Моряки-подводники, награжденные в годы Великой Отечественной войны иностранными наградами. Часть 6

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Рубрика «Моряки-подводники, награжденные в годы Великой Отечественной войны иностранными наградами»

Часть 6

Одним из награжденных иностранной наградой за подвиги в годы Великой Отечественной войне стал командир подводной лодки, капитан-лейтенант Щ-408 Кузьмин Павел Семенович. Он был награжден орденом Британской империи V степени (посмертно).

Кузьмин П.С. 1942 г.

Подводная лодка Щ-408 в блокадном Ленинграде.

 Орден Британской империи V степени.

Удостоверение на награду.

19.01.1944 г. эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Кузьмину П. С. было присвоено звание почётного члена ордена Британской империи с вручением ордена Британской империи «За заслуги» 5 степени. (посмертно).

Эдикт короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI.

 

Небольшая предыстория подвига экипажа подводной лодки Щ-408.

С 12 июня 1941 г. германские корабли, предназначенные для действий в Финском заливе, частично замаскированные под торговые суда, начали передислокацию в территориальные воды Финляндии и закончили ее к 18 июня 1941 г.

В шхерах (архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами) Або находилась группа минных заградителей «Норд» в составе заградителей «Tannenberg», «HansestadtDanzig» и «Brummer», 2-й флотилии торпедных катеров и половины 5-й флотилии катерных тральщиков.

Западнее в шхерах у полуострова Порккала-Удд на хорошо замаскированной стоянке находилась группа «Кобра» в составе минных заградителей «Cobra», «KoniginLuise» и «Kaiser». К действиям в Финском заливе немцы привлекли: 6 минных заградителей, 5 пароходов, две флотилиии торпедных катеров, одну флотилию катерных тральщиков. С одной стороны, силы небольшие, с другой стороны – не пренебрежимо малые.

Первое минирование Финского залива немцы предприняли в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Группа «Норд» поставила заграждение в устье Финского залива, группа «Кобра» – в районе «Нарген – Порккала-Удд».

 Схема минных постановок 21-22 июня 1941 г. в Финском заливе.

Постановка минных заграждений до объявления войны позволило немцам добиться важного результата – захвата инициативы в минной войне. Именно на заграждение группы «Норд» 23 июня 1941 г. попала отряд прикрытия минных заградителей Краснознаменного Балтийского флота (далее – КБФ). В результате погиб эсминец «Гневный», получил и повреждения: крейсер «Максим Горький», эсминец «Гордый» эсминец «Стерегущий». Немцы добились серьёзного материального результата, и не менее важного результата морального, командующий КБФ вице-адмирал В.Ф. Трибуц телеграфировал наркому: «В течение одних суток противник почти парализовал деятельность флота в Финском заливе, на сегодня нельзя выслать в море ни один корабль без риска».

В подтверждение приводим цитаты из документа (протокола допроса военнопленного командира немецкой подводной лодки U-250 – Шмидта Вернера от 8-го августа 1944 года), хранящегося в Центральном архиве ФСБ в Москве, опубликованный в сборнике «Тайны подводной войны» (№ 23) капитаном 1 ранга В.В. Шигиным.

«Вопрос: Расскажите о районах минных заграждений и минных полей в Балтийском море и Финском заливе?

Ответ: Мне известно, что главное сплошное минное начинается в районе Финского залива – от Кайболово, Кисколово, по направлению к острову Большой Тутерсаар и, острову Суурсаари и далее к берегам Финляндии (главное, сплошное минное поле). Кроме основного минного поля, имеется ещё ряд мелких минных групп в районе от побережья Финляндии до острова Лавенсаари. Припомнить все минные поля в Финском заливе я затрудняюсь, т.к. карта, которая была со мной была недостаточно мною изучена, ибо я лично проходил по шхерам вдоль финского побережья. Кроме того, сплошные минные пояса, а также сетевые заграждения, идут от Таллина до Хельсинки.

