Семью можно охарактеризовать как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт существует столько же, сколько существует человечество. Ещё древнегреческий мыслитель Аристотель отмечал, что человек по природе своей существо социальное, и в силу этой социальной природы люди естественно объединяются в семьи, семьи формируют социальные группы, а взаимодействие больших и малых групп выстраивает гражданское и политическое общество. Таким образом, семья – первое естественное объединение людей. В разных культурах формировались различные виды семьи, предопределённые не только формами брака, но и структурой родственных связей. Исторически известны простая (нуклеарная) семья и сложная семья. Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, возможно, с детьми. Сложная, или расширенная, семья образуется, когда взрослые дети вступают в брак, и на основе общего быта существуют два или более поколений. Могут формироваться и более крупные родственные объединения, образующие семейную систему, например, кланы. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся форма гендерных отношений, посредством которой общество упорядочивает и устанавливает супружеские права и обязанности. В зависимости от вида брака в ходе социальной эволюции формировались моногамные и полигамные семьи. Моногамные семьи создаются одной брачной парой, и такой тип семьи является социальной нормой современного общества. Полигамные семьи предполагают, что или муж имеет право на несколько жён (полигиния), или жена имеет право на несколько мужей (полиандрия). Примеры таких семей описаны историками, антропологами и этнографами, изучающими семью как социальный институт. Независимо от видов и форм своей организации, семья как часть общества выполняет определённые функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, экономическая, функция первичного социального контроля и, конечно же, функция защиты, поддержки, организации досуга и отдыха.
Если семье удаётся пройти полный жизненный цикл своего существования, то в своей эволюции она проходит следующие этапы: 1) вступление в брак, образование семьи; 2) начало деторождения, рождение первого ребёнка; 3) окончание деторождения, рождение последнего ребёнка; 4) «пустое гнездо», самоопределение последнего ребёнка, то есть экономическая самостоятельность и вступление в брак всех взрослых детей; 5) прекращение существования семьи со смертью одного из супругов. Очевидно, что жизнь каждой семьи индивидуальна, и совпадение жизненного цикла семьи с вышеуказанной схемой более характерно для традиционных обществ, а в условиях индустриального и современного постиндустриального общества институт семьи значительно трансформировался, и в сегодняшней российской действительности мало каким семьям удаётся пройти все ступеньки описанной социальной эволюции. Тем не менее, общество приспосабливается к актуальным вызовам современности, и семья как социальный институт выполняет определённые функции, с которыми по-разному справляются конкретные семьи в зависимости от своего потенциала. Основные функции семьи – репродуктивная и воспитательная, и каждая семья несёт ответственность за социализацию подрастающего поколения. В современной социологии в зависимости от воспитательного потенциала классифицируются следующие типы семей: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые; 3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные, с алкогольной, сексуальной и т.п. деморализацией; 8) правонарушающие; 9) преступные; 10) психически отягощённые. Типы семей с 5го по 10й являются отрицательными, а то и преступными с социально-педагогической точки зрения, такие семьи составляют от 10 до 15% семей, и сами они плохо справляются с воспитанием, поэтому им должны помогать такие социальные институты, как государство и образование. В таких семьях высок риск насилия супругов по отношению друг к другу и к, сожалению, по отношению к детям, а также присутствует опасность совершения правонарушений самими несовершеннолетними. Следует отметить, что таких семей меньшинство. Большинство же семей стараются преодолевать трудности, связанные с экономическими, социальными, психологическими аспектами воспитания детей, и в этом процессе очень значимо формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни проявляется в разных аспектах, и для подрастающего поколения одинаково важны и здоровое питание, и занятия спортом, и хорошие условия для основного и дополнительного (творческого) образования. Нельзя забывать и старые проверенные представления о роли труда в воспитании подрастающего поколения. Ребёнок, а тем более подросток, должен не только уметь справляться с повседневным самообслуживанием, но и выполнять бытовые обязанности, нужные и полезные для всех членов семьи. В процессе успешной социализации дети сами осознают, что их помощь старшему поколению, или в воспитании братьев и сестёр, важна не только семье, но и им самим. В современных условиях часто бывает, что школьники очень загружены учёбой, дополнительным образованием, занятиями спортом, и у них совсем не остаётся времени на трудовые затраты во благо семьи и ради помощи родственникам. В таком случае бытовые обязанности могут быть определены в небольшом объёме, например, через день пропылесосить пол, или каждое утро выгуливать собаку, или поливать по мере необходимости цветы – любое участие в организации быта семьи в дальнейшем будет способствовать адаптации подрастающего поколения в других социальных группах и субкультурах. Здоровый образ жизни, соблюдение норм гигиены, чистоты и порядка в быту, правильное питание, занятия спортом очень значимы и важны в воспитании детей. При этом родителям важно помнить, что основа педагогики – это личный пример, и если здоровый образ жизни является нормой для всех членов семьи, то и ребёнок с большей вероятностью станет счастливым и успешным в своей взрослой жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акимова Л.А. Социология досуга. М.: МГУКИ, 2003.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: изд-во МГУ, 1996.
3. Бразевич Д.С., Краева Л.Б. Основы социологии. СПб: Поликона, 2017.
4. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи. М.: Юрайт, 2021.
5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.
6. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков// СОЦИС, 1982, № 2.