт на мели в результате волнения моря в 5-6 баллов затонул на глубине 26-27 метров.

Это была первая победа черноморских моряков-подводников в Великой Отечественной войне!

Румынский пароход «Suceava» («Сучава»).

Пароход «Peleş» («Пелес»).

Статья из газеты.

На следующий день в районе мыса Кацан подводная лодка Щ-211 атаковала конвой, состоящий из румынского транспорта «Ардеал» и болгарского «Царь Фердинанд» под охраной миноносца. Единственная выпущенная торпеда прошла мимо цели, а сопровождавший конвой миноносец и подлетевшие болгарские самолеты начали преследование подводной лодки, которое закончилось безрезультатно.

24 августа Щ-211 благополучно вернулась в Севастополь, где прошла навигационный ремонт и докование.

Утром 21 сентября подводная лодка Щ-211 направилась к мысу Эмине. В этот же день из Констанцы вышел конвой в составе итальянских танкеров «Суперга» и «Тампико». Так как на переходе конвой был атакован советскими подводными лодками, (торпеды выпустили: Д-5 и М-34), для усиления эскорта он был вынужден зайти в Варну, где охрану танкеров пополнили корабли болгарского флота.

Утром 29 сентября в районе устья реки Камчия конвой был обнаружен и атакован Щ-211. Первая атака сорвалась.

Схема маневра подводной лодки Щ-211.

Вторично выйдя на боевой курс, подводная лодка выпустила одну торпеду по танкеру «Суперга» (6.154 брт) с грузом 1800 тонн бензина и 2350 тонн нефти. Так как дистанция выстрела была небольшой, то сильный взрыв от попадания торпеды ощущался во всех отсеках подводной лодки.

Болгарские сторожевые корабли, охранявшие конвой, посчитали, что танкер подорвался на мине, поэтому Щ-211 никто не бомбил. Спустя полчаса после атаки командир подводной лодки через перископ сфотографировал ее результат.

Гибель танкера «Суперга». Снимок через перископ подводной лодки Щ-211.

Гибель танкера «Суперга».

Взрыв торпеды расколол танкер на две части. Так как одна часть судна осталась на плаву, на следующий день подводная лодка Щ-211 вернулась к месту боевого столкновения и выпустила, по возвышающимся над водой остаткам танкера, еще две торпеды.

Немецкое командование временно прекратило движение судов через воды Болгарии, озадачившись постановкой там защитных минных полей. А после потопления в ноябре подводной лодкой Щ-214 еще одного танкера, столь нуждавшиеся в нефти, итальянцы приостановили ее вывоз из Румынии до начала 1942 года.

За уничтожение транспортов противника командир Щ-211 капитан-лейтенант Девятко А.Д. был представлен к награждению – орденом Красного Знамени.

Приказом командования Черноморским флотом № 5С от 8 декабря 1941 года орденами и медалями были награждены 20 членов экипажа подводной лодки Щ-211.

К сожалению, члены экипажа и командир подводной лодки Щ-211 Девятко А.Д. свои награды получить не смогли.

Выйдя в следующий боевой поход в район Варны 14 ноября 1941 года, Щ-211 пропала без вести.

Наградной лист на орден Красного Знамени (1-2 страница).

Приказ на награждение экипажа подводной лодки Щ-211.

После окончания войны Президиумом Народного собрания Болгарии командир подводной лодки Щ-211 Девятко Александр Данилович награждён болгарским орденом «9 сентября 1944 года» I степени с мечами (посмертно).

Болгарский орден «9 сентября 1944 года» I степени с мечами.

Приказ о награждении экипажа Щ-211.

В сентябре 2000 года южнее Варны на глубине 26 – 27 метров болгарскими дайверами был найдена советская подводная лодка типа «Щ».

В первой половине июля 2003 года специалистами Управления подводных аварийно-спасательных работ Черноморского флота России на спасательном судне «Эпрон» при участии ВМФ Болгарии подводная лодка была обследована на дне моря.

В ходе работ на поверхность были поднят ряд предметов, которые сегодня являются частью экспозиции посвященной Щ-211 в Музее Краснознаменного Черноморского флота в Севастополе. Музейными экспонатами стали так же 45-мм орудие и левый гребной винт подводной лодки.

Орудие и гребной винт подводной лодки Щ-211.

Исследователи придерживаются следующей версии гибели экипажа подводной лодки Щ-211.

14 ноября 1941 года в 14.20 Щ-211 вышла из Туапсе в море на позицию, находящуюся в районе Варны, между параллелями мысов Калиакра и Иланджик. По плану к утру 17 ноября Щ-211 должна была прибыть на отведенную ей боевую позицию, действовать здесь до 19.00 – 30 ноября, после чего возвращаться в Туапсе в полдень 3 декабря.

В этом походе подводная лодка на связь выходить была не должна (в целях конспирации). Весь её последний поход проходил в «обоюдном радиомолчании» – «берег» тоже не посылал на борт этой «щуки» никаких радиограмм. 2 декабря в 16.00 радисты плавбазы подводных лодок «Нева» впервые запросили командира Щ-211 капитан-лейтенанта А.Д. Девятко «показать свое место». Ответа от «Щуки» не было, но командир 1-й бригады подводных лодок контр-адмирал П.И. Болтунов в 19.00 2 декабря подтвердил начальнику штаба флота контр-адмиралу И.Д. Елисееву шифровкой, что «3 декабря в 12.00 подводная лодка Щ-211 придет в Туапсе».

В 07.05 03 декабря в море из порта Туапсе для встречи подводной лодки вышел сторожевой катер «СКА-042». Но ее не было.

В 19.00 того же дня, 3 декабря уже командир 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады капитан 2 ранга Б.А. Успенский запросил командира Щ-211 «показать своё место», в 22.40 запрос был безуспешно повторен. Но в Книге обстановки оперативного дежурного штаба Туапсинской военно-морской базы упорно писали: «3 декабря по состоянию на 19.00 «Щ-211» находится на переходе «Позиция «Туапсе»… ожидается её прибытие 4.12.41». Потому что ждали и верили.

Только 4 декабря командир 4-го дивизиона капитан 2 ранга Б.А. Успенский дал командиру 1-й бригады подводных лодок контр-адмиралу П.И. Болтунову радиограмму: «ПЛ «Щ-211» с позиции не вернулась, прошу принять меры для поиска и оказания помощи подводной лодке путем высылки ей навстречу самолетов, эсминца, других кораблей».

В Туапсе лодку продолжали ждать. И лишь 13 декабря капитан 1 ранга А.В. Крестовский сообщил из Туапсе начальнику штаба флота контр-адмиралу И.Д. Елисееву, что «автономность ПЛ «Щ-211» исчерпана по топливу, провизии, воде. Считаю «Щ-211» погибшей при выполнении боевой задачи».

Работа, проведенная болгарскими исследователями, позволила детально восстановить хронику событий последнего дня погибшей «Щуки». 14 ноября 1941 года Щ-211, находившаяся на боевой позиции, пеленгует у мыса Галата державший курс на Варну румынский минный заградитель «Принц Карол».

Румынский минный заградитель «Принц Карол».

Первая торпедная атака подводников оказывается неудачной. Воспользовавшись паузой, командир румынского корабля сообщает о нападении на немецкий военный аэродром, расположенный в районе Варненского озера.

Гитлеровцам были отлично знакомы позиции, на которых несли боевое патрулирование советские подводные лодки. Найти беззащитную «Щуку» на мелководье не составляло труда.

С береговых аэродромов подняли авиацию.

Второй торпедный залп «Щуки» достигает своей цели: «Принц Карол» уходит на дно в 5-ти милях от Варны. Убедившись в поражении вражеского корабля, командир Щ-211 дает команду на всплытие.

В надводном положении и на максимальной скорости подлодка начинает уходить в юго-восточном направлении, но в 3 милях от места потопления «Принца Карола» «Щуку» настигает немецкий самолет.

Щ-211 шла в надводном положении, в котором скорость у лодки значительно выше. Подлодка стремилась к 50-метровым глубинам, где можно было укрыться под водой. Дизеля грохотали и шума самолётных моторов на подводной лодке не услышали, как не заметили и самих самолётов. «Щуку» сначала обстреляли из крупнокалиберных пулеметов. Следы от пуль и сейчас хорошо видны на корпусе. Потом на лодку сбросили бомбы. Одна из них попала в легкий корпус в районе первого и второго отсеков. Произошел взрыв, в результате которого детонировал боезапас, и были снесены слабые межотсечные переборки. Носовую часть «Щуки» просто оторвало, а сама она камнем пошла на дно, зарывшись в грунт на несколько метров.