Вопрос: Расскажите о конструкции сетевых заграждений и когда они ставились?

Ответ: Сетевые заграждения представляют собой сплошные стальные сети, сверху их прикрепляют буёк, причём к сетям и между сетями прикреплены мелкие мины. Когда подлодка натыкается на сеть, то мины взрываются и сама сеть начинает колебаться, тогда буёк спускается. Как раз в этот момент, стоящие в боевом охранении сторожевые корабли обнаруживают по движению буйка нахождение подводной лодки, после чего забрасывают лодку глубинными бомбами».

Весной 1943 года советский подводный флот настойчиво искал пути выхода в Балтийское море через систему заграждений противника.

В начале мая с этой целью в море вышли две подводные лодки типа «Щука» – Щ-303 под командованием И. В. Травкина и Щ-408 под командованием П. С. Кузьмина. Для подводной лодки Щ-408 это был первый и последний боевой поход.

Первым заграждения противника должен был преодолеть гвардейский экипаж Травкина. Не дождавшись радиограммы от Щ-303, командование Балтийского флота отдало приказ Кузьмину следовать заданным маршрутом.

7 мая 1943 г. подводная лодка Щ-408 отошла от пирса в Кронштадте и перешла на остров Лавенсаари. Командир получил последние сведения об обстановке по разведданным, последние указания командования бригады.

19 мая в сопровождении тральщиков и катеров-охотников лодка отошла от пирса о. Лавенсаари и благополучно достигла заданной точки погружения. Далее в подводном положении ей предстояло самостоятельно форсировать Гогландский противолодочный рубеж, оборудованный немцами мощнейшей противолодочной системой. На о. Гогланд и на южном берегу залива были установлены самые мощные по тем временам гидроакустические станции.

Поэтому достаточно быстро появились немецкие противолодочные катера, которые наугад провели бомбежку глубинными бомбами, надеясь зацепить лодку. Не добившись результатов, катера покинули район.

А подводная лодка продолжала форсировать противолодочный рубеж и вошла в минное поле. Через трое суток, к вечеру 22 мая, подводная лодка прошла через Гогландский противолодочный рубеж и в районе маяка Вайндло (на о. Гогланд) всплыла для зарядки аккумуляторных батарей и вентилирования отсеков. (Самым «узким» местом дизель-электрических подводных лодок были аккумуляторные батареи. Для зарядки среднеразряженной аккумуляторной батареи на лучших отечественных подводных лодках типа «С» требовались те же 8 часов, а полностью разряженной – более 10 часов).

Как только заработал дизель, подводную лодку засекли противолодочные катера и пытались атаковать ее. Лодка срочно погрузилась и ушла на глубину. Сбросив несколько серий бомб, катера застопорили ход и начали ждать, когда лодка вынуждена будет обнаружить себя, пытаясь всплыть.

В течение 3 суток подводная лодка практически все время находилась под водой, пытаясь в ночное время всплыть и подзарядить аккумуляторную батарею. Катера тут же обнаруживали ее, вынуждая уйти под воду. Аккумуляторные батареи подводной лодки были разряжены и в отсеках уже нечем было дышать. Подвсплыв на перископную глубину, капитан-лейтенант Кузьмин П.С. успел дать радиограмму в адрес главного командного пункта: «Атакован силами ПЛО (противолодочной обороны), имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Моё место Вайндло».

В критической ситуации капитан-лейтенант Кузьмин П.С. – командир подводной лодки Щ-408 принял решение всплыть на поверхность.

Экипаж имел возможность сдаться в плен, но предпочёл дать последний артиллерийский бой противнику. В результате двухчасовой артиллерийской перестрелки моряки-подводники повредили два финских катера, однако лодка получила тяжёлые повреждения.

Экипаж подводной лодки Щ-408 принял решение: задраив рубочный люк и погрузится на дно с гордо развевающимся военно-морским флагом, что со времен Цусимы означало: «Погибаю, но не сдаюсь!». Поэтому за подводной лодкой Щ-408 закрепилось название «подводного “Варяга“.

