Подвиг под грифом «Секретно» – Героям С-178 посвящается

размещено в: Выставки | 0

ВЫСТАВКА ОДНОГО ПРЕДМЕТА
“Подвиг под грифом «Секретно» – Героям С-178 посвящается”

 

Знак нагрудный. Памятный. Посвящен ПЛ С-178
из собрания СПб ГБУК “МИПСР им. Маринеско”

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «С-178»:

Подводная лодка «С-178» проекта 613 была заложена 12 декабря 1953 года на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» имени А.А. Жданова в городе Горький (сейчас – Нижний Новгород), спущена 29 октября того же года была включена в состав Северного флота с базированием на г. Полярный.

Весной 1955 года подводную лодку начали готовить к переходу на Тихоокеанский флот в составе ЭОН-65 (экспедиции особого назначения). На субмарине установили съемные деревянно-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки сразу за ледоколом и защитили обтекатели гидроакустических станций.

07 июля 1955 года «С-178» в составе ЭОН-65 вышла из Полярного и по Северному морскому пути с заходом в порт Диксон отправилась через остановку в бухте Провидения, где экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром корпуса, в бухту Крашенинникова, куда субмарина пришла 31 августа.

Осенью «С-178» вошла в состав Тихоокеанского флота с базированием на бухту Крашенинникова.

В 1965 году была перебазирована на п. Ракушка.

 

СОБЫТИЯ 21 – 23 ОКТЯБРЯ 1981 ГОДА:

21 октября 1981 года подводная лодка под командованием капитана 3 ранга В.А. Маранго возвращалась на базу в надводном положении, часть офицеров во главе с командиром находились на мостике. Волнение моря достигало 2 баллов, отмечалась хорошая ночная видимость. Для удобства работы дизелистов и электриков переборка между отсеками была раздраена. Также начинался ужин, поэтому были открыты переборочные двери между 4 и 5-м отсеками.

В 19:30 по Хабаровскому времени «С-178» от помощника оперативного дежурного ОВР Приморской флотилии получила разрешение на вход в бухту Золотой Рог. Чтобы сократить время хода, маршрут был проложен через полигон боевой подготовки. Немного ранее оперативный дежурный ОВР Приморской флотилии дал разрешение экипажу теплохода РФС-13 «Рефрижератор-13» на выход из бухты. Данная информация не была своевременно передана экипажу «С-178». Старший помощник РФС-13 В.Ф. Курдюков, желая поскорее покинуть бухту, самостоятельно сменил курс и оказался на том же полигоне Тихоокеанского флота, куда вошла субмарина. Контроль оперативным дежурным Приморской флотилии за движением судов не осуществлялся.

В 19:30 вахтенные теплохода заметили огни встречного судна, которое они приняли за рыболовецкий траулер. Параллельно старший помощник получил сообщение на экране радара об отметке цели. Пеленг на встречное судно не менялся, и они стремительно сближались. Акустик «С-178» также доложил об обнаружении встречного судна, однако ничего не было предпринято.

Согласно МПСС-72 и правилам плавания в порту Владивостока траулер должен был уступать курс субмарине, однако управляющий «Рефриджиратором-13» старший помощник также не предпринял никаких мер для безопасного расхождения кораблей.

Огни РФС-13 с мостика «С-178» заметили слишком поздно.

В 19:45 «Рефрижератор-13» ударил «С-178» в левый борт в районе 6-го отсека. В образовавшуюся большую пробоину проникла вода, полностью затопив отсек за несколько десятков секунд. Лодка получила крен, все стоявшие на мостике моряки упали в воду. Спустя 40 секунд после столкновения подводная лодка, приняв в прочный корпус около 130 тонн воды и потеряв плавучесть, затонула на глубине 31 метра.

В ходе первых минут аварии погибло 18 членов экипажа, находившихся с 4 по 6 отсек и не успевших загерметизировать переборочные двери. Центральный пост также вскоре был затоплен. Выжившие подводники загерметизировались в 1, 2 и 7 отсеках.

Фильтрация воды в 7-й отсек составляла до 15 тонн в час, и начальник штаба бригады капитан 2 ранга В.Я. Каравеков, находившийся на борту, приказал покинуть отсек и выбраться на поверхность, однако моряки не смогли открыть крышку верхнего люка (поскольку не сравняли давление с забортным). Выбраться через кормовые торпедные аппараты не удалось, а через 4 часа связь с отсеком прекратилась.

В 1 и 2 отсеках на 26 оставшихся в живых подводников было всего 20 комплектов ИСП-60 для выхода на поверхность.

РФС-13 в то же время поднял из воды 7 подводников из 11, оказавшихся в воде, после чего сообщил в 19:57 об аварии. В 20:15 была объявлена тревога поисковым силам и спасательному отряду. К месту аварии вышли спасательные суда «Жигули», «Машук» и спасательная подлодка БС-486 «Комсомолец Узбекистана проекта 940. В 21:00 с борта РФС-13 был обнаружен спасательный буй С-178, а через 50 минут спасательные корабли подошли к месту аварии. Руководил спасательными работами начальник штаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Р.А. Голосов.

