12 апреля – День космонавтики.

Юрий Гагарин – легенда российского космоса

 

12 апреля, в день, когда Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества орбитальный полет вокруг Земли, в России отмечается День космонавтики.

 Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Генеральная ассамблея ООН на своей 65-й сессии приняла резолюцию, согласно которой 12 апреля объявляется Международным днем полета человека в космос. В резолюции говориться: «12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин – советский гражданин, родившийся в России. И, признавая, что это историческое событие открыло путь для исследования космического пространства на благо всего человечества, ГА ООН провозглашает 12 апреля Международным днем полета человека в космос».

А с 1968 года советский День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

Что предшествовало такому великому событию? Каким был первый космонавт планеты?

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино, в Западной области РСФСР (с центром в Смоленске), в семье крестьян. Мальчик был третьим из четверых детей. Детство Юры проходило спокойно и радостно, отец и мать уделяли ему много внимания. Алексей Иванович, глава семейства, много занимался поделками из дерева и с удовольствием приобщал к этому детей.

В 6 лет Юра пошел в школу, но успел закончить только первый класс, прежде чем началась Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили часть территории СССР, дошли они и до деревни Клушино, так что работа многих государственных учреждений, в том числе и школы, прекратилась. Став известным человеком, Юрий предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Фашисты выгнали семью Гагариных из дому и, отступая, угнали в Германию молодежь. Так увезли его брата и сестру.

В 1943 году Клушино освободили, а вскоре после окончания войны Гагарины переехали в Гжатск, где мальчик продолжил учебу. Юрий был очень способным и любознательным юношей, занимался множеством видов деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.

После того, как Гагарин закончил 6 классов, он решил переехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стесненным в небольшом городе. Родители пытались отговорить юношу, но не смогли этого сделать. Так, в 1949 году 15-летний Юрий Гагарин переехал в столицу.

Подросток жил у родственников, учился в ремесленном училище, одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. В 1951 году юноша переехал в Саратов, где и начал проходить обучение в индустриальном техникуме.

В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады по трудам отцов-основателей космонавтики. Послушав выкладки Циолковского, юноша просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение. В следующем году Гагарин выпустился из техникума, параллельно молодой человек продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.

Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове.

Курсант Гагарин легко справлялся с любыми заданиями, кроме посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.

Молодой человек, не представлявший без неба своей жизни, готовился уже поставить крест на своей карьере, но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на маленький рост парня и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения. Предположение оказалось верным.

В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и получил назначение в истребительный полк в Мурманской области.

В 1957 году Юрий Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Медицинского управления при Центре управления полетами.

В этом браке у супругов появилось две дочери: Лена – в 1959 году, а Галина появилась на свет за месяц до легендарного полета отца в марте 1961. Юрий всегда находил время на детей.

В 1959 году Гагарину присвоено звание «Старший лейтенант», а также звание «Военный летчик 1-го класса». Тогда же на государственном уровне было закреплено постановление о поиске и отборе кандидатов на полет за пределы Земли. Услышав об этом, летчик написал руководству рапорт, в котором просил зачислить его в кандидаты.

Отбор проходил не только по навыкам или заслугам, проверками руководил Королев и в первую очередь смотрел на физические данные претендентов. Первые ракеты были ограничены в размерах и грузоподъемности. Рост, чуть было не стоивший летчику карьеры, в этот раз стал счастливым билетом Юрия. В рост юноша был 165 см (по некоторым данным и вовсе 157), а вес будущего космонавта составлял 68 кг – будь Гагарин крупнее, он мог бы и не поместиться в космическом корабле.

После многочисленных проверок Гагарина утвердили, как одного из 20 предполагаемых будущих космонавтов. В марте 1960 года летчик приступил к тренировкам.

Несмотря на жесткую конкуренцию, Гагарин сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Надежный, сильный и доброжелательный юноша никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя, и это было видно по его поведению и манере речи. Будущий пилот космического корабля легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

В 1961 году, ввиду соперничества с США, возникла необходимость как можно скорее окончательно определиться с кандидатурой и совершить полет максимум в начале второй декады апреля. Тогда появились сведения, что 20 апреля планируется запуск американской ракеты с человеком на борту. Среди трех предлагаемых лидеров в качестве первого космонавта выбрали Гагарина, это случилось в самый последний момент, меньше чем за месяц до полета. Германа Титова утвердили запасным.

Полет на корабле «Восток» был сопряжен с огромными рисками для жизни Гагарина.

Космические корабли серии «Восток» создавались ведущим конструктором Олегом Генриховичем Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королева с 1958 по 1963 год. Задачи корабля заключались в изучении воздействий условий орбитального полета на состояние и работоспособность космонавта, отработке конструкции и систем, а также проверке основных принципов построения космических кораблей. Длина корабля — 4,4 метра, диаметр — 2,43 метра, а масса — 4,725 тонны.

Старт корабля «Восток» состоялся в 09 часов 07 минут с космодрома Байконур.

В 9:57 корабль находился над Южной Америкой, когда Юрий Гагарин сообщил на Землю: «Полёт проходит нормально, чувствую себя хорошо». Через 23 минуты «Восток» пролетал уже над Африкой, тогда космонавт передал, что переносит невесомость хорошо. Через 10 минут отработали тормозные двигатели и корабль начал торможение в верхних слоях атмосферы.