Это во многом объясняет быструю гибель лодки. Предположительно уже после затопления подводной лодки место, где обнаружили нефтяное пятно, подвергли бомбардировке глубинными бомбами с немецких кораблей. Это подтверждается многочисленными повреждениями и отверстиями в корпусе лодки, характером её залегания на грунте.

Спустя несколько месяцев штормовые волны выбросят на берег у села Шкорпиловцы страшные доказательства гибели Щ-211: тело старшего помощника командира, порванную десантную лодку и помятую емкость с горючим.

После изучения обстоятельств нахождения на дне Щ-211, подготовка к планировавшемуся подъему «Щуки» была прекращена. Несмотря на то, что носовые торпедные аппараты, скорее всего, пусты (атака румынского корабля предпринималась дважды), до сих пор сохраняется опасность взрыва запасных торпед, находящихся на стеллажах и в кормовых аппаратах подлодки, а также ввиду сильных повреждений корпуса.

Дальнейшая судьба найденной «Щуки» стала темой консультаций и встреч российских и болгарских представителей. Как правило, любые действия в отношении затонувших и погибших кораблей производятся в соответствии с межправительственными соглашениями.

По Закону Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», принятому в 1993 году, места гибели боевых кораблей с экипажами являются воинскими захоронениями, подлежат государственному учету и охраняются государством. Место гибели экипажа подводной лодки Щ-211 считается братской могилой.

Память экипажа подводной лодки Щ-211 увековечена на мемориале «Витязям Черноморских глубин» в Севастополе. На табличке нанесены имена 44 погибших подводников экипажа подводной лодки Щ-211, которые до конца исполнили свой воинский долг и не вернулись с боевого задания.

Мемориал «Витязям морским глубин» в Севастополе.

Памятник экипажу подводной лодки Щ-211 возле устья реки Камчия, где 11 августа 1941 г.

высадились болгарские диверсанты под командованием Цвятко Радойнова.

Вспомним их поименно:

