Петр Первый – создатель регулярного Русского военно-морского флота

размещено в: Новости | 0
Петр I

9 июня 1672 года родился Петр I, первый русский император, государственный реформатор XVII-XVIII веков, основатель города Санкт-Петербург, создатель регулярного русского военно-морского флота.

Интерес Петра I к морскому делу возник в 1688 году, когда 16-летний царевич нашел в селе Измайлово брошенный ботик, ранее при-везенный в подарок его отцу из Англии. Ботик отремонтировали и Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места – Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро, где постепенно росло мастерство царевича в управлении судном. В дальнейшем для потех царевича было построено несколько судов и в 1692 году Переяславскому озеру ходили два малых фрегата и три яхты.

Ботик Петра Первого
24-пушечный корабль «Святой апостол Павел»

Став московским царем, летом 1693 года Петр Алексеевич основал в Архангельске первую государственную верфь – Соломбальскую, где сразу заложили 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел», а затем для усилия флота приобрели в Голландии еще два судна. Посетив в мае следующего года Архангельск, Петр I лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывшие из Голландии фрегаты «Святое пророчество» и «Святой Петр». Из солдат Семеновского и Преображенского полков были сформированы команды и три корабля вышли в Англию для ведения торговли.

Русские корабли блокируют турецкую крепость Азов

Иным направлением движения России к морю стало южное: в феврале 1695 года русские войска начали поход к Черному морю и осадили турецкую крепость Азов в устье Дона. Однако овладеть крепостью не удалось, поскольку турки подвозили припасы морем, противодействовать чему русские не могли. В течении последующего года в Воронеже и других городах было построено два 36-пушечных корабля, 24 галеры и несколько вспомогательных судов. Азов пал, Россия получила выход к Черному морю.

В результате Азовские походы на практике показали важность флота для ведения войны. Взятие Азова стало только первым шагом на трудном и долгом пути. Война с Османской империей продолжалась. Флот и армия Турции, Крымское ханство по-прежнему представляли значительную угрозу южным рубежам России. Чтобы противостоять мощному врагу, сохранить выход в море и добиться заключения выгодного мира, необходим был сильный постоянный флот. Понимая это . 20 октября 1696 года Петр издает указ – «Морским судам быть…», утверждая обширную программу военного кораблестроения.

Для строительства кораблей были созданы «кумпанства» (компании). По первоначальной программе планировали построить 52 корабля: 19 кораблей – светские землевладельцы, 19 кораблей – духовенство и 14 кораблей – купечество. Кумпанства должны были самостоятельно организовать весь комплекс подготовительных и строительных работ, включая содержание рабочих и мастеров, покупку всех материалов, оружия. Для устройства верфей были выделены места в Воронеже, Струпинской пристани, в ряде поселений по реке Воронеж и Дон. Четвертым строителем флота выступила казна. Адмиралтейство должно было построить 6 кораблей и 40 бригантин, но затем эту норму дважды повышали, так что в итоге ему пришлось супить на воду 16 кораблей и 60 бригантин. Впрочем, правительство повышало нормы и частным кум-панствам, в 1698 году их обязали построить еще 6 кораблей.

С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным хо-дом. В Воронеж и другие населенные пункты, где были созданы верфи, стекались тысячи людей. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25-40 орудиями на борту. Воронеж стал настоящей «колыбелью» петровского флота. С каждым годов темпы росли, и к 1699 году постройка большинства кораблей была завершена

«Морским судам быть…!»

.

Парусный корабль «Крепость»

Летом 1699 года из Азова в Таганрог пришли русские корабли «Скорпион», «Растворенные ворота», «Сила», «Крепость», «Благое со-единение» и несколько галер. 4 августа «морской караван» генерал-адмирала Ф. А. Головина снялся с якоря. Начался первый поход Азовского флота. Всего было отправлено 10 больших кораблей – «Скорпион», «Благое начало», «Цвет войны», «Растворенные врата», «Апостол Петр», «Сила», «Безбоязнь», «Соединение», «Меркурий» и «Крепость», и сопровождавшие их галеры. Через несколько дней русский отряд достиг Керчи, где встретился с турецкой эскадрой. 8 сентября 1699 года «Крепость» с русским посланником на борту прибыла в Стамбул. Появление русского флота в Азовском и Черном морях стало одним из фак-торов, который заставил Турция заключить мир с Россией. Мирный до-говор был подписан в июле 1700 года.

Основание Санкт-Петербурга

Основная нацеленность интересов русского государя была на Бал-тике, где господствовал сильный шведский флот. Начав войну, в 1703 году Петр I основал город в устье Невы, ставший впоследствии Санкт-Петербургом, будущей столицей и центром кораблестроения России.

Значимым событием начала XVIII века в российской истории стало создание Балтийского флота, днем основания которого считается 18 мая 1703 года. В этот день под русские корабли командованием Петра I одержали первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных корабля. Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». В этом же году был построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт» и заложена передовая крепость Кронштадт. С 1704 года началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России.

Создание военно-морского флота требовало наличие специально подготовленных людей – моряков и кораблестроителей. Среди посту-пивших на русскую службу иностранных моряков и кораблестроителей были десятки высококвалифицированных и честных специалистов, многие из которых стали считать Россию своей второй родиной и отдавали все свои силы для возвеличивания ее морской мощи. Именно они были первыми учителями и наставниками многих видных отечественных кораблестроителей. В эти же годы для обучения офицерских кадров в страны Западной Европы было отправлено 150 молодых русских дворян. В 1701 году в Москве была создана «Школа математических и навигацких наук», полтора десятилетия спустя переведенная в Санкт-Петербург

Корабелы Петра Первого

Первая морская победа в истории России была одержана Балтийским флотом 9 августа 1714 года у мыса Гангут. Пользуясь безветрием и применив тактическую смекалку, русский гребной флот атаковал передовой отряд из 10 шведских парусных кораблей и после жесткого боя разгромил его, захватив в плен фрегат «Элефант». В современности 9 августа является днем Российской воинской славы

Гангутское сражение, 9 августа 1714 года

.Четвертого июня 1719 года отряд русских кораблей в морском бою у о-ва Эзель разгромил отряд шведских кораблей, захватив в плен 52-пушечный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фрегат «Карлус-Кронвапен» и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», 376 рядовых чинов, 11 офицеров, в том числе капитан-командор А. Врангель. Неприятель потерял 50 человек убитыми и 14 ранеными. Русский флот потерял 3 офицеров и 6 матросов, 9 человек было ранено. Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином».

Сражение у о-ва Эзель, 4 июня 1719 года
Сражение у о-ва Гренгам , 7 августа 1720 года

Седьмого августа 1720 года отряд русских кораблей в составе 61 галеры и 29 лодок был атакован флотом шведов, имевшим 156 орудий. Русский отряд стал поспешно отступать на мелководье, куда и пошли и преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата, после чего оставшаяся часть шведского флота отступила. Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадского мира.

В 1725 году, в год смерти Петра I, русский военно-морской флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 253 галеры. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Петербурге и Астрахани.

Морское наследие Петра Великого грандиозно. Он оставил после себя регулярный военно-морской флот, систему морского образования и кадровый состав, который продолжает его дело до сих пор. Трудами Петра Великого в России впервые было создано морское судостроение. Заботами первого русского императора была основана морская торгов-ля с зарубежными странами.

Память о Петре Великом постоянно сохранялась его потомками. И в современности его образ незримо присутствует в старейшем военно-морском учебном заведении – Корпусе Петра Великого, закреплен золотыми буквами на борту самого мощного боевого корабля России – тяже-лого атомного ракетного крейсера «Петр Великий»

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

.