Парогазовая торпеда 53-38

размещено в: Обзор вооружения | 0

Устройство торпеды 53-38
3D-модель торпеды разделяется на 3-и основные составные части: * зарядное отделение; * воздушный резервуар с водяным отсеком и зарезервуарной частью; * хвостовая часть с гребными винтами. С видом основных составных частей торпеды можно произвести следующие действия: * приближение/удаление; * поворот относительно двух осей на 3600. Требования к системе управления 3D-моделью отсутствуют (как удобней, проще-мышью, как в AutoCAD; мышь+клавиатура; посредством дополнительных кнопок и т.д. При наведении на какой-либо элемент составной части, возможен подъём его ярким выделяющим цветом, а также возможна всплывающая подсказка с названием элемента.
Тактико-технические характеристики торпеды 53-38
Тактико-технические характеристики торпеды 53-38 и её модернизаций Содержит только текст. Торпеда 53-38: * Тип-парогазовая; * Длина – 7200 мм; * Диаметр корпуса – 533 мм; * Масса – 1615 кг; * Три скоростных режима: 30,5, 34,5 и 44,5 узлов; * Мощность двигателя 112, 160 и 318 л.с. соответственно; * Дальность хода – 10000 м на 30,5 узлах, 8000 м на 34,5 узлах, 4000 м на 44,5 узлах; * Вес боевого зарядного отделения – 300 кг; * Взрывчатое вещество -тротил; * Тип взрывателя – контактный; * Глубина хода – 1 -14 м. Торпеда 53-38У: * Тип-парогазовая; * Длина – 7450 мм; * Диаметр корпуса – 533 мм; * Масса – 1725 кг; * Вес боевого зарядного отделения – 400 кг тротила. Торпеда 53-39: * Тип-парогазовая; * Длина – 7488 мм; * Диаметр корпуса – 533 мм; * Масса – 1780 кг; * Скорость – имелись 3 скоростных режима: 34, 39 и 51 узел; * Дальность хода – 10 000 м на 34 узлах, 8000 м на 39 узлах, 4000 м на 51 узле; * Вес боевого зарядного отделения – 317 кг ТГА-16 (представляет собой плавленую механическую смесь, содержащую 60 % тротила, 24 % гексогена, 13 % алюминиевого порошка, 3 % алюминиевой пудры); * Тип взрывателя – контактный В данном окне возможна кнопка «Возврат» в графическое окно Парогазовая торпеда 53-38
История создания торпеды 53-38
53-38[1] — 53-см парогазовая торпеда, разработанная в 1938 году на базе торпеды 53-Ф, выпускавшейся заводом Уайтхеда в Фиуме (на тот момент-Италия). В отличие от прототипа, который имел четыре режима хода, имела только три. Принята на вооружение в мае 1939 года. К началу войны торпеда 53-38 находилась на вооружении большинства советских надводных кораблей и подводных лодок. Наряду с торпедой 45-36 была основным образцом торпеды ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны. Торпеда 53-27, стоявшая на вооружении в 30-х годах, не удовлетворяла флот характеристиками по дальности -3,7 км, непроработанностью проекта и низким качеством изготовления. Кроме того, для надводных кораблей требовался второй, дальноходный режим скорости. Для этого заимствовали у итальянской торпеды 53-Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гиростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду под названием 53-36 приняли на вооружение в 1936 году. По своим характеристикам она по-прежнему отставала от зарубежных образцов и оказалась только чуть лучше и не надежнее своей предшественницы. Всего флоту удалось сдать около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. Торпеда разрабатывалась в Научно-исследовательском минно-торпедном институте (НИМТИ), г. Ленинград. В 1938 году на заводе «Двигатель», а с 1939 года и на «Дагдизеле» начали производиться 533-мм торпеды. Предназначавшаяся для вооружения всех классов надводных кораблей и подводных лодок с 53 см торпедными аппаратами. Называться они стали 53-38. Недостатки в основном были устранены в 1939-1941 гг. В 1939 году группа конструкторов под руководством А.П. Белякова за счёт удлинения боевых зарядных отделений увеличила вес взрывчатого вещества в торпедах на 80-100 кг. Эксперименты показали, что торпеды 45-36Н и 53-38 с удлиненными зарядными отделениями практически не теряют своих ходовых качеств. В конце 1939 г. модернизированные образцы были приняты на вооружение. Называться они стали 45-36НУ и 53-38У. 53-38У впоследствии была оснащена неконтактным взрывателем. К разработке скоростной торпеды на базе торпеды образца 53-38У приступили в 1939 году. В результате ряда технических усовершенствований и длительных испытаний в июле 1941 года эта торпеда была принята на вооружение и в течение войны осваивалась флотом. В 1941 г. на государственных испытаниях для торпеды 53-39 удалось получить скорость хода 51 узел. Торпеда была 3-режимная (позднее – 2-режимная), универсальная, предназначавшаяся для использования в 53 см торпедных аппаратах. Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счёт увеличения количества энергетических ресурсов (воздуха и керосина), уменьшения массы ВВ при увеличении мощности и модернизации двигателя. За создание торпеды 53-39 авторскому коллективу – инженерам Д.А. Кокрякову, В.Л. Орлову, Д.Н. Островскому и др. была присуждена Сталинская премия. Единственным недостатком по сравнению с 53-38У была меньшая по массе боеголовка, но его компенсировали перейдя на более мощное взрывчатое вещество. Торпеду 53-38 впервые в Советском Союзе оснастили неконтактным взрывателем НВС (неконтактный взрыватель со стабилизатором). Это был магнитодинамический взрыватель генераторного типа, который срабатывал не от величины, а от скорости изменения вертикальной составляющей напряженности магнитного поля корабля водоизмещением не менее 3000 т на расстоянии до 2 м от днища.
Боевое применение торпеды 53-38
В начальный период Великой Отечественной войны основным способом стрельбы отечественных подводных лодок была прицельная стрельба одиночными прямоидущими торпедами (рис. 1). Для боевого применения прямоидущей торпеды, при этом типе стрельбы, необходимо точно знать элементы движения цели: курс, скорость, а также дистанцию до нее. Однако, в реальных условиях данный способ оказался малопригодным в связи с невозможностью точного определения параметров движения цели, в первую очередь – дальности до цели. По мере приобретения боевого опыта командиры подводных лодок стали выполнять атаки способом последовательных выстрелов или с временным интервалом, когда торпеды шли одна за другой (рис. 2). Этот способ позволял перекрыть ошибки определения элементов движения цели и дистанции до неё. При этом атакующей подводной лодке приходилось достаточно длительное время (до 30 секунд) выдерживать боевой курс, кроме того, уклонение цели от одной торпеды приводило к промаху всех торпед. С доработкой приборов управления ходом торпеды (увеличение точности, появление возможности устанавливать угол стрельбы торпеды, находящейся в торпедном аппарате), стал доступен способ, лишённый недостатков предыдущих способов, – залповая стрельба сектором или веером (рис. 3)