К утру 23 мая к месту боя подошел финский минный заградитель «Руотсинсалми» и авиация. В течение двух дней силы финской противолодочной обороны несколько раз бомбили место погружения лодки, пока 24 мая на поверхности воды не был зафиксирован выброс большого количества масла и пузырей. 25 мая финны сочли подводную лодку ликвидированной и сняли наблюдение.

Страницы из судового журнала финского минного заградителя Ruotsinsalmi.

22-25.05.1943 года.

Страницы из судового журнала финского минного заградителя Ruotsinsalmi.
22-25.05.1943 года.

22.05.1943

13.15. В течение дня обследовали наиболее обширный район и проверяли масляные пятна, о которых были флотские сигналы (ничего не найдено).

20.00. Закончили поиск подводной лодки и легли на обратный курс в Хельсинки.

21.30. В течение суток немецкие десантные баржи также приступили к патрулированию Финского залива.

Днем зарегистрирован рапорт 1414 минного заградителя «Риилахти», в котором сообщается об обнаружении подлодки с помощью пеленгатора в квадрате 17A8. Одновременно судно сообщает о сбросе глубинных бомб на подлодку и о всплытии масла на поверхность.

23.5.1943

03.12. Начальник Os.V командующий Кивисто позвонил о том, что «Руотсинсалми» должен в 06.00 выйти на позицию, на которой Риилахти обнаружил подводную лодку.

06.57. Отшвартовались от причала T и выдвинулись в район квадрата 117A8 (западнее Varndla).

10.20. Отправили Штабу Флота 16, отделению Os.V:lle и «Риилахти» телеграмму 1006 «Прибываем в квадрат 84387 в 10.45».

10.50. Замечены минный заградитель «Риилахти» и 3 немецкие десантные баржи в квадрате 17A73.

10.53. Начали прослушивание.

«Риилахти» сообщил об обнаружении шума прямо по курсу и выставил буй для обозначения позиции подводной лодки. Совершили маневр с образованием угла примерно 80 гр. между нашим курсом и курсом «Риилахти». Обнаружили, что подлодка находится около 30-40 м восточнее буя.

12.05. После обнаружения позиции подводной лодки проведена атака глубинными бомбами – 1 бомбой в 12.05 из правого бомбометателя (на глубину 75 м) и следом 1 бомбой в 12.06 (на глубину 60 м).

Бомбардировка не дала видимого результата. На месте, как и ранее, время от времени всплывало небольшое пятно солярки, звук пеленга оставался прежним. Пеленгатор обнаруживал непрерывный понижающийся и повышающийся шум, похожий на жужжание, иногда с перерывом (на 1-4 минуты). Шум напоминал звук пылесоса или вентилятора. Затухание шума происходило очень медленно.

12.31. Провели второе бомбометание с кормы, 2 глубинных бомбы на 80 м.

12.45. Вначале поднимались пузырьки воздуха, количество воздуха увеличивалось
и уменьшалось. Шум продолжался.

13.36. На основании пеленга шлюпка номер два выставила буй в направлении позиции подлодки.

13.51. «Риилахти» сбросил глубинную бомбу.

17.00. Сбросили с кормы 3 глубинных бомбы, первую на глубину 60 м, две остальные на 80 м.

17.12. Из левого бомбометателя сбросили глубинную бомбу на глубину 50 м.

20.53. Сбросили с кормы 1 бомбу на глубину 60 м.

22.10. По месту нахождения подлодки густой шлейф из солярки и воздуха.

24.05.1943

02.30. Шум подводной лодки в пеленгаторе усилился, на поверхность поднимаются обильные пузыри воздуха. Вероятно, лодка пыталась двигаться или подняться с поврежденными балластными отсеками.

С «Риилахти» по рации поступил приказ следовать за ней и сбросить две глубинные бомбы.

