Не победить океану Человека, или в бой идут белые мыши

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Отдав дань памяти у стелы А. И. Маринеско, ветераны-подводники и учащиеся СОШ № 245 собрались Кают-компании МИПСР, чтобы продолжить беседу о героизме наших подводников. Контр-адмирал Леонид Захарович Лупач, участник 11 боевых служб, беседуя с ребятами, обратил внимание на то, как важно много знать для моряка-подводника, уметь преодолевать трудности, приводя примеры из собственной жизни.
Первая вахта оставила поистине для будущего контр-адмирала незабываемые впечатления. Вроде бы пустяки – всего-то два часа вахту выдержать. Но за бортом температура – минус двадцать. Приходится одеваться как капуста – подводное снаряжение, хим. снаряжение – и так далее, пять слоев. На мостике – пронизывающий ветер. И вот идет очередная волна, надо срочно «нырять» под козырек, а иначе, головы не сносить – удар волны имеет силу в несколько тонн! Брызгами окатывает с головы до ног … Из рубки кричат: «Живой?». Живой… А вода проникает «за шиворот» – и вот уже насквозь мокрый. С вахты вваливаешься в помещение мокрый как пингвин, вода с тебя стекает потоками. Два часа на сон. А спали моряки тогда в первом отсеке, прямо на торпедах. Холод был такой, что на них слой инея образовался, дизель работает «бу-бу-бу»… Подремал – и снова в бой со стихией… «Вот так люди становятся подводниками!», – подытожил контр-адмирал. Что же поддерживало его силы в трудную минуту? «Да, не может такого быть, чтобы океан победил человека!», – твердил себе молодой моряк-подводник.
Слова «учиться, учиться и учиться» – это не просто расхожая истина, для подводника – это насущная необходимость, – подчеркнул контр-адмирал. Вот, к примеру, наука химия. Всем известно: человеку для жизни нужен кислород. А сколько его нужно этого кислорода? Какие нужны размером помещения, чтобы свободно дышать? Нужны расчеты! К примеру, на одного человека, чтобы прожить час, необходимо 9 кубических метров, вот и считайте. А какой уровень недостатка кислорода смертелен для человека? Падает ниже 12% – и человек может погибнуть. Или углекислый газ поднялся до 4% – это тоже смертельный уровень.
В начале века на подлодках устанавливали клетки с живыми белыми мышами. Живой уголок, думаете? Да нет, не угадили. Приборов тогда специальных не было, а мышь – это своеобразный индикатор – они очень чувствительны к нехватке кислорода. И как только его уровень падает до 18%– мышь впадает в анабиоз и это сигнал командиру, что пора принимать срочные меры по восполнению кислородной нехватки. В помещениях поддерживается уровень кислорода в пределах от 18% до 22 % (выше уже нельзя – возрастает пожароопасность).
А еще важно постоянно тренироваться и совершенствовать свои навыки. На подлодках проводят тренировки на живучесть – выключается свет и подводник должен все клапаны, рычаги, приборы, входы-выходы найти на ощупь, в полной темноте. Все навыки должны быть доведены до автоматизма, потому что на принятие решений, в случае нештатных ситуаций, дается всего 3 секунды! «Так, что всю жизнь надо учиться, на минуту остановился – на всю жизнь отстал!», – подвел итоги Леонид Захарович.
После оживленной беседы, во время которой ребята получили исчерпывающие ответы, кадеты ознакомились на экскурсии с экспонатами музея.