Первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки

размещено в: Новости, Новости музея, Памятные даты | 0

65 лет назад, 16 сентября 1955 года, состоялся первый в мире пуск баллистической ракеты с дизель-электрической подводной лодки. Этой субмариной была Б-67 проекта 611.

Подводные лодки проекта 611 — серия советских подводных лодок, относящаяся к подклассу больших подводных лодок; предназначались для действий на океанских коммуникациях. Всего было построено 26 единиц.

Под руководством главного конструктора Н.Н. Исанина была разработана модификация проекта 611, получившая обозначение «В611». Согласно проекту лодку оснастили двумя ядерными баллистическими ракетами Р-11ФМ, размещёнными в удлинённой рубке.

Схема размещения ракет на подводной лодке
 
Схема размещения ракет на подводной лодке

Идея вооружения подводных лодок баллистическими ракетами прорабатывалась военными моряками начиная еще с 1952 года.

26 января 1954 года Совет Министров СССР, рассмотрев предложения руководителей Военно-Морского Флота, кораблестроительной промышленности и разработчиков ракетного оружия, принял постановление о проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия.

Устройство ракеты
Устройство ракеты

Выполнение работ поручалось целому ряду организаций промышленности различных министерств и Военно-Морского Флота. Главным конструктором проекта подводной лодки, на которой впервые в мире предстояло разместить баллистическую ракету, был назначен начальник и главный конструктор ЦКБ-16 (ныне — СПМБМ «Малахит»), будущий академик АН СССР Николай Никитич Исанин, ответственным за создание первой морской ракеты – главный конструктор ОКБ-1 НИИ-88, будущий академик и всемирно известный ракетостроитель Сергей Павлович Королев.

Было решено, что стартовать ракета будет из надводного положения. Для этого нужно было поднять ее на стартовом столе до верхнего среза шахты и удерживать в таком положении на качающейся подводной лодке до пуска. При этом никто не знал, как обеспечить безопасность старта, как защитить подводную лодку от раскаленных газов, выдержит ли ракета многосуточную качку и давление на глубине.

Ракета Р-11ФМ была одноступенчатой, с жидкостным маршевым двигателем. Применение легких и прочных материалов позволило снизить ее вес до 5,5 тонн и обеспечить дальность полета до 150 км. Ракета комплектовалась моноблочной головной частью с ядерным зарядом мощностью 10 кт. При стрельбе на полную дальность гарантировалась точность попадания в радиусе 8 километров. Ошибки в наведении на цель перекрывались площадью поражения от взрыва ядерной головной части.

Пусковую шахту тоже разрабатывали впервые. В носовой части четвертого отсека подводной лодки установили две вертикальные ракетные шахты диаметром 2 метра и высотой около 14 метров. Их верхние части были прикрыты ограждением рубки. На случай аварийной ситуации были предусмотрены системы пожаротушения, затопления шахты, орошения и даже аварийного сброса ракеты в море.

Переоборудование лодки по новому проекту В611 проводилось на заводе №402 (ныне — ОАО “ПО «Севмаш»”) под руководством И.С. Бахтина. В августе 1955 года корабль и ракетный комплекс были готовы к совместным испытаниям.

Первой в мире пуск баллистической ракеты
Первой в мире пуск баллистической ракеты
Командир ПЛ Б-67 Козлов Федор Иванович
Командир ПЛ Б-67 Козлов Федор Иванович

Первый в мире пуск баллистической ракеты с дизель-электрической подводной лодки Б-67 проекта В611 Северного флота, командир – капитан 2 ранга Ф. И. Козлов, был произведен в 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года.

Во время пуска на борту лодки находились главные конструкторы ракетного комплекса — С.П. Королев — и подводной лодки — Н.Н. Исанин, а также главный инициатор создания ракетных подводных лодок заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирал Л.А. Владимирский.

Ракета приземлилась «с точностью в пределах технического задания» на полигоне в тундре Кольского полуострова, образовав воронку глубиной 6 и диаметром 14 метров.

Завершающим этапом в разработке и освоении ракеты Р-11ФМ явились ее первые подводные пуски в августе-сентябре 1959 года. В этом же году ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ был принят на вооружение. Этим комплексом были оснащены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ.

________

День 16 сентября 1955 года вошел в историю как дата зарождения наших морских стратегических сил. Советский Союз стал первой страной, обладавшей подводными лодками с баллистическими ракетами. Было положено начало созданию советского ракетоносного подводного флота — важной части ядерной триады нашей Родины. Это событие можно с полным основанием считать началом нового курса в послевоенном развитии флота.

________

С тех пор постоянно разрабатывались новые образцы ракет, под них строились новые лодки, и каждый новый комплекс таил в себе много неизвестного и непредсказуемого. При освоении данного оружия советские подводники проявили огромное мужество. С этим оружием они освоили Арктику и экваториальные зоны, проникли в неизведанные глубины океанов и защищали интересы Советского государства на просторах Мирового океана.


Материал подготовлен на основе информации открытых источников:

  1. Электронный справочник «Ракетное и космическое оружие». ООО «МедиаХауз». 2006 г.
  2. Зуев В. Ракета стартует с моря. Статья с сайта submarine.id.ru
  3. Запольский А.А. «Ракеты стартуют с моря». СПб. 1994 г.
  4. Ширшиков А. «Волна» на Белом море. Рассылка Вести из «Кубрика». Октябрь 2005 г.