02.34. Сбросили с кормы 2 глубинных бомбы, первую на глубину 60 м, вторую на 80 м. На поверхность поднялось очень большое количество солярки и большие пузыри.

03.10. Сторожевой катер VMV6 сбросил глубинную бомбу.

03.25. Взяли пробу воды, в ней обнаружен слой солярки около 1 см толщиной.

03.35. Сторожевой катер VMV6 сбросил глубинную бомбу.

03.55. «Риилахти» сбросил глубинную бомбу.

06.29. Сбросили с кормы 2 глубинных бомбы на глубину 75 м.

10.10. Шум подводной лодки полностью прекратился.

10.30. Замечено всплытие на поверхность очень большого количества желто-коричневого масла (с примесью солидола). Пятно растянулось по ветру примерно на 1 километр в длину и на 100 м в ширину.

13.15. Сбросили 2 бомбы на глубину 75 м с наветренной стороны в начале пятна.

13.40. Сбросили там же одну бомбу на глубину 75 м.

14.29. Сторожевой катер VNV5 причалил с левого борта для передачи дополнительных глубинных бомб. Погрузка бомб при волнении была затрудненной. Приняли 3 глубинных бомбы, после чего VNV5 убыл.

15.10. Минный заградитель «Риилахти» убыл в гавань Кунгсхамн.

17.25. Отправили в Штаб Флота, Os.V и на «Риилахти» сообщение 1702: «Шум подводной лодки больше не слышен. Разлив масла протяженностью менее морской мили, шириной около 200 м. У нас 6 бомб».

17.34. Получена телеграмма 1720 от «Риилахти». «Согласуйте с десантными баржами, чтобы они обеспечили патрулирование в радиусе 3-5 морских миль от места затопления».

19.18. Отправлена телеграмма 1901 на Риилахти. «Продолжим патрулирование, если немцы останутся на позиции».

19.58. Получена телеграмма 1950 от «Риилахти». «Продолжайте патрулирование, держитесь ближе к бую».

20.52. В позиции буя сбросили глубинную бомбу на 60 м.

Наблюдения и опыт, полученные при атаке глубинными бомбами:

  1. При залегании подводной лодки на дно ее позицию можно определить гидролокаторами с двух судов. Шлюпка, направляемая сигналами с судна, выставляет на позицию буй. После чего сразу производится глубинное бомбометание.
  2. При движении подлодки в подводном режиме предлагается использовать следующий метод:
  3. a) Ведущее судно держит курс на источник шума.
  4. b) Второе судно также стремится держать курс на источник шума так, чтобы курсы судов пересекались примерно под углом 90 гр.
  5. c) Когда вышеуказанный маневр выполнен, одно из судов остается на месте, а второе проводит глубинное бомбометание примерно в точке пересечения курсов.

Естественно, вышеизложенные методы пригодны только для судов, оборудованных акустическими приборами с возможностью гидролокации.

21.46. Отправили в Штаб Флота, Os.V и на «Риилахти» телеграмму 2146: «Одна десантная баржа на позиции. Большое масляное пятно унесло ветром. Около буя постоянно всплывает немного масла, но шума не слышно».

25.05.1943

03.20. Обнаружен обильный подъем масляных и воздушных пузырей с места затопления подводной лодки.

03.39. Сбросили с кормы 2 бомбы, на глубины 60 и 80 м.

05.58. Закончили прослушивание подлодки и убыли обратным курсом на гавань Кунгсхамн.

06.00. Отправили в Штаб Флота, Os.V и на «Риилахти» телеграмму 0543: «На месте затопления подводной лодки непрерывное всплытие воздушных пузырей и масла в двух местах, около 30 м друг от друга».