  1. Девятко Александр Данилович, р. 1908, командир подводной лодки, кап. л-т
  2. Самойленко Иван Евдокимович, р. 1912, военком, ст. политрук
  3. Борисенко Павел Романович, р. 1909, 1 помощник командира, ст. л-т
  4. Кораблев Виктор Александрович, р. 1913, командир БЧ-1, ст. л-т
  5. Миронов Василий Игнатьевич, р. 1915, командир БЧ-3, л-т
  6. Тростников Алексей Иванович, р. 1907, командир БЧ-5, воентех. 2 ранга
  7. Сергейчук Саввелий Демьянович, р. 1917, нач. санитарной службы, военфельд.
  8. Балтакса Юрий Арнольдович, р. 1918, дублер командира БЧ-3, л-т
  9. Шумков Георгий Григорьевич, р. 1913 дублер командира БЧ-5, воентех. 2 ранга
  10. Дубовенко Феодор Филиппович, р. 1913, старшина гр. рулевых, гл. ст.
  11. Шапаренко Алексей Дмитриевич, р. 1914, командир отд. рулевых, ст. 2 ст.
  12. Топориков Михаил Иванович, р. 1918, старший рулевой, ст. краснофлотец
  13. Сапий Иван Тимофеевич, р. 1920, рулевой, краснофлотец
  14. Гаврилов Алексей Иванович, р. 1921, командир отд. артиллеристов, ст. 2 ст.
  15. Емельянов Петр Петрович, р. 1917, командир отд. ЭНП, ст. 2 ст.
  16. Ярема Андрей Федорович, р. 1916, рулевой, краснофлотец
  17. Молчан Виталий Александрович, р. 1921, командир отд. артиллеристов, ст. 2 ст.
  18. Кветкин Петр Сергеевич, р. 1913, старшина гр. трюмных, гл. ст.
  19. Баранов Алексей Александрович, р. 1921, командир отд. артиллеристов, ст. 2 ст.
  20. Данилин, Николай Васильевич, р. 1920, старший торпедист, ст. краснофлотец
  21. Рябинин, Федор Андреевич, р. 1920, торпедист, краснофлотец
  22. Сотников, Павел Михайлович, р. 1915, старшина гр. радистов, ст. 1 ст.
  23. Хохлов Владимир Сергеевич, р. 1917, командир отд. радистов, ст. 2 ст.
  24. Легошин Петр Николаевич, р. 1919, радист, краснофлотец
  25. Розанов Владимир Николаевич, р. 1911, старшина гр. мотористов, мичман
  26. Пузиков Иван Филиппович, р. 1917, командир отд. мотористов, ст. 2 ст.
  27. Селиди Григорий Харламович, р. 1915, старший моторист, ст. краснофлотец
  28. Сорокин Виктор Павлович, р. 1918, старший моторист, ст. краснофлотец
  29. Фурко Василий Павлович, р. 1917, моторист, краснофлотец
  30. Букатов Владимир Владимирович, р. 1918, моторист, краснофлотец
  31. Крючков Сергей Игнатьевич, р. 1915, старшина гр. электриков, ст. 1 ст.
  32. Чумак Андрей Яковлевич, р. 1914, старший электрик, ст. краснофлотец
  33. Коноваленко Борис Артемович, р. 1918, электрик, краснофлотец
  34. Кутарь Николай Иванович, р. 1920, электрик, краснофлотец
  35. Мезин Спиридон Федосеевич, р. 1911, старшина гр. трюмных, гл. ст.
  36. Кравченко Владимир Павлович, р. 1916, командир отд. трюмных, ст. 2 ст.
  37. Гаузер Григорий Александрович, р. 1918, трюмный, краснофлотец
  38. Курков Владимир Михайлович, р. 1915, командир отд. электриков, ст. 2 ст.
  39. Мочалов Борис Яковлевич, р. 1921, трюмный, краснофлотец
  40. Лифенко Андрей Михайлович, р. 1919, трюмный, краснофлотец
  41. Ивашин Александр Никифорович, р. 1922, командир отд. СКС, краснофлотец
  42. Сыпачев Тихон Павлович, р. 1917, кок, краснофлотец
  43. Плехов Константин Миронович, р. 1920, строевой, краснофлотец
  44. Грузов Виктор Николаевич, р. 1920, электрик, краснофлотец

Донесение о безвозвратных потерях.

Справка о гибели Девятко А.Д.

На морских картах точка с координатами 42 53 мин. 8 сек. северной широты и 28 03 мин. 6 сек. восточной долготы является местом отдания воинских почестей в память об экипажах подводных лодок: Щ-204, С-34, Щ-211 и других, погибших при действиях на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря в годы Великой Отечественной войны.

Панихида по погибшему экипажу Щ-211.

Вечная память героям!

Источники:
http://www.sovboat.ru/means/mens_d.php3#z5
https://foto.pamyat naroda.ru/detail/786344?utm_source=pmt_detail&static_hash=1eb5a23c56ba3b0379a7d98f2f66e05b
https://topwar.ru/33346-sch-211-borba-za-zhivuchest-dlinoyu-v-polveka-chast-i-podvig.html
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie76474791/
http://militera.lib.ru/memo/russian/markelov_ag/01.html
https://pobeda.elar.ru/issues/operatsiya-bagration-chast-i-osvobozhdenie-vitebska/rytsari-morskikh-glubin/
http://submarine-at-war.ru/mens/devyatko_a_d.html
https://maxpark.com/community/2694/content/787619
Книга «Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия»
http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2001_01/p6.php
https://topwar.ru/60305-istoriya-vvs-bolgarii-chast-2-bolgarskie-vvs-vo-vtoroy-mirovoy-voyne-1939-1945-gg.html
https://flot.com/history/events/zagadka.htm?sphrase_id=686648
https://feldgrau.info/other/22192-zabytye-pobedy-geroya-sovetskogo-podplava
http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2001_01/p6.ph
https://news.rambler.ru/troops/43821923-pochemu-bolgary-voevali-protiv-russkih-v-velikuyu-otechestvennuyu/
https://moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/182-sovpl4?showall=1