Первая в России и первая в мире подводная лодка «Минога», оснащённая дизельным двигателем

размещено в: Новости, Новости музея | 0

История подводного флота богата яркими событиями, героическими подвигами и славными именами. Морская профессия всегда сопряжена с повышенной опасностью. Какой бы совершенной ни была техника, различные аварии и нештатные ситуации являются неизменным атрибутом жизни моряков. Особенно опасны они на подводных лодках. Освоение этих кораблей происходило в море. При этом они горели, взрывались, сталкивались и тонули, но горькая соль морского опыта их экипажей оседала в уставах, наставлениях и инструкциях для последующих поколений подводников. Свой вклад в копилку как положительного, так и трагического опыта внесла и подводная лодка «Минога».

1 октября 1908 года в Петербурге спустили на воду первую не только в России, но и в мире дизель-электрическую подводную лодку – это была субмарина проекта «Минога». 

И. Г. Бубнов
 

Лодка была построена в 1906—1909 годах по проекту, разработанному в 1905 году Иваном Григорьевичем Бубновым. Эта лодка была оснащенная дизельным двигателем и стала прародительницей всех дизель-электрических субмарин отечественного флота.

С 1910 года все подводные лодки строились именно по дизель-электрической схеме. 

Дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) – это субмарина, оснащенная дизельным двигателем для надводного хода и электромотором, предназначенным для движения под водой. Переход к двойной схеме двигателей позволил подводным лодкам достичь высокого уровня автономности плавания и существенного времени хода под водой. 

 

Тактико-технические характеристики подлодки «Минога»:
Водоизмещение – 123 тонны (надводное), 152 тонны (подводное)

Длина – 32,6 м
Ширина – 2,75 м
Осадка средняя – 2,75 м
Силовая установка – два дизельных двигателя по 120 л.с. и электродвигатель – 70 л.с.
Скорость хода – 11 узлов (надводная), 5 узлов (подводная)
Дальность плавания – 900 миль в надводном положении (8 узлов), 25 миль – в подводном
Рабочая глубина погружения – 30 м
Предельная глубина погружения – до 50 м
Вооружение – 37-мм пушка (с 1915 года) и два 450-мм носовых торпедных аппарата
Экипаж – 18 человек

 
Лейтенант А.Н. Гарсоев

7 ноября 1908 года у причальной стенки Балтийского завода Санкт-Петербурга состоялось пробное погружение, по результатам которого было принято решение оснастить лодку свинцовым килем для увеличения балласта. 

31 октября 1910 года лодка была принята в состав флота. 

В 1912 году на стрельбах «Минога» заняла 2-е место, поразив цели 8 торпедами из 20 выпущенных.

В 1912 годукомандиром лодки был назначен лейтенант А. Н. Гарсоев, который до этого командовал пл «Почтовый». «Почтовый» – подводная лодка, построенная в 1906 году по проекту С.К. Джевецкого. Лодка была построена в экспериментальных целях и, несмотря на отсутствие боевой ценности, стала воплощением самого успешного проекта подводного корабля с единым двигателем для надводного и подводного хода из созданных в первой четверти XX века.

Во время Первой мировой войны «Минога» совершила 14 боевых походов.

По ходатайству А.Н. Гарсоева команда «Почтового» была в полном составе переведена на «Миногу».

Командир и команда подводной лодки «Минога» (1913 год)
 

23 марта 1913 года в Либаве совершавшая пробное погружение «Минога» набрала воды через полуоткрытый клапан вентиляции и затонула. 

