Оттомар Борисович Герн – первопроходец подводного кораблестроения России

размещено в: Новости | 0

Оттомар Борисович Герн родился 16 (28 по н.ст.) ноября 1827 года на территории Витебской губернии Российской Империи. С 1841 года он поступил кондуктором (унтер-офицерское звание Российского Императорского флота) в Главное инженерное училище, в августе 1844 года произведен в прапорщики (в тот период – младшее офицерское звание) и перешел в офицерские классы, с 1845 года производен в подпоручики. В 1846 году Оттомар Борисович выпущен на службу в Инженерный корпус с переводом в прапорщики гвардии, и прикомандирован к Главному инженерному училищу в качестве репетитора фортификации. С 1847 года он назначен преподавателем фортификации в то же училище, в 1848 году вновь произведен в подпоручики, в 1850 году – в поручики.

Чертежи первого варианта подлодки О.Б. Герна.

Во время Крымской войны, в 1854 году О.Б. Герн был командирован в крепость Ревель (в настоящее время – Таллин, столица Эстонии) для усиления ее обороноспособности с моря. Он выступил с идеей усиления береговой обороны за счет активных элементов и разработал проект подводной лодки, используемой в качестве брандера. Первый вариант субмарины, построенный им летом 1854 года, представлял собой однокорпусную деревянную подлодку, длиной 5 метров; для перемещения использовался архимедов винт с ручным приводом. В носовой части корабля располагалось зарядное отделение, которое отделялось от корпуса лодки после того как прикреплялось к днищу вражеского судна, а затем приводилось в действие при помощи электрического детонатора. В ходе испытаний выявились проблемы с управляемостью и герметичностью, из-за чего подлодка была разобрана, но сама идея признана перспективной и разработки продолжились.

Оттомар Борисович, которому в декабре 1854 года было присвоено звание штабс-капитана, принимал активное участие в обороне Ревеля от британских кораблей, поэтому смог вернуться к работе по созданию подлодки только к лету 1855 года. Второй вариант подлодки его конструкции представлял собой однокорпусную металлическую подлодку, длиной 5 метров; для перемещения применялся двухлопастной винт, приводимый в действие мускульной силой двух матросов (использование гребного винта стало первым в практике отечественного подводного кораблестроения). Вооружение лодки было идентично предыдущему проекту – зарядное отделение с электродетонатором. Испытания субмарины начались в Санкт-Петербурге осенью 1855 года, затем в течение нескольких лет подлодка дорабатывалась, но скорость корабля продолжала оставаться низкой, а вооружение – фактически не применимым на практике. Лодка была разделана на металл после 1872 года.

Чертежи второго варианта подлодки О.Б. Герна.

В 1863 году в Санкт-Петербурге по проекту О.Б. Герна заложена субмарина третьего варианта конструкции, которая в 1864 году спущена на воду. Ее водоизмещение было увеличено в два раза по сравнению с предыдущим прототипом, но принципиальные конструктивные особенности и вооружение остались теми же. Повысить скорость корабля планировалось за счет увеличения числа матросов, вращающих винт, с двух до восьми человек, но принципиального улучшения это не дало (максимальная скорость увеличилась на 0,5 узла). Оружие лодки не изменилось и продолжало оставаться малоэффективным. После ряда испытаний, нескольких попыток перестройки и усовершенствования, лодка была разделана на металл в 1879 году.

Обобщив опыт своих предыдущих проектов, Оттомар Борисович в 1866 году приступил к строительству подводной лодки четвертого варианта. Субмарина представляла собой однокорпусную подлодку, длиной 12 метров. В качестве силовой установки использовалась паропневматическая машина мощностью 6 л.с., которая в надводном положении работала как паровой двигатель на твердом топливе, а в подводном – на сжатом воздухе. Лодка была вооружена одной подвесной торпедой, разработанной самим О.Б. Герном. В 1876 году, после длительных испытаний и доработок, данный проект был признан неперспективным и закрыт. Несмотря на конструктивные недостатки, при постройке этой субмарины был реализован ряд принципиально новых инженерных решений – она стала первым в мире подводным судном, представлявшим собой веретенообразное тело, и первой подлодкой, разделенной на водонепроницаемые отсеки, а также – впервые в практике подводного судостроения, для движения подлодки была применена пневматическая энергетическая установку, способная работать по комбинированному циклу.

За время своей службы Оттомар Борисович, с 1879 года произведенный в звание генерал-лейтенанта, принял участие в боевых действиях Крымской войны и Русско-Турецкой войны 1877–1878 годов, был награжден орденами Святого Владимира 3-й степени и 2-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 1-й степени, Святой Анны 1-й степени, а также прусским орденом Красного Орла 2-й степени со звездой и мечами (за проведенный анализ фортификационных операций во время Франко-прусской войны 1870–1871 годов). Он умер 9 (21 по н.ст.) ноября 1882 года. После отпевания в лютеранской церкви Санкт-Петербурга его похоронили в московском Новодевичьем монастыре.

Оттомар Борисович Герн внес существенный вклад теорию и практику мирового подводного кораблестроения.


Источники, использованные при подготовке публикации:

  1. Интернет-портал «Изобретения и изобретатели России»

http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_gern.htm

  1. Интернет-портал «Штурм Глубины»

Изображения

  1. Оттомар Борисович Герн.

Источник фото

https://upload.wikimedia.org

  1. Чертежи первого варианта подлодки О.Б. Герна.

Источник фото:

https://upload.wikimedia.org

  1. Чертежи второго варианта подлодки О.Б. Герна.

Источник фото:

https://upload.wikimedia.org