Подробности последнего боя подводной лодки Щ-408 стали известны только в 2016 году…

В рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы», в рамках которого группа дайверов осуществляет поиск погибших кораблей и осуществляет погружения к ним. И вот, 22 апреля 2016 г. подводно-поисковая экспедиция, в которой, помимо наших соотечественников, принимала участие группа финских дайверов SubZone, обнаружила останки подводной лодки Щ-408, а затем выполнила спуски к ней. Эта экспедиция позволила пролить свет на обстоятельства последнего боя и гибели нашей «Щуки». О том, что увидели дайверы, рассказал один из участников проекта, Иван Боровиков: «При осмотре «Щ-408» были обнаружены многочисленные следы от попаданий снарядов, что говорит о том, что подлодка действительно вела интенсивный артиллерийский бой. Около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, причем видно, что они явно не первые, бой был ожесточенный и стреляли много.  Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина».

«Акция памяти была международной: мы нашли абсолютное понимание и с финнами, и с эстонцами», – отметил один из ее участников Максим Пуслис. Благодаря совместным усилиям местонахождение подводной лодки было обнаружено.

Почести (на месте гибели подводной лодки в Финском заливе) геройскому экипажу Щ-408.

В 1960 году в одной из школ Ленинграда – школе № 504 (расположенной по адресу бульвар Новаторов, д. 43) был организован Музей подводного плавания им. П. С. Кузьмина. Это благодаря выпускникам и учителям школы собраны документы об экипаже Щ-408 и найдено место гибели подводной лодки на дне Финского залива.

Экспозиция музея школы № 504 в Санкт-Петербурге.

Именем П. С. Кузьмина названа улица в Санкт-Петербурге — улица Подводника Кузьмина. На доме № 4 по этой улице в 1969 году установлена мраморная мемориальная доска в честь П. С. Кузьмина.

 Доска с аннотацией на ул. Подводника Кузьмина в Санкт-Петербурге.

Мемориальная табличка экипажу подводной лодки Щ-408.

Сын и внук Павла Семеновича Кузьмина стали кадровыми военно-морскими офицерами.

Вспомним имена геройского экипажа подводной лодки Щ-408:

  1. Кузьмин Павел Семенович, 1914 г.р., капитан-лейтенант, командир подводной лодки Щ-408
  2. Круглов Александр Фёдорович, 1911 г.р., капитан-лейтенант, заместитель командира по политчасти, политрук
  3. Орлов Игорь Михайлович, 1917 г.р., лейтенант, командир БЧ-1-4
  4. Долгопенко Петр Кондратьевич, 1914 г.р., старший лейтенант, помощник командира подводной лодки
  5. Белокопытов Геннадий Иванович, 1917 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3
  6. Курбатов Петр Павлович, 1914 г.р., инженер-капитан 3 ранга, командир БЧ-5
  7. Борзенко Николай Иванович, 1922 г.р., лейтенант медицинской службы, военфельдшер
  8. Муранов Мефодий Иванович, 1912 г.р., капитан-лейтенант, дивизионный связист
  9. Колпаков Николай Андреевич, 1912 г.р., мичман, боцман
  10. Бритвин Василий Николаевич, 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения рулевых
  11. Брагин Николай Дмитриевич, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой
  12. Покровский Никита Иванович, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой
  13. Путашев Николай Сергеевич, 1920 г.р., краснофлотец, рулевой
  14. Волкодамов Павел Степанович, 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков
  15. Ракитский Алексей Карпович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения комендоров
  16. Дряхлов Николай Григорьевич, 1912 г.р., главный старшина, старший группы торпедистов
  17. Евстигнеев Василий Петрович, 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов
  18. Пилипенко Григорий Захарович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист
  19. Смирнов Михаил Николаевич, 1920 г.р., краснофлотец, торпедист
  20. Финогенов Николай Иванович, 1912 г.р., главный старшина, старшина группы (командир отделения радистов)
  21. Москалевский Владимир Григорьевич, 1921 г.р., краснофлотец, радист
  22. Сапунов Николай Григорьевич, 1923 г.р., краснофлотец, ст. акустик
  23. Старостин Михаил Афанасьевич, 1912 г.р., мичман, старшина группы электриков
  24. Глазачев Павел Васильевич, 1913 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения электриков
  25. Воеводин Борис Михайлович, 1919 г.р., старший краснофлотец, старший электрик
  26. Александров Анатолий Дмитриевич, 1919 г.р., краснофлотец, электрик
  27. Романин Георгий Андреевич, 1913 г.р., главный старшина, старшина мотористов
  28. Зорин Михаил Петрович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов
  29. Родионов Петр Артемович, 1912 г.р., старшина 1 статьи, ст. моторист
  30. Шкатулов Василий Герасимович, 1916 г.р., старший краснофлотец, старший моторист
  31. Гуменюк Василий Афанасьевич, 1916 г.р., краснофлотец, моторист
  32. Кириллов Николай Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, моторист
  33. Артамонов Анатолий Михайлович, 1919 г.р., главный старшина, старшина группы трюмных
  34. Линьков Николай Романович, 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных
  35. Онищенко Алексей Дмитриевич, 1920 г.р., краснофлотец, трюмный
  36. Рябов Николай Алексеевич, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный
  37. Осташев Василий Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, кок
  38. Фомин Петр Ефимович, 1920 г.р., краснофлотец, строевой
  39. Самойленко Константин Максимович, 1918 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения
  40. Кроличенко Иван Корнеевич, 1920 г.р., старший краснофлотец, командир отделения гидроакустиков