22 октября в 8:45 следующего дня впервые в мировой истории подводная лодка БС-486 начала спасение людей с затонувшей субмарины. Однако из-за трудностей поиска объекта (выход из строя гидроакустического комплекса БС-486) и выбора позиции для начала работы водолазов спасение началось только в 3 часа утра 23 октября. Также спасательные работу осложнял отсутствие связи с «С-178» – сигнальные буи, в которых находятся аппараты для связи, были сорваны поднявшимся штормом.

Для поднятия боевого духа подводников старший помощник «С-178» С.М. Кубынин присвоил очередные звания по уставу в зависимости от должности и наградил знаками отличия. Он вспоминал: «Ладно, сидим, трясемся от холода и прислушиваемся. Сутки проходят – никакого движения. Ни водолазов, ни спасательных комплектов. И связи нет. Еще полдня в неведении. Снаружи по-прежнему тишина. Смотрю, ребята носы повесили… Опять на выручку пришел сейф из моей каюты. Там лежали знаки отличия – «Специалист 1-го класса», «Отличник ВМФ», «Мастер ВМФ»… И печать тоже у меня хранилась. Говорю механику: «Личному составу приготовить военные билеты. Будем награждать». Очередные звания присвоил: одному – мичмана, другому – старшины первой статьи. Все по уставу, в зависимости от должности. Так это потом и осталось, никто не посмел пересмотреть или отменить. А тогда парни повеселели, настроение у них поднялось».

За время ожидания 3 подводника вследствие плохого самочувствия предприняли попытку самостоятельного выхода на поверхность, позже они не были найдены. Ещё в ходе организованного вывода погибли три члена экипажа «С-178». Последним в 20:30 вышел старший помощник «С-178» капитан-лейтенант С.М. Кубынин. Всего с затонувшей подводной лодки были спасены 20 человек. Всего же погибло 32 человека, тела 6 из них так и не были найдены.

 

ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ:

Субмарина была поднята, однако ее восстановление было признано нецелесообразным. 09 июля 1982 года «С-178» была исключена из состава Военно-Морского флота.

После гибели «С-178» совместным решением флота и промышленности на всех лодках установили проблесковые оранжевые фонари, предупреждающие о том, что подводная лодка идет в надводном положении.

Состоялся закрытый суд, согласно решению которого командир «С-178» капитан 3-го ранга В.А. Маранго и старпом РФС-13 В.Ф. Курдюков были приговорены к тюремному заключению сроком на 10 лет.

Некоторые погибшие были захоронены по местам жительства родителей, другие – в братской могиле Морского кладбища Владивостока, где был создан мемориал. Спустя год у него установили ограждение рубки «С-178».

Спасенным была назначена стандартная пенсия и почти все из них покинули флот.

Выжившие подводники и их родственники поддерживают связи друг с другом. Они и сейчас остаются единым экипажем, единой семьей.

 

Список иллюстраций:

  1. Силуэт подводной лодки проекта 613 без артиллерийского вооружения.
    Автор: Mike1979 Russia
    Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Whiskey_V_class_SS.svg?uselang=ru
  2. Подводная лодка «С-178».
    Источник: В. Бойко. Трагедии Тихоокеанского подплава – Москва: Горизонт – 2016.
  3. Подводная лодка «С-178» незадолго до гибели.
    Источник: Там же
  4. Экипаж подводной лодки «С-178».
    Источник: https://voenflot.ru/pomni/blytov-v-stati-iz-interneta-34-metra
  5. Борчевский, В. Маранго, В. Смоляков, С. Кубынин (из личного архива С. Кубынина)
    Источник: https://voenflot.ru/pomni/blytov-v-stati-iz-interneta-34-metra
  6. Таран в заливе Петра Великого. Репродукция картины А. Лубянова. 2009 год.
    Источник фото: https://cdnimg.rg.ru/pril/article/119/29/54/1.jpg
  7. Подводная лодка «С-178» и лодка-спасатель БС-486. 21 – 23 октября 1981 года. Залив Петра Великого. Репродукция картины А. Лубянова. 2009 год.
    Источник: http://topwar.ru/uploads/posts/2015-12/1449037270_1_b3916d78.jpg
  8. Подъем подводной лодки «С-178», 1981 год.
    Источник: http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=605181
  9. Подъем подводной лодки «С-178», 1981 год.
    Источник: http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=613857
  10. Подводная лодка «С-178» после подъема (из личного архива С. Кубынина) Источник: https://voenflot.ru/pomni/blytov-v-stati-iz-interneta-34-metra
  11. Подводная лодка «С-178» после подъема в сухом доке Дальзавода, 1981 год.
    Источник: В. Бойко. Трагедии Тихоокеанского подплава – Москва: Горизонт – 2016.
  12. То же.
  13. Пробоина подводной лодки «С-178» по левому борту в районе 6 отсека, полученная в результате столкновения.
    Ссылка: http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=613873
  14. Мемориал-захоронение членов экипажа подводной лодки «С-178».
    Источник: https://patrokl.info/2017/10/29/cemetery/
  15. Памятная табличка мемориала.
    Источник: https://captainmisson.livejournal.com/43286.html
  16. С.М. Кубынин в звании капитана 1 ранга
    Источник: https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1011650/inx960x640.jpg
  17. Спасенные члены экипажа подводной лодки «С-178» у мемориала, 2011 год.