Следуя заданной программе, космический аппарат с человеком на борту выполнил один виток вокруг планеты на высоте 181-327 км от ее поверхности, после чего в 10 часов 55 минут приземлился в Саратовской области, в районе деревни Смеловка примерно в 20 километрах от левого берега Волги.
На протяжении всего полета с Юрием Гагариным поддерживалась устойчивая двусторонняя связь в диапазоне ультракоротких волн. Специальная радиотелеметрическая аппаратура на протяжении этого времени вела наблюдение за состоянием космонавта.

С самого начала предполагалось, что полет будет происходить в автоматическом режиме при минимальном участии человека в управлении аппаратом. И все же Юрий Гагарин не был обычным пассажиром корабля, поскольку в любой момент мог отключить автоматику и перейти в режим ручного управления, если бы возникла крайняя необходимость.

Никто из специалистов не мог заранее знать, как отреагирует психика человека при космических перегрузках, поэтому в кабине был специальный код на отключение автоматического управления, находившийся в запечатанном конверте. Предполагалось, что безошибочно ввести код, чтобы воздействовать на автоматику, способен только человек, который находится во вменяемом состоянии.

Когда корабль вышел на заданную орбиту, Гагарин провел ряд самых простых экспериментов, чтобы проверить воздействие невесомости на человека. Он пил, принимал пищу, пробовал делать записи обычным карандашом. Эксперименты показали, что все предметы на борту корабля требовалось прикреплять, в противном случае они очень быстро уплывали в сторону. Все свои наблюдения и отчеты о состоянии космонавт фиксировал на магнитофон.

Цитата из доклада Гагарина после полета: «Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел приём воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создаётся такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.

Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Всё равно не пригодится, писать же нечем».

В самом конце полёта система управления корабля недобрала импульс, отсеки не разделились в штатном порядке, и перед входом в атмосферу аппарат стал беспорядочно кружиться со скоростью один оборот в секунду. В более плотных слоях атмосферы приборно-двигательный отсек всё-таки смог отделиться от спускаемого аппарата.

По намеченному плану Гагарин катапультировался на высоте семи километров и спустился на парашюте. Уже после приземления на скафандре не сработал клапан, который запускает наружный воздух, и космонавт едва не задохнулся.

Цитата из доклада Гагарина после полета: «Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально».

Из-за небольшой неисправности тормозной системы приземление космонавта состоялось значительно западнее заданной точки.

Благодаря отличной подготовке Юрий Гагарин сумел совершить посадку не в ледяную воду, а на берег реки Волги в Саратовской области, близ города Энгельса. Поскольку космонавт приземлился в незапланированной местности, первыми людьми, которых он встретил, оказались супруга местного лесника и её маленькая внучка. Только потом к месту посадки прибыли военные, которые отвезли Гагарина в расположение части.

Цитата из доклада Гагарина после полета: «Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идёт ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от неё отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда».

Однако момент возвращения космонавта был четко зафиксирован системами ПВО. К месту приземления Гагарина вскоре прибыла группа местных колхозников и подразделение военнослужащих, которые были заранее предупреждены о возможном визите особого гостя. Так завершился первый полет человека в космос, полный опасностей и неизвестности.

Длительность первого в истории полёта в космос составила 108 минут.

Космонавта довезли до ближайшего поселка, и уже оттуда Юрий позвонил начальству с докладом об успешном приземлении и отсутствии травм.

По телефону герой рапортовал: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Как только информация попала на ленты новостных агенств, Гагарин превратился в звезду всемирного масштаба. Этому также немало поспособствовал тогдашний лидер СССР Н.С.Хрущев, настоявший на достойном приеме героя. 14 апреля 1961 года в Москве состоялось грандиозное празднество в честь космонавта.

Через месяц Гагарина отправили за границу с «Миссией мира», где ему предстояло посетить более 20 стран, работая, в том числе, и в дипломатическом ключе. Во всех этих поездках Гагарин зарекомендовал себя как тактичный и обаятельный молодой человек. Личность Юрия немало способствовала укреплению положительного имиджа СССР.

Знаменитый космонавт немало усилий приложил к популяризации космонавтики, сам готовился стать членом лунного космического экипажа.

Майор Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию, которую закончил за месяц до гибели.

27 марта 1968 года Гагарин выполнял обычный тренировочный полет, из которого не вернулся. Самолет врезался в землю, Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли. Тела летчиков были кремированы, урны с прахом похоронены в Кремлевской стене.

Одной из возможных причин трагедии называют сближение и резкое уклонение от другого самолета, в результате чего МиГ-15УТИ Гагарина сорвался в штопор.

В 2013 году космонавт Алексей Леонов поделился рассекреченной информацией о последнем полете Гагарина с прессой. Вышеназванная версия полностью подтвердилась.

Непонятным образом рядом с самолетом Гагарина и Серегина оказался истребитель СУ-15, который своим потоком вогнал МиГ-15УТИ в спираль. Летчики погибли, не успев выровнять самолет из-за недостаточной высоты.

Сегодня Юрий Гагарин – это настоящий символ нашей страны, человек которого знают и уважают во всем мире, он буквально пленил всех своей широкой улыбкой и добрым лицом.

Полетом в космос он навсегда вписал свое имя в историю, обеспечил себе бессмертие и прославил нашу страну.