 

Донесение о потерях.

 Члены экипажа подводной лодки Щ-408. 1941 год.

Члены экипажа Щ-408.

 

 

Видео «Щ-408. Мое место Вайндло».

ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode




 

Источники:

http://www.sovboat.ru/ship/h408.php3

http://www.sovboat.ru/docs/docsu250.php3

https://balticvaryag.ru/shch-408/

https://naval-manual.livejournal.com/57249.html

https://ria.ru/20160430/1488054550.html

https://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=15395.0

https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/ne-sdavshis-ushla-na-dno-podvodnaya-lodka-shch-408-pavla-kuzmina-povtorila-podvig-varyaga/

https://topwar.ru/141052-v-den-velikoy-pobedy-o-baltiycah-podvodnikah-sch-408.html

https://aif.ru/society/history/baltiyskiy_varyag_dayver_o_tom_kak_nashli_geroicheski_pogibshuyu_podlodku

https://www.peoplelife.ru/153582

https://flot.com/2015/189509/

https://ok.ru/vov1945/topic/68113704493071

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1815438

https://sov-un.livejournal.com/969638.html

https://47channel.ru/event/Godovschina_gibeli_sovetskoj_podlodki_Schuka_ushla_na_dno_ne_sdavshis_vragu/

https://ok.ru/vov1945/topic/68113704493071

http://улицыпобеды.рф/ulitsa_podvodnika_kuzmina.html

https://balticvaryag.ru/shch-408/docs/docs-shch-408/stranitsy-iz-sudovogo-zhurnala-finskogo-minnogo-zagraditelya-ruotsinsalmi/

https://flot.com/blog/historyofNVMU/naydeno-mesto-gibeli-podvodnoy-lodki-shch408.php

https://vz.ru/news/2016/5/4/808729.html

https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_doroga3434627/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3DКузьмин%26first_name%3DПавел%26middle_name%3DСеменович%26date_birth_from%3D1914%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Asame_doroga%26page%3D1&static_hash=23c7818865287d13ea48d95fe4e762bb

https://www.fontanka.ru/2015/04/28/098/

https://www.sites.google.com/site/vgodyvelikojotecestvennojvojny/geroi-velikoj-otecestvennoj-vojny/moraki/kuzmin-p-s

https://zen.yandex.ru/media/cyrilsh/ulica-imeni-geroia-kto-takoi-podvodnik-kuzmin-5ee68434d6310a389e9d5a30