Подводная лодка К-21 атакует «Тирпиц»

посвящается 78-летию атаки (05.07.1942 года)

 

К-21 – Краснознамённая крейсерская дизель-электрическая подводная лодка  времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Лодка участвовала в Великой Отечественной войне в составе Северного флота СССР. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.

Лодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде на Заводе № 194 имени А. Марти, спущена на воду 16 августа 1939 года.

3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота ВМФ СССР.

В первом боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, утром 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (1774 брт).

С 4 марта 1942  командиром лодки был назначен Герой Советского Союза капитан 3 ранга Н.А. Лунин (звание присвоено указом от 03.04.1942 года за успешное командование «Щ-421»).

23 октября 1942 года подводная лодка «К-21» была награждена орденом Красного Знамени.За время войны подводной лодке «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей.Подводная лодка «К-21» в сентябре 1954 года была выведена из боевого состава. После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.Весной 1981 года была поставлена в плавдок «ТПД-12» для преобразования в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году. В настоящее время Краснознамённая подводная лодка «К-21» является филиалом Военно-морского музея Северного флота в городе Североморске.

Одним из ярких эпизодом боевого пути лодки «К-21» под командованием Н.А.Лунина стала атака немецкого линкора «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей.

26 июня 1942 года из Хваль-фиорда (Исландия) в направлении Мурманска и Архангельска вышел конвой «PQ-17». В его состав входили 36 транспортных судов, под завязку набитых танками, самолетами и прочей военной техникой. Сопровождали их 6 английских эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки и 2 корабля ПВО, которые должны были защищать этот ценный груз от атак авиации и субмарин противника. Чуть поодаль двигался отряд кораблей, состоящий из 4 крейсеров и трех эсминцев. Кроме того, на более значительном расстоянии конвой прикрывала мощная британская эскадра из двух линкоров, двух крейсеров, авианосца и двенадцати эсминцев. Таким образом, союзный караван охраняли настолько значительные силы флота, что, даже подпрыгнув выше головы, немцы едва ли могли рассчитывать на серьезный успех. С 1 по 4 июля на конвой обрушилась целая серия ударов. Однако все атаки подлодок и бомбардировщиков люфтваффе были успешно отбиты. Потери минимальны.

5 июля в 11.37 немецкая эскадра в составе линкора «Тирпиц», двух тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Хиппер», а также 9 эсминцев вышла из укрытия и пустилась на перехват конвоя «PQ-17». Ближе к вечеру, огибая остров Игней, она оказалась в водах, где несла дежурство подводная лодка «К-21» под командованием Николая Александровича Лунина.
27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер». «К-21» приступила к поиску эскадры противника.

5 июля в 16:33 гидроакустик доложил командиру о приближающемся шуме винтов. Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», и нескольких эсминцев. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты AradoAr 196.

17.23 – Лунин увидел огромное соединение боевых кораблей противника, идущее противолодочным маневром на скорости 20 узлов. Лунин поднырнул под эсминец и оказался в самом центре волчьей стаи. Он постоянно маневрировал, пытаясь занять подходящую позицию для торпедной атаки на линкор «Тирпиц».

17.46 – носовые торпедные аппараты готовы для стрельбы. Еще немного – и цель будет в нужной точке.

17.50 – вражеская эскадра делает неожиданный поворот вправо. Все расчеты атаки теряют актуальность. Теперь надежда лишь на то, что удастся дать залп кормовыми аппаратами.

17.57 – «Тирпиц» подходит к углу упреждений. Расстояние до него 19 кабельтовых (3,5 километра).

18.01 – залп четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины два метра. Интервал между пусками 4 секунды.Через две минуты 15 секунд раздались два взрыва. Шумы винтов удаляются.

18.31 – лодка всплыла на перископную глубину. Видны верхушки мачт уходящей за горизонт эскадры. Слышны раскаты трех длинных взрывов.

В 19.09 подлодка всплыла на поверхность, горизонт был пуст.

Лунин послал радиограмму командованию флота о встрече с немецкой эскадрой и торпедной атаке Тирпица.

К моменту возвращения «К-21» под командованием Н.А. Лунина в базу уже были известны сообщения разведки о том, что 6 июля вражеская эскадра замечена с воздуха. На скорости 10 узлов она возвращалась домой. Причем,линкор «Тирпиц» сопровождали только 7 эсминцев. На этом основании сначала командир бригады подводных лодок Н.И. Виноградов, а затем и командующий Северным флотом А.Г. Головко приняли решение считать атаку Лунина успешной.

В актив героя записали потопленный эсминец и поврежденный линкор «Тирпиц». Подобное толкование событий с политической точки зрения было безупречным. Ведь получалось, что советский подводник в одиночку спас караван «PQ-17» от неминуемого уничтожения. О подвиге советских моряков сообщил ТАСС. И весь мир поверил тогда в эту версию.Из 36 судов каравана «PQ-17» в пункт назначения добралось лишь одиннадцать.

Атака «К-21» производилась в исключительно сложных условиях обстановки к тому же экипажем, который отработал и сдал лишь вступительные задачи КПЛ и имел довольно ограниченный боевой опыт.

Командир лодки «К-21» Н.А. Лунин и его подчиненные продемонстрировали большое личное мужество, сумев выйти в атаку
на крупнейший боевой корабль флота фашистской Германии, двигавшийся в мощном противолодочном охранении. Это достижение тем более примечательно, если учесть тот факт, что ни одной другой советской подлодке не удалось выйти в атаку на боевой корабль размером крупнее эсминца, хотя потенциальные возможности к этому имелись.

Герой Советского Союза Николай Лунин зимой 1943 года стал командиром дивизиона подводных лодок. В марте 1944 года поступил в Военно-морскую академию. После войны вернулся на флот в звании контр-адмирала. В 1962 году ушел в запас. Умер Николай Лунин в декабре 1970 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

 

Историческая справка.

Линкор «Тирпиц» – второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение более чем двух с половиной лет. Британцам периодически удавалось выводить корабль из строя, но их усилия увенчались полным успехом лишь в ноябре 1944 года.  Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица – основателя современного германского флота.Непобедимый 50000-тонный гигант с восемью 15-дюймовыми орудиями, 320-мм броневым поясом и скоростью хода 30 узлов. Одинокий призрак северных морей, чье имя наводило ужас на противников: всего за годы войны советские и британские летчики совершили 700 боевых вылетов к местам стоянки «Тирпица». Немецкий линкор на три года сковал флот метрополии в Северной Атлантике, заставив британцев гонять эскадры линкоров, авианосцев и крейсеров вдоль норвежских фьордов. Его искали соединения подлодок, за ним охотилась авиация и силы специальных операций. Из-за него распустили конвой PQ-17.

Немецкий монстр пережил атаку мини-субмарин. После многочисленных неудачных попыток уничтожить линкор он был потоплен 12 ноября 1944 года в Тромсё, в результате налета английских бомбардировщиков и получения  двух прямых попадания супер- бомб «Толлбой» (вес почти 5,5 тонны). Из 1700 человек, находившихся на борту линкора в момент атаки бомбардировщиками, 971 погиб. Среди них были 27 офицеров и командир корабля капитан-цур-зее Вебер.

После войны шведы закупили часть корпуса «Тирпица», изготовленного из высоколегированной броневой стали, и стали выпускать прекрасные лезвия для бритья.Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

 

Список иллюстраций:

  1. Подводная лодка “К-21”;
  2. Линкор “Тирпиц”;
  3. Командование Северного флота встречает из похода “К-21”;
  4. Николай Александрович Лунин;
  5. Линкор “Тирпиц”.