«Минога» вышла в море и около 16.00. Лейтенант Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на катер флажный семафор о намерении погрузиться. Выполнив приказ, Гордеев положил флажки, как ему показалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле — под тарелку клапана вентиляционной шахты. Сразу после погружения через этот клапан в корпус стала поступать вода, в результате чего лодка легла на грунт на глубине примерно 11 метров. Командир приказал отдать аварийный буй. На катере его сначала не заметили, а затем какое-то время ушло на то, чтобы подойти к бую, достать телефон и выяснить обстановку на лодке. Когда весть об аварии пришла в Либаву, рабочий день в базе уже закончился, поэтому спасатели смогли выйти в море только в районе 19 часов. Между тем положение в лодке быстро ухудшалось. Самоотверженными усилиями экипажа удалось значительно уменьшить поступление воды, но она все-таки подходила к аккумуляторам, что грозило большим выделением хлора и полным отравлением. В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. При этом корма лодки всплыла и выступала над поверхностью моря. Находившаяся в корпусе холодная маслянистая вода перелилась в носовую часть и полностью залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

Подошедшие миноносцы и водолазные боты очень скоро обнаружили кормовую часть потерпевшей аварию лодки. Затем буксиры подвели 100-тонный кран. В это время из лодки уже никто не отзывался. Кран начал подъем, и в 00.45 над водой показался кормовой входной люк. Со шлюпки на пл бросились три офицера. Они помогли открыть люк и поочередно вытаскивали людей. Большинство подводников уже не могли самостоятельно двигаться, они были доставлены в больницу с отравлениями парами хлора и кислоты. Погибших не было. 

Эта авария поучительна. В ней наглядно отразилась одна из важнейших черт нашей жизни, когда ошибка одного человека может поставить в крайне трудное положение весь экипаж, а грамотные и своевременные действия позволяют выйти даже из, казалось бы, совершенно безнадежного положения. 

Летом 1915 года благодаря грамотным действиям машинного старшины Г.М. Трусова лодка благополучно спаслась от тарана. 1 сентября 1915 года за подвиг, мужество и храбрость в боевых действиях он был пожалован Георгиевской медалью 4-й степени, а 29 октября того же года – награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

В 1915 году при очередном ремонте ее вооружение было дополнено 37-мм пушкой, которую установили на корме лодки.

Осенью 1917 года «Минога» вместе с четырьмя подводными лодками типа «Касатка» прибыла в Петроград для прохождения капитального ремонта. Здесь лодку застали революционные события, ремонт был отложен на неопределенный срок. Все лодки были в январе 1918 года сданы для хранения в порт. О них вспомнили только летом 1918 года, когда советскому правительству потребовалось усилить Каспийскую военную флотилию из-за действий интервентов. Лодки отремонтировали и железнодорожным транспортом перебросили в Саратов, откуда они своим ходом дошли до Астрахани. 

В мае 1919 года «Минога» участвовала в бою с английскими кораблями у форта Александровский. «Минога» вновь оказалась на грани гибели, намотав на винт стальной трос и лишившись хода. Только мужество рулевого-сигнальщика В.Я. Исаева, сумевшего в холодной воде освободить винт, спасло лодку от расстрела кораблями интервентов.

После окончания боевых действий на Каспии, лодка некоторое время находилась на хранении в порту Астрахани.

После 16 лет службы первая российская дизель-электрическая лодка 21 ноября 1925 года в связи с износом всех механизмов была сдана для разборки на металл.

Многолетняя эксплуатация подводной лодки «Минога» подтвердила правильность конструктивных решений, предложенных Иваном Григорьевичем Бубновым. 

Опыт эксплуатации этой подводной лодки был учтен советскими конструкторами подводных кораблей.


При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Нарусбаев А.А. Катастрофы в морских глубинах. Ленинград. 1989 г.
  • Калинин В. «Минога» — первая в мире дизель-электрическая подводная лодка. «Морской сборник» № 11 1989 г.
  • Компания «Медиахауз». Электронный справочник «Подводные лодки». 2006 г.
  • Масорин В.В. Подводные силы России: основные этапы развития и особенности боевого применения. Военно-исторический журнал № 7 2006 
  • Додонов В. Подводная лодка « Минога», 2016г.