Памяти моряков, погибших в Русско-Японской войне (к 115-летию создания Владивостокского отряда крейсеров)

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Автор: Ю.В. Ведерников

Четвертого июля этого года «Музей истории подводных сил России им. А.И. Мари-неско» принял участие в традиционном выходе к месту гибели миноносца № 208 в годы Русско-Японской войны. Данный поход был приурочен к 115-летию создания легендарного «Владивостокского отряда крейсеров». Но для начала немного истории.
В апреле 1903 года на Дальнем Востоке был сформирован Отряд крейсеров Эскадры Тихого океана в составе крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» (рис. 1-4), двух отделений миноносцев и отделения транспортов. Отряд базировался на Владивосток, от чего и получил неофициальное наименование – «Владивостокский отряд крейсеров».
Считалось, что корабли отряда, построенные специально для крейсерской войны , действуя на просторах Японского моря и Тихого океана, нанесут существенный урон не-приятельской морской торговле. Это подтвердилось в ходе Русско-Японской войны: на морских коммуникациях противника Владивостокский отряд крейсеров потопил 10 транс-портов и 12 шхун, захватил 4 транспорта и 1 шхуну. 14 августа 1904 года во время неравно-го боя севернее Корейского пролива погиб крейсер «Рюрик».
Миноносец № 208 (тип «Пернов») был построен в Санкт-Петербурге, доставлен во Владивосток и собран в 1898 году. Водоизмещение корабля 120 тонн, длина – 42 метра, ши-рина – 4,5 метров, осадка – 1,2 метра. Энергетическая установка включала в себя две паро-вых машины, мощностью 1460 л.с., и два котла Главным оружием корабля были три одно-трубных торпедных (минных, по терминологии того времени) аппарата: два поворотных на палубе, размещенные на миделе и на корме, и один неподвижный, встроенный в форште-вень. Артиллерийское вооружение было представлено двумя 37-мм орудиями, и одной 47-мм пушкой, дополнительно установленной на корме.
В конце апреля 1904 года в целях блокирования крейсеров у своих берегов, японские корабли провели скрытое минирование, выставив на подходах к Владивостоку 75 мин. Факт минирования не был обнаружен русскими моряками.
Утром, 4 июля (ст. ст.) 1904 года, миноносцы №№ 202, 208, 210, 211 и 209, вышли в залив Петра Великого, для боевого патрулирования. В 8 час.18 мин. миноносец № 208 по-дорвался кормой на мине и стал погружаться в воду. Переборка машинного отделения не-которое время держала воду, удалось снять пулемет, а спасением команды занялись экипажи подошедших на помощь миноносцев. При взрыве погиб матрос И. Ларионов, получили ра-нения 5 моряков. Через восемь-девять минут, «208-й» затонул на глубине 13 сажен, встав на корму (рис. 5, 6). На месте гибели миноносца (пеленг на маяк о-ва Скрыплева NO 38о, ди-станция – 1,5 мили) был поставлен красный буек, после чего отряд вернулся во Владиво-сток. В том же, 1904 году предпринимались попытки подъема миноносца, но безуспешно. В начале 1930-х годов Дальневосточной партией ЭПРОН были «…приняты меры по установ-лению точного места, миноносца, затонувшего против Русского острова…», но так же без-результатно.
Весной 1986 года ленинградский историк флота В.Ю. Усов обнаружил в ЦГА ВМФ сведения о гибели миноносца и передал их нам (рис. 7). В 1987-1990 гг. аквалангистами Владивостокского клуба ДОСААФ и Приморского краевого клуба подводного поиска «Во-сток» были предприняты попытки поиска миноносца, не увенчавшиеся успехом. И только летом 2011 года экспедицией Приморского отделения Русского географического общества «Общества изучения Амурского края» и Клуба подводного поиска «Восток» было установ-лено местонахождение погибшего корабля, произведена видеосъемка. Поднятые историче-ские артефакты послужили основой экспозиции, созданной Р.А. Фадеевым в 2014 году на знаменитой «Ворошиловской батарее» – ныне Филиале Военно-исторического музея Тихо-океанского флота (рис. 8).
Конструкции корабля, пролежавшего под водой 114 лет, сильно разрушены коррози-ей и обросли морскими организмами. Верхняя палуба и большая часть надводного борта отсутствуют, за исключением набора шпангоутов и части борта в районе носового парового котла, выступающих на 1.5 метра от дна (рис. 9). Визуально определяются паровые котлы, снабженные парорасшительными колпаками (рис. 10) и паровые машины. Обнаружены гребные винты и валы, поврежденные взрывом. Фрагменты корпуса корабля покрыты ры-бацкими сетями. Поднятие корабля на поверхность как целостного объекта не представляет-ся возможным.
Обнаружение миноносца № 208 актуализировало проблему его сохранения. Коор-динаты места гибели стали известны многим, что обусловило посещение корабля различ-ными группами дайверов. Мы не имеем ничего против погружения дайверов для ознаком-ления или в туристических целях. Но надо признать, что каждый «сувенир, поднятый на память», создает угрозу утраты миноносца как целостного объекта подводного культурного наследия. Поэтому, экспедиция Клуба подводного поиска «Восток» прошедшая в сентяб-ре 2017 г., проведенная при участии «Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско» (Санкт-Петербург) была направлена на обследование текущего состояния ко-рабля.
Стало доброй традицией, ежегодно 4 июля выполнять поминальный выход к месту гибели миноносца № 208. В этом году в таком выходе участвовали представители примор-ского «Клуба подводного поиска «Восток», Приморского краевого отделения Русского Гео-графического Общества, Приморского регионального отделения Российского военно-исторического общества и Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско. В походе приняли участие курсанты ТОВМИ им. С.О. Макарова (рис. 11). Погружение на миноносец, выполненное в этот день, подтвердило сохранность его конструкций, в сравне-нии с предшествующими годами.
«Конвенция о подводном культурном наследии» ЮНЕСКО рекомендует сохранение затонувшего корабля, как объекта подводного культурного наследия в состоянии «in situ – на месте». Однако данная конвенция не ратифицирована Россйиской Федерацией, а законо-дательство нашей страны не содержит однозначных требований к обеспечению сохранности таких объектов. Очевидно – проблема сохранения миноносца № 208 остается актуальной.
Возможно, правовым основанием для сохранения останков погибшего корабля станет признание его воинским захоронением и местом отдания воинских почестей. Музеем исто-рии подводных сил России им. А.И. Маринеско ведется работа в этом направлении.

Ю.В. Ведерников, научный сотрудник
Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско