Мы часто публикуем статьи о героях-подводниках, о командующих, о действиях подводных лодок в годы войны, однако столь редко говорим о тех, кто нес свою службу на берегу. Наша новая публикация посвящена медицинским работникам Северного флота — людям, которые в те тяжелые годы в практически невыносимых условиях спасали жизни советских моряков, гражданских жителях и союзников.
ДЕЙСТВИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА В ГОДЫ ВОЙНЫ
Северный флот был образован согласно Приказу Народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова от 11 мая 1937 года № 056 на базе Северной военной флотилии, которая была создана 01 июня 1933 года для обороны Заполярья.
Во время Великой Отечественной войны в состав Северного флота входила одна бригада подводных лодок, которой командовали Н.И. Виноградов (декабрь 1940 года — декабрь 1943 года), И.А. Колышкин — с декабря 1943 года.
К началу Великой Отечественной войны бригада насчитывала 15 подводных лодок, сведённых в три дивизиона, которыми командовали М.И. Гаджиев (Д-3 «Красногвардеец», К-1 и К-2), И.А. Колышкин (Щ-401, Щ-402, Щ-403, Щ-404, Щ-421 и Щ-422), Н.И. Морозов (М-171, М-172, М-173, М-174, М-175, М-176). Именно эти 15 подводных лодок показали в первое полугодие войны образцы мужества и героизма. Шесть лодок из них впоследствии стали Гвардейскими, шесть – Краснознаменными.
Командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко отмечал в своих воспоминаниях:
«Перечитываю записи в дневнике за декабрь 1941 года. Почти в каждой из них говорится о подводниках. Среди многих имен все чаще встречаются одни и те же, с которыми связаны самые смелые и самые дерзкие атаки, самые крупные успехи в боевых действиях Северного флота непосредственно на морском театре. Бибеев, Котельников, Моисеев, Лунин, Гаджиев, Колышкин, Фисанович, Стариков, Шуйский, Видяев, Каутский, Столбов, Мелкадзе – это уже целая плеяда командиров-подводников, заслуженно ставших известными…»
К концу 1941 года на бригаду прибыли новые корабли: К-3, К-21, К-22, К-23, Л-20, Л-22, С-101, С-102. В августе 1942 года пришли: М-119, М-121, М-122, а в декабре того же года – М-104, М-105, М-106, М-107 и М-108. В январе – марте 1943 года, совершив беспримерный для того времени переход с Тихого океана через Атлантику, в Полярный прибыли из Владивостока подводные лодки: С-51, С-54, С-55, С-56 и Л-15. В июне 1943 года в состав бригады поступили С-14, С-15, С-103, С-104, М-200, М-201, через год – С-16, С-17, С-19.
Одной из важнейших задач, решаемых соединениями, базировавшимися в Полярном, стало несение дозорной службы на подходе к главной базе и Мурманскому порту. Кильдинский плёс перед входом в Кольский залив являлся наиболее опасным участком прибрежных вод. Именно здесь сосредотачивались подводные лодки противника, атакуя стеснённые в манёвре суда конвоев. Обычно атаки гитлеровских субмарин сопровождались ударами авиации противника.
Подводники Северного флота, действуя в сложных условиях Заполярья, проявляли самоотверженность, решительность и отвагу. Сотни раз выходили катера-охотники на поиск вражеских подводных лодок и постановку активных минных заграждений на морских сообщениях противника. Много славных боевых дел совершили неутомимые труженики моря — тральщики. Они очищали от вражеских мин фарватеры, несли дозорную службу. Не раз приходили на выручку товарищам, терпящим бедствие в море, перевозили войска и боеприпасы.
В ходе Великой Отечественной войны в тяжелейших климатических условиях Северный флот выполнял задачи по прикрытию приморского фланга от вражеских десантов и обстрелов кораблей, защите своих путей морского сообщения, наносил удары по коммуникациям врага, нарушая транспортные перевозки противника и лишая его инициативы на море. Флот высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага, формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты, прославившиеся в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом и на Северном Кавказе.
Противостоя крупным силам противника, Северный флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1 300 самолётов врага. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров. Была обеспечена проводка 78 союзных арктических конвоев с 1 463 транспортами и 1152 кораблями охранения в рамках программы ленд-лиза, т.е. проводя не только благополучное прибытие их на советские базы, но и сопровождение их отправки в обратном направлении.
По государственной программе ленд-лиза в нашу страну американскими и британскими союзниками поставлялись боеприпасы, техника, продовольствие, топливо, медицинское оборудование и лекарства. А в ответ союзники получили 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса и т.д.
АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ
Проводка конвоев в арктических широтах сопровождалась взаимодействием авиации, флота и разведки двух стран. Британское Адмиралтейство занималось прокладкой маршрутов и формированием конвоев.
Маршруты проходили из Англии и Исландии до Мурманска и Архангельска. При достижении конвоем острова Медвежий охранение как с воздуха, так и с моря осуществлял Северный флот. Кроме того, авиация флота проводила воздушную разведку с целью поиска немецких подводных лодок и надводных кораблей, а также собирала информацию о состоянии погоды и льдов.
Помощь по ленд-лизу была ощутимой и своевременной. Уже с первым конвоем «Дервиш», суда которого пришвартовались в Архангельске 31 августа 1941 года, были доставлены каучук, продовольствие, магнитные мины и 15 истребителей «Харрикейн» (в разобранном состоянии). Уже 6 сентября самолеты были собраны и подготовлены для выполнения боевых задач.
Поход в высоких широтах Арктики был уже своего рода героизмом. Экипажу постоянно надо было проводить маневрирование, чтобы не столкнуться с айсбергами, а обледенение палубы до 15 сантиметров приводило к потере устойчивости и опрокидыванию корабля.
Моряки союзных конвоев были в отчаянии:
«Мы уже знали, что такое холод, но когда волна на лету превращается в лёд – мы поняли, что такое настоящий мороз! В течение получаса весь корабль становился огромной глыбой льда: пушки не могли стрелять, по палубе нельзя было передвигаться».
Поэтому членам экипажа приходилось всё время сбивать лёд, находясь на морозе. Чтобы спастись от холода, моряки одевали на себя всю одежду, какая была в наличии. Один из них вспоминал:
«Я носил тёплое белье, два жилета, пуловер, сапоги поверх морских ботинок, шинель и сверху – полушубок, на руках – две пары перчаток».
Холод был таким, что нельзя было снять перчатки, не рискуя содрать кожу с ладоней.
Самым тяжёлым из переходов был так называемый «рождественский» конвой JW-62/RA-62.
«Тут мы поняли, что такое собачий холод! Я сам впервые связал себе носки!» – делился воспоминаниями участник легендарного конвоя Деннис Эбботт.
Ему вторит Джон Клиффорд:
«Переход в декабре был очень тяжёлый: наш корабль поднимало волнами по 25 футов (7,5 м) высотой, потом ледяная вода обрушивалась на палубу, и бак не было видно под водой».
Погодные условия Арктики – это ещё не самое страшное, что ждало моряков и летчиков. Начиная с 1942 года, все конвои подвергались атакам противника, караваны шли буквально в боевых условиях, теряя транспорты, авиацию и корабли сопровождения. С ними гибли люди и шёл ко дну ценнейший груз. Том Борк, член экипажа танкера «San Venancio» вспоминал:
«На переходе конвой подвергся нападению «волчьей стаи» немецких подводных лодок. Наш танкер вёз высокооктановый бензин. Мы все знали, что для подводных лодок мы были самой ценной мишенью, поэтому было особенно страшно идти в поход именно на танкере. Торпеда в борт – взрыв – и судно сгорает как свечка».
Особенно страшно было находиться внутри судна, поскольку от ледяной воды Арктики моряков отделяло только «пара дюймов стали». Джон Крист, кочегар, крейсер «Norfolk» вспоминал:
«Мы в низах знали, что если корабль потопят, то нам вряд ли суждено выбраться живыми».
Подтверждают это и другие моряки, в частности Лоуренс Уолтер Биггс, член экипажа того же крейсера:
«Главное – постоянно присутствующее, неумолимое ощущение опасности от мин, торпед и всех других угроз: с моря и воздуха».
После кораблекрушения шансов выжить в таких неблагоприятных климатических условиях у моряков практически не было. Даже в случае их спасения, пребывание в ледяной воде причиняло здоровью значительный ущерб. Помощь терпящим бедствие в открытом море приходила, в основном, от советских военных и гражданских моряков, спешивших по сигналу тревоги к месту бедствия.
Вот как описывает спасение очевидец, переживший крушение корабля:
«Спасательный бот. Он переполнен. На банках и меж ними, внизу, на сланях вплотную сидят люди. Оружия не видно. На некоторых плоские английские каски-тарелки и на всех ярко-жёлтые прорезиненные спасательные куртки с красными сигнальными фонариками в нагрудных карманах. Ими снабжали экипажи торговых судов в конвоях. У сидевших на мокрых сланях в легкой одежде ноги и руки оказались сильно обмороженными. Люди не могли даже встать. Да и остальные от долгого, почти неподвижного сидения в битком набитом боте со стоном от боли еле шевелили затекшими ногами. Катерники поднимают на руки исхудавших моряков и, изловчившись, как маленьких детей, передают стоящим на палубе… Вижу, как измученные люди не могут сдержать слёз радости: они спасены, они у своих!».
После спасения терпящих кораблекрушение советские моряки практически сразу же пытались оказывать пострадавшим медицинскую помощь из подручных средств. Как это было можно узнать из воспоминаний:
«С обмороженными руками и ногами больше половины… Одежонки на них почти никакой… Наши ребята дали им своё нижнее бельё… Да, на обмороженные руки и ноги израсходовали все бинты из санитарных сумок и целую банку технического вазелина. Юнга притащил. Ох! Будет же мне от мотористов!.. — покрутил головой боцман. — И всё равно не хватило. Хорошо комендоры подсказали: в Финскую кампанию обмороженные лица и руки ребятам пушечным салом натирали. Противно, конечно, но зато хорошо помогало. Его-то и пустили в ход…».
МЕДИКИ СЕВЕРНОГО ФЛОТА
Роль медиков в данных условиях была велика. Им приходилось оказывать медицинскую помощь не только советским военным и гражданским жителям, но и спасать тысячи жизней союзников: согласно документам медицинского учета лечение от обморожения в госпиталях Мурманска и Архангельска в 1942 — 1943 годах прошла значительная часть иностранных граждан — это были моряки арктических конвоев. Медицинскую помощь также оказывали в советских базовых лазаретах (Белужья Губа на Новой Земле, Тириберка, остров Кильдин, полуостров Поной) и в военно-морских госпиталях, располагавшихся в городах прибрежных территорий (Северодвинск, Молотовск, Кандалакша и других).
Иногда обмороженные пациенты еще имели травмы и ранения. Это осложняло их лечение и выздоровление. Хотя советские врачи, как правило, и придерживались тактики консервативного лечения, ампутация конечностей иногда была неизбежна. Командир польской подводной лодки «Ястреб» Болеслав Романовский писал:
«Подавляющее большинство обитателей нашей палаты составляли моряки разных наций с торговых судов. У тех, кто долго пробыл на открытых плотах и в шлюпках, нередко были ампутированы руки и ноги. Часть палаты занимали моряки с танкеров. Они прыгали со своих торпедированных судов в море, залитое горящей нефтью. Верхняя половина их тел была обожжена, нижняя — обморожена».
Работа медицинских работников осложнялась близостью линии фронта. Госпитали часто подвергались артобстрелам и бомбардировкам со стороны противника. Например, в госпитале Мурманска, в результате авианалетов, уже в 1941 году были выбиты все окна, а также было нарушено водоснабжение и отопление. Из-за невыносимых условий медицинским работникам пришлось переехать в здание школы № 17. Раненые поступали практически каждый день. Медикам приходилось работать круглосуточно. Из описания Болеслава Романовского:
«Госпиталь в Мурманске разместился в случайном каменном здании. Меня положили в громадную палату, где находились раненые и больные союзные моряки. Ещё когда меня несли по лестнице, я обратил внимание, что госпиталь был перегружен до предела. Раненые лежали даже на лестничных клетках, в палатах койки стояли впритык одна к другой».
Для выздоровления больных требовалось усиленное питание, но продовольственные склады были разрушены. Раненых приходилось кормить борщом из морской капусты и другими необычными блюдами из доступных продуктов.
В июне 1942 года приказом командующего Северным флотом госпиталь был переведен из Мурманска в Тюву-Губу (населённый пункт на восточном берегу губы Тюва (Кольский залив). Ночью в течение четырёх часов были перевезены 541 больной.
В зимние месяцы ситуация усугублялась пониженной температурой в помещениях госпиталей — иногда в операционных и палатах она снижалась до 12 градусов по Цельсию. Кроме того, постоянно случались скачки напряжения, лишая помещения освещения и возможности работать с такими аппаратами, как рентген. Иногда операции проводились при свете факелов.
Кроме того, существовал недостаток в медикаментах. Так, например, из отчета военно-морского госпиталя № 73 [прим. — располагался в Полярном, основан 11 июня 1936 года] можно узнать о его снабжении:
«Рыбий жир и витамин «С» госпиталь получает в очень небольшом, явно недостаточном количестве… Совершенно неудовлетворительно снабжение госпиталя такими необходимыми вещами, как хлористый кальций, соляная кислота и барий для рентгеноскопии желудка. Нет основного фуксина и азотной кислоты для лаборатории. Не хватает парафина для парафинотерапии. Госпиталь не обеспечен нагревательными приборами».
Уже 20 июня 1941 года с затонувшего эсминца «Стремительный» одномоментно в госпиталь было доставлено 142 раненых моряка. В течение мая 1942 года в ходе Мотовской десантной операции в госпиталь поступило 1213 раненых и обмороженных. В октябре 1944 года во время Печенгской десантной наступательной операции госпиталь принял более 500 раненых красноармейцев. Всего же за годы войны в госпитале Полярного прошли лечение 18 тысяч человек, среди них также были и моряки союзных государств. Также в госпитале постоянно велась подготовка врачей для кораблей и частей Северного флота на курсах усовершенствования офицерского медицинского состава.
Госпиталь под руководством полковника медицинской службы Попова Н.И. и подполковника медицинской службы Быстрова А.Н. стал ведущим лечебным и научно-методическим учреждением Северного флота. В сентябре 1944 года госпиталю было присвоено наименование Главного военно-морского госпиталя Северного флота. Более 80 медицинских работников во время Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями.
Бетонный обелиск, размещённый неподалеку от городского военного госпиталя, в память о военно-морских медиках Полярного был открыт 19 ноября 1980 года.
На памятнике военно-морским медикам начертаны слова поэта В. Степанова:
«Люди чести! Медики Отчизны!
Вы достойны славы и наград.
Это вы к боям, к труду и жизни
Возвращали раненых солдат.
Дорогие медики России,
Низкий Вам от Родины поклон!»
Предлагаем вспомнить некоторые имена врачей и фельдшеров: военврач 3 ранга Б. Редькин — погиб во время обстрела, находясь рядом с ранеными, не покинул боевой пост и начальник госпиталя, капитан медицинской службы М. Вайсберг; лейтенант медицинской службы С. Холин участвовал в атаке вражеского конвоя на торпедном катере. Деятельность врача П. Соколухо была отмечена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-ой степени.
Легендами овеяно и имя флагманского хирурга Северного флота времен войны Дмитрия Алексеевича Арапова. За годы войны из почти безнадежных ситуаций он вернул к жизни сотни североморцев. На его счету было немало поистине уникальных операций.
Высокие профессиональные качества Д.А. Арапова сочетались с его личным самоотверженным мужеством: он участвовал в рискованных боевых походах, бывал с десантниками в тылу врага, выполняя подчас рядовую, но трудную работу фронтового медика. Дмитрий Алексеевич отличался редкой трудоспособностью. Справляясь с множеством повседневных практических дел, он продолжал и серьезные научные исследования. Его труды по профилактике послеоперационных осложнений и по сей день являются настольным пособием для хирургов. Североморцы гордятся тем, что профессор генерал-лейтенант медицинской службы Д.А. Арапов, так много сделавший для отечественной медицины, служил в госпитале №73 г. Полярного в самые трудные годы его славной истории.
И это всего лишь несколько имен из тысяч медиков, беззаветно служивших своему делу в годы войны.
Военно-морские медики по праву могут разделить боевую славу Северного флота.
Источники:
- https://history.ric.mil.ru/Stati/item/118764/
- http://history.milportal.ru/medicinskaya-pomoshh-inostrannym-moryakam-severnyx-morskix-konvoev-v-period-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-gg/?print=print
- http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/FLOT/severnye_konvoi2.txt
- https://proza.ru/2019/04/03/1484
- https://nasledie.pravda.ru/1090146-dervish/
- https://goarctic.ru/work/more-gorelo-arkticheskie-konvoi-velikoy-voyny/
- https://warspot.ru/4318-arkticheskie-konvoi-plechom-k-plechu-v-holodnom-uglu-ada
- https://topwar.ru/78712-lend-liz-severnye-konvoi-strategicheskoe-znachenie.html
- https://warspot.ru/3906-syny-albiona-vo-ldah-russkogo-severa
- https://zen.yandex.ru/media/iskatel/legendarnye-arkticheskie-konvoi-v-cvete-chast-vtoraia-5ece8ff096652e61330a94b2
- https://litlife.club/books/181337/read?page=60
- https://взглядизпрошлого.рф/pamyatnik-voenno-morskim-medikam/
- https://pamyat-naroda.su/awards/cards/1009934137
- https://srgvs.ru/polyarnyy-v-vov
- https://flot.com/news/north/index.php?ELEMENT_ID=49275&sphrase_id=703292
- https://pamyatnic.ucoz.ru/index/osobennosti_mentaliteta_severjan_v_pervyj_period_velikoj_otechestvennoj_vojny/0-42